Что должен уметь и знать ребенок в три года? Социальные навыки ребенка в 3 года

Трехлетние малыши растут стремительными темпами. С каждым днем они не перестают радовать родителей новыми навыками. Речь в сегодняшней статье пойдет о том, что должен уметь ребенок в 3 года, а именно девочка. Несмотря на то, что в мире вряд ли найдется хотя бы двое карапузов, обладающих одинаковыми навыками, в педиатрической практике все же существуют определенные критерии, по которым оценивается нормальное развитие того или иного малыша.

В этом возрасте физиологические особенности организма девочки могут отличаться от общепринятых норм, так как темпы роста у детей сугубо индивидуальные. Если отклонения незначительные, волноваться не стоит. Девочка трех лет должна весить приблизительно от 13 до 15 кг, а рост ее должен составлять около 90 – 97 см.


Некоторые малышки отстают от своих сверстников, а некоторые, наоборот, растут довольно стремительными темпами. Объясняется это особенностями питания, генетической предрасположенностью, двигательной активностью и некоторыми другими факторами. Как бы там ни было, заподозрить патологию у ребенка может только врач, поэтому не стоит волноваться и искать у своего крохи недостатки.

Физическое развитие и двигательная активность

Перейдем к физическому развитию трехлетних девочек. На этом этапе малышка должна обладать следующими навыками:

  • Прыгать с высоты 20-30 см и уверенно приземляться на ноги.
  • Крутить педали и ехать на трехколесном велосипеде.
  • Преодолевать переставным шагом препятствия на полу высотой до 30 см.
  • Ходить и бегать на цыпочках.
  • Бросать мяч или пластмассовый шарик довольно далеко.
  • Стоять на одной ноге около 5 секунд.
  • Хорошо ходить, повернувшись спиной вперед.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.

Если у вашего ребенка что-то не получается из этого списка, не стоит волноваться, возможно, это умение карапуз освоит немного позже.

Девочка трех лет к этому возрасту должна освоить уже довольно много навыков, касающихся быта.


Давайте их рассмотрим:

  • Самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду, застегивая молнию, крупные пуговицы и липучки.
  • Надевать и снимать обувь, застегивая липучки и молнию. Шнуровать ботиночки кроха пока еще не может.
  • Орудовать ножничками. Девочка должна уметь разрезать лист бумаги напополам, а вот вырезание мелких деталей по контуру ей еще пока недоступно.
  • Малютка также должна самостоятельно уметь нарисовать на листе бумаги круг, овал или другую фигуру по просьбе родителей.
  • Правильно держать в руке карандаш или фломастер. Сейчас ребенок может рисовать предметы с довольно искаженными контурами, например, кошек или собак с довольно большими головами.
  • Дети трехлетнего возраста самостоятельно умываются и чистят зубы, если родители помогут выдавить зубную пасту на щетку.
  • На этом этапе развития дети уже умело переливают жидкость из одной чашки в другую, закручивают и откручивают крышечки с баночек и бутылочек.

Если показать девочке какое-то действие, она будет с удовольствием повторять за мамой или папой.


Очень важно сейчас стимулировать желание крохи познавать мир и осваивать новые умения. Это необходимо как для хорошего физического, так и психоэмоционального развития ребенка.

Все родители с замиранием сердца ждут, когда из уст их малыша прозвучат первые внятные слова. Часто этот волнительный момент совпадает именно с трехлетним возрастом. Тут же возникает вопрос, а все ли нормально с речевым аппаратом крохи и нормально ли развивается малыш в этой сфере?


Итак, что должен уметь малютка в этом возрасте:

  • Девочка должна уметь назвать свое имя, скачать, сколько ей лет и показать это на пальцах.
  • Составлять простые предложения, включающие существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Конечно, окончания слов и их порядок пока еще может быть неправильным.
  • Уменьшать слова, например, собака – собачка, кошка – кошечка.
  • Называть обобщенные понятия – кошка, собака, лошадка (животные), курточка, кофта, штаны (одежда).
  • Правильно произносить практически все звуки, кроме сложных – «ж», «с», «ч», «ш».

Словарный запас в этом возрасте должен составлять приблизительно от 300 до 600 слов, при этом понимает малютка около 1000 – 1500 слов, которые произносят окружающие.

Развитие мышц у детей начинается еще в утробе, а после появления ребенка на свет этот процесс набирает стремительных темпов.


В трехлетнем возрасте девочка должна уметь следующее:

  • Ходить и бегать без помощи родителей.
  • Уметь наклоняться вперед, назад и в сторону.
  • Идти спиной вперед.
  • Бить ногой по мячу, отбивать его, бросать руками.
  • Подниматься и спускаться по ступенькам без помощи родителей.
  • Стоять на одной ноге и делать несколько прыжков.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Преодолевать препятствия высотой 30 см переставным шагом.
  • Залазить на стул, диван.
  • Спускаться с горки на детской площадке.

Если у малыша наблюдается отставание по одному или нескольким пунктам из вышеперечисленного списка, речь идет о негармоничном развитии крупной моторики. Здесь необходима помощь специалиста и коррекция физического развития крохи.


Если же малютка не в состоянии выполнить элементарные умения, такие как ходьба, бег, прыжки, требуется срочная диагностика и поиск причин такого отклонения.

На данном этапе важное значение в развитии малышей имеет мелкая моторика. Сейчас карапуз с удовольствием осваивает новые умения и навыки, учится управлять своими пальчиками. В 3 года девочка должна уметь делать следующее:

  • Брать пальчиками мелкие предметы, уметь перекладывать их из руки в руку, не роняя на пол.
  • Держать в руке ножнички и резать ими бумагу.
  • Правильно держать ручку, фломастер или карандаш, рисовать элементарные фигуры.
  • Лепить из пластилина несложные детали.
  • Складывать крупные пазлы.
  • Строить пирамиду и башню из кубиков.
  • Застегивать липучки на одежде или молнию.
  • Кушать самостоятельно ложкой.
  • Складывать фигурки в коробочку.
  • Катать мячик.

Родители должны обязательно брать во внимание тот факт, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на психическое состояние малютки.


Ученые доказали, что чем лучше ребенок развит физически, тем стремительнее будет формироваться его речь и психика.

Психологический и эмоциональный аспект развития

В возрасте трех лет психоэмоциональное развитие девочки имеет свои нюансы. Давайте рассмотрим основные пункты:

  • Эмпатия, то есть способность осознанного переживания другому человеку, практически отсутствует.
  • Малютка не может самостоятельно принимать решения.
  • В психике преобладает эгоцентризм.
  • Эмоциональная реакция имеет прямую привязку к желаниям ребенка.
  • Дети в этом возрасте имеют завышенную самооценку.
  • Очень важно для малыша то, как его поведение и желания оценивают родители.

Как и в более раннем возрасте, сейчас взаимосвязь малютки с мамой очень тесная. Карапуз нуждается в ее защите и поддержке, расстраивается, если проходится разлучаться с родными людьми надолго. Родители не должны расценивать это в качестве капризов, ведь психика маленького непоседы имеет свои особенности.

В возрасте 3 – 3.5 лет у детей преобладает наглядно-действенный характер мышления. Каждый предмет, который видит маленький непоседа, вызывает у него желание взаимодействовать с ним, то есть, собирать, разбирать, трогать руками. Например, увидев кубики, малышка захочет собрать башню или бросать их, при виде карандашей и бумаги она захочет рисовать, мячик вызовет желание бросить его или катать по полу.


Такие действия ребенка могут показаться для родителей немного утомительными, но нельзя забывать, что в этом заключается потребность трехлетнего малыша. Иными словами, так кроха познает мир и учится взаимодействовать с ним.

Развивающие игры

Трехлетний малыш чрезвычайно активен и не может усидеть на месте. В этом возрасте маленькие всезнайки очень любят играть в различные игры со взрослыми. Давайте рассмотрим несколько вариантов таких занятий.

Для этого занятия необходимо взять 2 листа бумаги и нарисовать на них красный и зеленый круг. Эти круги нужно вырезать и приклеить к палочке. Если мама поднимает красный круг, карапуз должен стоять на месте.


При поднятии зеленого круга малыш должен идти. Особенно весело играть в эту игру, если в доме несколько детей.

Отлично развивают мелкую моторику игра, во время которой кроха должен наклеивать на бумагу наклейки. Их можно приобрести в детском магазине или заказать в интернете.


Кстати, с помощью этих наклеек можно учить геометрические предметы, животных, цвета, цифры, буквы и прочее. Занятие будет не только веселым, но и полезным.

Для этой игры потребуются кубики или рисунки с одинаковыми изображениями. Их нужно разложить перед крохой в хаотичном порядке и попросить непоседу отыскать одинаковые.


Такое занятие хорошо развивает память и внимание. В нее могут играть дети самых различных возрастов.

Для этого занятия понадобится ракетка для настольного тенниса и небольшой воздушный шар. Ребенку следует показать, как правильно отбивать шарик ракеткой.


Занятие будет очень полезным для тренировки ловкости, координации в пространстве, крупной и мелкой моторики. Можно использовать 2 ракетки и стараться отбивать шарик друг другу.

Для этой игры нужно собрать различные игрушки и попросить разложить их по разным коробочкам, при этом учитывая цвет предмета.


Зеленые игрушки в одну емкость, желтые в другую и так далее. Кроме этого, предметы можно также сортировать по величине и форме.

Для тренировки мышления и внимания можно поиграть в игру, которая заключается в поиске спрятанного предмета. Прятать игрушку нужно в комнате, но так, чтобы карапуз смог найти ее. Это можно сделать, например, под подушкой или в коробке с другими игрушками. Во время поиска можно использовать подсказки – «горячо» или «холодно».


Старайтесь уделять своим малыша как можно больше времени, гуляйте с ними, разговаривайте, читайте книги, рассказывайте сказки. Это позитивно скажется не только на развитии малютки, но и на личностных взаимоотношениях с мамой и папой.

Возраст 3 года – это именно тот жизненный этап, когда многие карапузы отправляются в детский сад. В связи с этим у родителей возникает много вопросов по поводу того, что же должен уметь делать малыш? Ниже рассмотрим некоторые критерии, которые требуются от детей, поступающих в дошкольное учреждение:

  • Умение ходить на горшок. Если родители не хотят, чтобы их чадо ходило в мокрых колготках, очень важно перед тем, как отправляться в детский сад, освоить этот навык.
  • Самостоятельно кушать ложкой. Если девочка не освоила это умение дома, ее шансы остаться голодной сильно повышаются.
  • Надевать и снимать самостоятельно верхнюю одежду и обувь.
  • Самостоятельно мыть руки с мылом.
  • Кроха должен обязательно уметь сообщить воспитателю или нянечке, если его что-то тревожит или у него что-то болит.

Ну и, конечно же, следует учить своего маленького непоседу уметь взаимодействовать с другими детьми. Этот навык очень важен для того, чтобы малыш комфортно чувствовал себя в незнакомом коллективе.


В каждом саду есть свои правила, о которых родителям обязательно сообщают перед тем, как принять ребенка. Особенно это касается частных учреждений.

Специалисты утверждают, что чем раньше выявлен тот или иной дефект развития у ребенка, тем больше шансов на его успешную коррекцию. Итак, что должно насторожить родителей:

  • Малыш не сморит в глаза или сразу же отводит взгляд при попытке установления зрительного контакта с ним.
  • Повторяющиеся и стереотипные движения. Это могут быть такие действия, как беганье по кругу, не меняя траектории, бросание мячика, катание машинки и так далее.
  • Проявление агрессии по отношению к другим детям и взрослым. При этом приступы могут случаться как дома, так и в саду.
  • Садизм по отношению к животным. Если малышка ловит насекомых или животных, мучает кошек, собак, необходимо обязательно показать кроху специалисту.
  • Нежелание вступать в контакт с другими людьми, что может свидетельствовать об аутизме и других психических расстройствах.
  • Излишняя страсть к упорядоченности действий. Например, если карапуз стремится разложить игрушки строго по цветам и размеру.
  • Нарушение сна и трудности с засыпанием. Тревожный сон может свидетельствовать о психологических травмах и других нарушениях.

Важно также обращать внимание на развитие речи.


Если в три года малютка не имеет в своем лексиконе хотя бы 300 – 500 слов, это повод обратиться к специалисту. Ранняя диагностика тех или иных заболеваний позволяет справиться с ними без негативных последствий для здоровья ребенка.

Подводим итоги

Дети растут и развиваются очень быстро. Каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности и не стоит волноваться, если у него что-то получается немного хуже, чем у других, следует просто приложить немного больше усилий. Кроме этого, для формирования гармоничной личности необходимо, чтобы атмосфера в семье была максимально доброжелательной. Это поможет наладить контакт карапуза с родителями и вырастить полноценную личность.

Видео

Если вы хотите получить больше информации на интересующую вас тему, обязательно просмотрите этот видеоролик до конца. Своим опытом делится одна из мамочек.

Развитие ребёнка в 3 года прошло множество этапов. За это время малыш многому научился, но ещё больше свершений у него впереди. В этой статье вы узнаете что должен уметь трехлетний ребёнок, если с ним заниматься, и с помощью каких занятий его развивать.

Рост и вес

Малыши значительно подросли и окрепли по сравнению с двумя годами.

Что умеет ребенок 3-х лет

  • На несколько секунд вставать на носочки и пройти так около трех метров.
  • Быстро бегать, перешагивать через препятствия.
  • Простоять несколько секунд на одной ноге.
  • Перепрыгнуть через начерченную на полу линию и подняться самостоятельно по лестнице.
  • При движении вверх чередует ноги, а при движении вниз по лестнице, ставит обе ноги на ступеньку.Спрыгнуть с последней ступеньки двумя ногами.
  • Умеет играть с мячом, бросать и ловить, научился кататься на трехколесном велосипеде.
  • Сам кушает, держа приборы за конец ручки.
  • Самостоятельно одевается и обувается, пытается застегнуть пуговицы.
  • Раздеваться тоже умеет сам, причем, если научили, может складывать свою одежду на стульчик.
  • Умеет мыть и вытирать полотенцем руки, многие дети уже научились самостоятельно чистить зубы, но пасту должен помочь выдавить взрослый.
  • Может вставить ключ в дверной замок и открыть его.
  • С удовольствием накрывает на стол, расставляет тарелки и раскладывает приборы.
  • Самостоятельно пользуется туалетом (но еще не умеет пользоваться туалетной бумагой).

Ребенок в 3 года научился


Навыки самостоятельной игры

Когда малыш играет с игрушками, охотно берёт на себя роль мамы или врача, одевает и раздевает кукол, выражает свою фантазию, представляя кубик машинкой, например.

Ребенок в 3 года может играть без игрушек, только пользуясь своим воображением. В игре присутствуют сказочные герои, и может себя назвать каким-нибудь героем. Во время игры говорит за игрушки и за себя, комментирует свои действия.

Как рисует ребенок в 3 года

Он уже пробует себя в роли художника, что хорошо обрисовывает его уровень развития, при том, что эти рисунки пока похожи на каракули.

Карандаш держит правильно, рисует линии, круги. Может нарисовать домик и солнышко.

Благо научите изображать человечка, где руки и ноги палочки, – сможет воспроизвести. Но чаще изображает голову или туловище, может нарисовать голову с ногами и руками, проще сказать колобка.

Малыш в три года уже берётся рисовать по собственному плану, при этом объясняет, что рисует и что происходит на рисунке. Начинает раскрашивать свои рисунки.

Проявляет интерес к рисованию и лепке. Может слепить шарик, колбаску, бублик. Эмоционально откликается на результат своего творчества: радуется, если все удаётся и расстраивается, если что-то не получилось сделать.

Что понимает ребенок в 3 года

  • Возможно, с трудом, но начинает понимать где левое а где правое. Чувствует различие между своим и чужим. Понимает, что чужие вещи нужно возвращать.
  • Знает названия и функции частей тела: глаза для того чтобы видеть, ноги – чтобы ходить, уши – чтобы слышать.
  • Отчетливо понимает, где один, а где много.
  • Все дети любят слушать сказки, самые любимые готов слушать много раз.
  • Хорошо понимает речь взрослых, особенно если речь идет об известных ему событиях.

Речь ребенка в 3 года

  • К трем годам малыш должен называть на картинках простые предметы быта и животных.
  • Ребенок в 3 года говорит о себе «я»: «я пошел», «я сам», а также задействует местоимения «ты», «мы», «мое». Фразы ребенка простые, состоящие из 3 — 4 слов, соединяет пару фраз в сложное предложение: «Когда мама помоет посуду, мы будем играть».
  • Трехлетний малыш знает свое имя и фамилию, а также имена родителей и друзей, отвечает на вопрос «Сколько тебе лет?», показывая сначала на пальчиках. Знает кто он: мальчик или девочка.
  • Задает много вопросов познавательного толка: почему? зачем? Теперь малыш хочет понять этот мир и будет задавать много вопросов — «Почему?». Чем раньше малыш открывает этот вопрос, тем лучше его умственное развитие.

Если ваш ребёнок не начал задавать подобных вопросов, попробуйте его простимулировать , задавайте сами такие вопросы и сами же отвечайте.

Не оттягивайте визит к логопеду и неврологу, если ребенок в три года все еще не начал говорить, или общается с помощью лепета.

Психическое развитие ребёнка в 3 года

В 3 года дети проявляют свой нрав. Кроха становится более разговорчивым, любопытным, непоседливым. В этом возрасте малыши уже ощущают себя личностью, очень любят говорить: «Я сам».

При должном воспитании слушается взрослых, не шумит в общественных местах. Хотя конечно может упрямиться если не понимает чего от него хотят родители или не хочет в чем-то себя ограничивать.

Ребенок осознает юмор, может рассмеяться над чем-либо показавшимся ему смешным, гордится собой, если что-то делает хорошо или лучше других, эмоционально откликается на красивое и некрасивое.

Помимо этого:

  • Сопереживает героям сказок, выражает сопереживание мимикой.
  • Испытывает чувство стыда, обиды и огорчения, уже может постоять за себя и дать сдачи.
  • Соображает, как нельзя делать. Когда видит как другие дети совершают не очень хорошие поступки, оценивает и осуждает их говорит: «Нельзя обижать котенка», «Нельзя обзываться».
  • Ребенок в 3 года уже ревнует и обижается, умеет сердиться и изредка лукавить, может и заступиться, и очень любит немножко похулиганить.
  • В этот период возникает боязнь темноты. Ребенок настороженно относится к незнакомым людям и непривычным ситуациям.
  • Понимает где опасность, что полезно, а что нет, закладывается сознание осторожности.
  • Начинает отличать прошлое и будущее.

Ребёнок в 3 года умеет запоминать маленькие стишки, песенки, помнит их наизусть. По картинке может пересказать сюжет знакомой сказки.

Словарный запас в этом возрасте расширяется до 1500 слов, малыш составляет предложения. Может произносить фразы из трех слов с подлежащим и со сказуемом.

Он уже умеет играть в игру логично и последовательно, фантазирует, соблюдает правила. Различает и знает названия основных цветов, формы предметов.

Играя с другими детьми обменивается игрушками. Все дети приходя на площадку играют в чужие игрушки, не обращая внимания на свои.

Кризис 3 лет

«Совсем от рук отбился!», «Ну и неслух растет!» — восклицают мамы и папы, бабушки и дедушки, не подозревая о том, что внешнее непослушание, упрямство и протест могут оказаться обратной и крайне необходимой стороной позитивных личностных изменений.

Совершая скачок в психическом развитии, ребенок отвергает старые формы взаимодействия с миром, чтобы освоить новые. А этот процесс не всегда протекает безболезненно.

Все, что было интересно до сих пор, обесценивается. Ломаются не только любимые игрушки, но и весь установившийся порядок. «Я сам! Дай!» кричит недовольный отказом карапуз, и вот уже не за горами плач и истерика.

Истерика — основной признак кризиса трёхлетки. Разумеется, она была и в более раннем возрасте из-за усталости и переутомления. Родителям было гораздо проще успокоить своё чадо.

У ребёнка в 3 года истерики становятся способом манипуляции при желании заполучить новую игрушку. Поэтому они случаются в местах с большим скоплением зрителей – в магазинах и на улице.

Основой же поведения становится стремление все делать наоборот. «Назло», — говорим мы, и, конечно, ошибаемся. Потому что ребенок далек от мысли «делать зло», он просто защищает свое «я».

Советы психолога, как пережить кризис 3 лет

Ребенок ведет себя конфликтно не потому, что он так хочет, а потому, что по-другому он пока не может. Такое осознание поможет побороть раздражительность и негодование в адрес ребенка.

  • Никогда не оставляйте ребенка наедине с истерикой (частые и длительные истерики могут отразиться на его психическом здоровье)
  • Привлекайте ребенка к посильной для него работе (но только по его согласию), не забыв похвалить за результат.
  • Помогайте тогда, когда он просит, а не тогда, когда вы этого хотите.
  • Предоставьте выбор в мелочах (к примеру, одеть желтую или синюю футболку, приготовить гречневую или рисовую кашу). Подчеркивайте право его выбора в отдельных вопросах и ваше доверие к нему.
  • Не пытайтесь побороть упрямство ребенка. Оно просто необходимо для формирования воли и целеустремленности. Пробуйте перевести его внимание на новую игрушку или занятие.
  • Не говорите категоричное «нет», иногда достаточно согласиться, чтобы ребенок через 2-3 минуты потерял интерес к предмету спора.
  • Проигрывайте сложные ситуации с куклами, мягкими игрушками: пусть они проявят непослушание, а малыш научит их правильно себя вести.
  • Не навешивайте ярлыки («Бандит», «Неслух»), оценивайте только поступок, но не личностные качества ребенка. В противном случае, малыш привыкнет к тому, что он бандит, и будет изводить вас и дальше.
  • Не меняйте требования (сегодня нельзя, а завтра можно), проявляйте твердость в вопросах режима дня и безопасности.

Не стоит исполнять все желания ребенка и позволять ему манипулировать собой, чтобы избежать конфликта.

Как развивать ребёнка в 3 года

Физическое развитие

Чтобы повышать выносливость, совершенствовать ловкость и координацию движений, ежедневно должны проводиться занятия, затрагивающие физическое развитие. Вот основные:

  • подвижные игры с простыми правилами; преодоление полосы препятствий; спортивные конкурсы с небольшими призами;
  • прыжки на двух ногах; на одной ноге, спрыгивание с небольших возвышенностей; перепрыгивание через проведённую на полу линию;
  • танцы; детская аэробика; фитнес; зарядка под музыку, стихи или детскую спортивную передачу;
  • езда на велосипеде, беговеле, самокате;
  • плавание;
  • посещение детской площадки, упражнения на спортивной стенке (перекладина, канат, лесенка, кольца, рукоход.

Сенсорное развитие

Развиваются органы чувств ребёнка: зрение, осязание, обоняние, слух, тактильная чувствительность. Благодаря занятиям сенсорикой малыш учится определять предметы по вкусу, запаху, форме.

Занятия для сенсорного развития

  • Определение предметов по запаху;
  • Определение геометрических фигур на ощупь;
  • Угадывание продуктов по вкусу и запаху;
  • Определение фактуры

Мелкая моторика

Мелкая моторика напрямую связана с нервной системой, вниманием, памятью и восприятием ребёнка, зрением, речью ребёнка.

В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены друг к другу очень близко, поэтому тесно связаны. При стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр также начинает развиваться. Мелкая моторика также влияет на почерк, развитие творческих навыков, усидчивость, внимание и воображение.

Занятия на развитие мелкой моторики

  • Игры с сыпучими предметами (песком, крупами) и водой;
  • Перелистывание страниц, разрывание бумаги, вырезание;
  • Пальчиковая гимнастика, массаж ладошек, игра в «ладушки»;
  • Нанизывание крупных бусин на верёвочку;
  • Завинчивание крышек, застёгивание и растёгивание пуговиц, кнопок, замков; завязывание шнурков;
  • Лепка из пластилина и солёного теста, игра со слаймами и лизунами (одеть ребёнка в одежду, которую не жалко, слаймы плохо отстирываются);
  • Рисование и раскрашивание карандашами и пальчиковыми красками.
  • Собирание пазлов и мозаик.

Речь

На самом деле, не у всех детей трёхлетнего возраста речь развита хорошо. Некоторые вовсю говорят сложные предложения, и болтают без остановки, другие только начали более-менее правильно произносить слова, а третьи предпочитают больше молчать и речь их очень далека от совершенства.

Для развития речи у ребёнка в три года можно заниматься следующими упражнениями:

  • открывать и закрывать рот как птенец;
  • цокать языком как лошадка и улыбаться одновременно;
  • высунуть языки поводить им вправо, влево, по кругу;
  • высовывать язык и прятать обратно в рот;
  • сворачивать язычок трубочкой;
  • читать стишки, потешки, сказки, загадки; обсуждать прочитанное;
  • обсуждать, как прошёл день;
  • неправильно произнесённую фразу ребёнка нужно деликатно исправить, рассказать карапузу, как правильнее выразить свою мысль.

Дети, которым регулярно читают, логически мыслят, задают вопросы о содержании произведения. У них расширяется словарный запас, так как в обычной своей речи мы произносим ограниченное количество слов. Из книги малыш у знает о тех словах, которые родители не произносят часто, будет интересоваться их значением.

Социальное развитие

Трёхлетний ребёнок тянется к сверстникам, активно стремится играть с другими детьми, доброжелательно относится к детям, не выхватывая игрушки, делится своими. Участвует в ролевой игре с другими детьми, причем соблюдает установленные правила в игре и знает свою очередность.

Многие дети в этом возрасте посещаю дошкольные учреждения, их социальное развитие идет свои темпом, так как они много общаются с другими детками, воспитателями, нянечками. Если трёхлетка ещё не ходит в детский сад, родители должны уделять больше внимания его социальному развитию.

Трёхлетка должен уметь


Трёхлетка способен сопереживать, если кому-то плохо, может помочь, пожалеть. Если в доме кто-то спит, ведет себя тихо, различает эмоциональный настрой родителей.

Музыкальное развитие

Способствует формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру, зарождает любовь к прекрасному. Музыка помогает развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, формирует художественное мышление, побуждает к творчеству.

Примеры занятий для музыкального развития

  • Пение детских песен под музыку и без;
  • Воспроизведение звуков с помощью игрушечных музыкальных инструментов(барабан, бубен, маракасы, ксилофон, синтезатор, погремушки, ложки и т.д.);
  • Прослушивание мелодий с разным ритмом, тихо и громко;
  • Танцы под энергичные композиции, классическая музыка — фоном;
  • Угадывание знакомых песенок по мелодии.

Творческое развитие

Замечательно, если получится организовать дома творческий уголок, куда ребёнок сможет выставлять свои поделки.

Занятия, направленные на развитие творческих способностей


Как и во что можно играть с ребёнком в 3 года

Каждая игра для ребенка не должна быть только развлечением, она должна развивать различные навыки и умственные способности. В этом возрасте очень полезны для развития мелкой моторики занятия с пластилином.

Для начала пусть пробует лепить простые фигуры, раскатывать колбаски и шарики, простые геометрические фигуры. Пусть учится размазывать по бумаге пластилин, после этого можно оставлять на нём отпечатки различных предметов.

Полезны подвижные игры. Кидайте друг другу мяч, развивайте координацию, пусть учится кидать прямо в цель. Можно начинать изучать буквы и звуки. Если вы повесите на стену озвученный плакат — алфавит, ребенку будет любопытно нажимать на кнопочки и слушать звуки, так он начнет запоминать буквы и звуки.

Игра, которая помогает развивать восприятие цвета

Нужно выбрать две игрушки, различных цветов (пластмассовые или резиновые куколки, звери, машинки) также нужны листы бумаги или картона тех же цветов что и игрушки.

Сядьте прямо на пол, посадите ребенка туда же, берите в руку игрушку и играете с ней перед ребенком. Например, катайте по полу машинку или возьмите игрушку — зверюшку, пусть она попрыгает.

Теперь нужно взять цветные бумажки и положить на них игрушку, каждый лист такого же цвета что и игрушка. На каждый листок положите игрушку соответствующего цвета. Это игра под названием «Давай поищем домик для нашей игрушки». Вы должны найти и сказать каждый цвет листка.

Игра «Что плавает?»

Нужно наполнить любую емкость водой. Найти предметы или игрушки из разных материалов, на одну игру не более четырёх предметов разной текстуры. Ребенку нужно угадать, какая вещь утонет, а какая удержится на воде.

Пусть кроха сам кладет игрушки в воду и затем поиграет с этими предметами. Когда он будет играть, опишите каждый предмет, например «эта кукла, она из пластмассы, а пластмасса легкая, из-за этого она не тонет, а просто плавает.

А это ложка, она сделана из металла. Она тонет, потому что металл тяжелый и всегда тонет. Сразу после этого предложите ему протереть предметы салфеткой. С помощью этой игры ваше чадо сможет запомнить и понять свойства предметов.

Энергично развивайте речевые навыки малыша, стимулируйте его интерес к окружающему миру.

Можно начать играть с малышом в «рифму». Ищите с ребенком рифмующиеся слова. Читайте детские стихи и попросите ребенка закончить фразу.

Развитие ребёнка в 3 года во многом зависит от родителей. Если они хотят вырастить умного, любознательного, усидчивого малыша, с ни нужно больше заниматься.

Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения :

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика , например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

В возрасте трёх лет развитие детских навыков протекает быстро, порою, скачками, и бессмысленно сравнивать достижения разных малышей, поскольку каждый из них совершенствуется по индивидуальному плану, заложенному природой. Переломный момент, доставляющий родителям много хлопот, как правило, уже остаётся в прошлом или близок к завершению, а ребёнок, активно пополняющий список новых умений, всё больше радует мам и пап. Удостовериться, что малыш не отстаёт, поможет знание того, что должен уметь ребенок в 3 года.

Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.

Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:

  1. Трёхлетние дети всё лучше могут управлять своим телом, координировать движения, постепенно выравнивается шаг ребёнка при ходьбе.
  2. В связи с развитием нервной системы, дети дольше бодрствуют, лучше воспринимают и запоминают информацию, повышается их работоспособность. Из-за этого монотонные занятия уже не кажутся некоторым деткам столь обременительными – они более усидчивы и терпеливы.
  3. Развитие моторной функции расширяет возможности карапуза, и он может выполнять множество различных действий, относящихся к бытовой области и играм. Вследствие этого, совершенствуется и речевой навык, а лексикон крохи пополняется до 1000 слов. Несмотря на то, что у деток не всегда получается правильное произношение, а некоторые буквы им, вообще трудно выговаривать, они разговаривают беспрерывно – в таком случае родителям нужно заняться с малышом артикуляционной гимнастикой или отвести к логопеду.
  4. Три года – это время бесчисленного числа вопросов, обращённых к взрослым, и важно чтобы ребёнок получал исчерпывающие ответы на доступном языке.

Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста. Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Выяснив, что должен уметь делать трёхлетний малыш, родители получают возможность сравнить успехи своего чада со средними показателями этого возраста. Это облегчает составление обучающей программы, направленной на разностороннее развитие.

На данный момент детишки усвоили массу двигательных навыков и находятся в хорошей спортивной форме:

  • они с лёгкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, отлично лазают по вертикальной лестнице;
  • быстро бегают, при этом меняя направление;
  • сами могут взбираться на возвышения и спускаться;
  • кувыркаются и ходят задом;
  • уверенно манипулируют мячом;
  • сохраняют баланс, стоя на носках, проходят таким способом несколько метров;
  • осваивают езду на велосипеде;
  • хорошо прыгают на одной ножке.

С трёх лет малышей уже можно отдавать в разные спортивные кружки и секции, заниматься с ними танцами и плаваньем.

Речевое развитие ребёнка достигает определённых высот – дети говорят связными предложениями, хотя всё ещё могут не выговаривать некоторые буквы.

Читайте также:

Большинство деток обладают хорошими речевыми навыками:

  • способны вести разумный диалог с ровесниками и взрослыми;
  • с готовностью дают ответы на вопросы взрослых;
  • могут описать картинку, используя 5-6 связных предложений;
  • фразы их состоят из основных составляющих частей речи, уже используются и предлоги;
  • детки пересказывают прозу, способны запомнить стихотворения;
  • знают членов семьи и знакомых по именам грамотно выговаривают своё собственное имя;
  • начинают применять антонимы и прилагательные.

С речью ребёнка неразрывно связаны его интеллектуальные способности. Хорошо развитый малыш должен уметь в три года находить причинно-следственные связи между событиями и делать соответствующие выводы.

Так же для детей этого возраста свойственно:

  • находить различия и общие признаки отдельных живых и неживых объектов, предметов, сравнивать изображения, распознавать элементы, не вписывающиеся в общую картину;
  • выстраивать простые логические цепочки по рассказам и, наблюдая за природными явлениями;
  • обладать знаниями о множественности, иметь представление о цифрах и арифметическом счёте;
  • называть и отличать разные цвета и оттенки;
  • распознавать основные фигуры – квадрат, круг, треугольник;
  • собирать мозаики и пазлы из 7-8 элементов;
  • обсуждать события, происшедших в недавнем прошлом.

Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет:

  • использовать ножницы для вырезания;
  • держать карандаш, кисточку и ручку;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина колбаски и шарики.

Трёхлетний ребёнок обладает многими бытовыми умениями, и каждый день приобретает новые полезные навыки и привычки:

  • самостоятельно ест с помощью ложки и вилки;
  • умывается, пользуется зубной щёткой и пастой;
  • умывает руки, прежде чем сесть за стол;
  • способен обуться, разуться надеть верхнюю одежду;
  • хорошо справляется с пуговицами, шнурками, липучками, молниями;
  • использует салфетки и носовые платки, если испачкается;
  • складывает свои вещи и игрушки, наводит порядок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, нельзя забывать о формировании коммуникабельности у детей. Им крайне необходимо контактирование с посторонними и незнакомыми людьми, таким образом, совершенствуются их социальные навыки:

  • дети легко знакомятся со сверстниками;
  • они уже понимают правила некоторых настольных и уличных игр;
  • играя, могут оценивать опасные ситуации и предпринимать попытки их предотвращения;
  • малыши уже способны прощаться, приветствовать и благодарить ровесников и людей старшего поколения.

Различие в поведение детей разных полов проявляются всё ярче. Особой двигательной активностью обладает мальчик, уметь в три года он может многое, в основном, копируя жесты и действия отца. Он упрям и самостоятелен, предпочитая конкретное выражение своих чувств и желаний.

Размышляя над тем, что надо уметь в 3 года девочке, можно прийти к выводу, что основные её навыки связаны с более развитой речью, к тому же, малышки умеют не только говорить, но слушать и слышать родителей. Благодаря этой способности, с ними всегда проще договориться.

Обучающие игры и развивающие игрушки

Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки.

Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

  • мячи;
  • толокары, машинки-каталки;
  • детский гольф, кегельбан;
  • специальные коврики для танцев;
  • самокаты, трёхколёсные велосипеды;
  • детский спортивный комплекс;
  • батут;
  • сухой бассейн.

Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:

  • наборы кубиков, конструкторы;
  • мозаики, пазлы, детское лото и домино;
  • сортёры, игрушки-вкладыши, шнуровки;
  • резиновые фигурки животных;
  • интерактивные игрушки, книги, глобусы, карты;
  • детские музыкальные инструменты;
  • творческие комплекты, краски, мольберт, наборы для лепки.

Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.

В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.

Кризис трёх лет: неотъемлемый этап взросления

Переходный период, который случается в жизни каждого ребёнка, в большинстве случаев, начинается с двух лет и может продлиться до трёх и даже четырёх лет. В зависимости от темперамента малыша, он может быть явным или менее выраженным. Если брать мальчиков и девочек, у первых основной причиной конфликта становится упрямство и нежелание выполнять необходимые требования родителей, малышки протестуют, начиная капризничать.

Непослушание и враждебное поведение детей связано с изменениями в их психике – собственные достижения заставляют малышей самоутверждаться таким не совсем приятным способом. Очень часто, устраивая настоящий скандал, ребёнок вовсе не ждёт, что родители пойдут на уступки, ему важно понять, встретит ли он сопротивление со стороны старших. Совсем углубляясь в этот аспект, можно сказать, что если взрослые идут на компромисс, маленький агрессор чувствует себя более защищённым, но негативным следствием разрешения ситуации обязательно станет дальнейшая манипуляция чувствами отца и матери.

Распознать начало проявления кризиса у детей можно по следующим характерным признакам:

  1. Отрицание ребёнком всего, чтобы ему не предлагали, даже вопреки собственным желаниям. Детский негативизм, как правило, направлен на одного из родителей.
  2. Непослушание, выражающееся в своеволии – ребёнок показывает, что не нуждается в посторонней помощи, делает всё сам, даже если не получается – одевается, готовит себе еду, пытается сам переходить дорогу во время прогулки.
  3. Упрямство, доходящее до абсурда – малыш не хочет убирать за собой игрушки, мыть свою тарелку, кушать кашу, и делает это демонстративно.
  4. Протест – ещё один симптом наступления кризисного этапа. Дети не желают соблюдать элементарные правила, их невозможно уложить спать или покормить. Обычные слова ребёнка «не буду», «не хочу». В большинстве случаев, развязка, повторяющаяся до 20 раз в день – плач, крики, буйная истерика.
  5. Дети становятся крайне строптивыми в отношении всего, что их окружает – вещей, людей, правил распорядка дня. Им не нравится буквально всё.
  6. Настырность и деспотизм, когда карапуз требует выполнения своего желания и ведёт себя с родителями агрессивно – он может кричать, топать ногами, даже ударить маму.
  7. Другое проявление – обесценивание близких людей, выражается это в грубых и жестоких словах, обзывательствах по отношению к членам семьи. При этом малыш ломает, рвёт и топчет любимые ещё вчера игрушки, книги, одежду.

Конечно, родителям сложно относится к неадекватно ведущему себя ребёнку с прежней теплотой, но нужно понять, что это временные трудности, и, ни в коем случае, не отталкивать от себя малыша.

Чтобы неприятные проявления характера крохи, связанные со становлением его личности, прошли более гладко и закончились как можно быстрее, психологи советую родителям:

  • давать ребёнку относительную свободу действия и не контролировать каждый его шаг;
  • разрешать малышу оказывать помощь в бытовых делах, даже если он может при этом разбить тарелку или пролить воду на пол, поливая цветы;
  • чаще хвалить карапуза за хорошие поступки;
  • в присутствии крохи не выяснять между собой степень вины в некорректном поведении сына или дочери.

В этот сложный период нельзя ребёнку приказывать, с ним можно всегда договориться, если приложить темного терпения и даже хитрости. Тем более, нельзя наказывать малыша физически – это только озлобит маленького человека. Любовь, понимающее, доброжелательное отношение, поможет взрослым пережить сложные времена в течение нескольких месяцев.

Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

Трехлетний малыш - мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

Общее физическое развитие ребенка 3 лет

Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

  • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
  • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие - он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
  • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста - формирование естественных изгибов позвоночника.
  • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
  • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
  • Сон. Общая норма сна - 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной - 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь - на нервной системе.

В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей - создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года - кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей. Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

Школы раннего развития: краткий обзор методик

  • Методика Зайцева. Главная цель - обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие - «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
  • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
  • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы - подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
  • Методика Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог и врач - основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача - поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации - всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
  • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.

Плюсы раннего развития

  • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
  • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
  • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
  • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
  • Смена обстановки.
  • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
  • Формирование навыков самостоятельности.

На что обратить внимание?

  • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
  • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
  • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
  • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
  • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.

Подвижные игры

Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

Развивающие игры и игрушки

Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

Сюжетно-ролевые игры

Основная цель сюжетно-ролевых игр - приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

Развитие речи

Общение со сверстниками

У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

Кризис 3 лет

Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

  • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности - выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
  • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
  • Агрессия. Агрессия - естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
  • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики - нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
  • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
  • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?

Что делать с капризами и истериками

Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

  • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать - значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
  • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.