Единство требований к ребенку – условие его развития. "единство требований в доу и семье" консультация на тему «Нам нужны деньги»

страница 1
В чем состоит единство требований родителей

(консультация для родителей)
Единство требований родителей – это закон семейного воспитания. Отец и мать – основные воспитатели детей в семье, и поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт.

Родители договариваются между собой, как поступать в каждом случае, важном для воспитания, например, как готовить ребенка к школе, какие закрепить поручения по домашнему труду и самообслуживании, как организовать свободное время ребенка.

Наблюдая за поведением ребенка, его интересами и склонностями, за формированием характера, отец и мать подмечают те или иные черты и опять таки сообща решают, как поступить. Например, у ребенка проявляется особый интерес к музыке или математике. Родители договариваются о том, каким образом они будут помогать ребенку расширять его познания по любимому предмету или виду искусства.

Ребенок недостаточно усидчив, не умеет серьезно работать. Необходимо посоветоваться с учителем или классным руководителем, принять меры, не допускать развития этого недостатка. Действуя в согласии, родители во много раз умножают силу своего влияния.

Нет такой стороны жизни и развития детей, которая оставила бы родителей равнодушными, и нет при этом таких вопросов, по которым они не смогли бы договориться, принять правильное решение, действовать дружно и согласованно.

Если родители действительно озабочены воспитанием своих детей, они легко преодолевают разногласия, приходят к единому мнению. Нарушение этого правила приносит огромный вред детям, уродует воспитание.

Начинается, казалось бы, с мелочей. Сын просит деньги на кино, отец ему отказывает – сын не приготовил уроков. Мальчик обращается с той же просьбой к матери. Вместо того, чтобы заставить сына заниматься, мать дает ему деньги и еще предупреждает, что это должно быть в тайне от отца. Или: мать поручает дочери помыть посуду. Дочь отказывается, мать настаивает. Конфликт разгорается, дочь начинает плакать. Отец выходит из терпения, говорит матери, что не стоит из – за пустяков поднимать шум, огорчать ребенка.

Что же получается? В первом случае мальчик с помощью матери уклоняется от приготовления уроков, во втором – дочь, опираясь на поддержку отца, отказывается выполнять работу по дому. Более того, родители невольно побудили детей лгать, приспосабливаться. В некоторых семьях отец всегда строг, а мать всегда добра и все прощает. И ребенок в присутствии строгого отца – тихоня, а на глазах всепрощающей матери позволяет себе все. Поведение ребенка раздваивается, поведение портится.

Нередко бабушка и дедушка оберегают внука или внучку от любых требований отца или матери. Мать и отец из уважения к бабушке и дедушке уступают. Это мешает воспитанию у детей твердых правил поведения, чувства ответственности за свои поступки.

Еще хуже, когда мать и отец при детях затевают спор, обрушивают друг на друга обвинения, в частности по поводу воспитания. Это вызывает у ребенка тяжелые переживания. Он любит отца и мать, ему трудно решить, кто из них прав. Такие споры подрывают авторитет родителей, озлобляют и отчуждают детей.

страница 1

Выступление на педагогическом совете

«Единство требований семьи и школы в процессе воспитания личности школьника»

Тимошенко И.В.

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Но можно помочь родителям в этом, регулярно повышая на родительских собраниях педагогическое и психологическое образование родителей.

В этом году у меня новый класс. Свою первую задачу вижу в том, чтоб выявить особенности каждой семьи, увидеть проблемы и наметить пути их решения.

На первом же род собрании говорю родителям «Воспитание детей – это единая задача родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции»

Провожу для родителей э кспресс-опрос, который включает такие вопросы:

Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

Как учитываются возрастные особенности ребенка?

Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Как относится к их выполнению?

Как вы активизируете ребенка в определении рациональных приемов труда?

На вопросы отвечают разные родители. Стараюсь включить в обсуждение всех, чтобы родители задумались о структуре взаимоотношений в семье.

Очень важным фактором семейного воспитания являются семейные праздники.

Прошу родителей рассказать, как отмечаются пятерка сына (дочери) в школе, возвращение из командировки отца, приезд бабушки и т.д. Какой эмоциональный настрой дает это ребенку?

К следующему родительскому собранию даю родителям задание. Подумать, какие привычки вырабатывают они у своих детей. Предложить ряд привычек, которые необходимо начать вырабатывать в классе (например, не обзываться, не драться, здороваться, поздравлять друг друга с праздником и т.д)

Также на собраниях провожу психологические тренинги

Упражнение № 1 «Трудный случай».

Цель: вызвать у родителей ассоциации с ситуациями противодействия.

Инструкция ведущего: «Вспомните «трудный» случай из собственной родительской практики, когда Вам пришлось проявить выдержку, терпение.

Что это была за ситуация и почему она возникла, как Вы поступили, что Вы чувствовали после этого. Приведите примеры, когда Вы оказались «не на высоте», почему? Представьте себе, если бы Вам был дан шанс судьбой исправить какую-то ошибку в родительском воспитании, чтобы Вы поменяли и почему именно так это сделали?

Упражнение № 2 «Групповая дискуссия: «Аргументы «за» и «против»».

Цель: привлечь внимание родителей, педагогов к естественности присутствия элементов сопротивления детей педагогическому воздействию.

Описание упражнения: участники тренинга объединяются в две группы

1 группа - получает задание привести аргументы в пользу психологического воздействия в школе;

2 группа – привести аргументы против психологического воздействия в школе.

Работа осуществляется по следующему плану:

1 этап – выработка аргументов «за», «против» психологического воздействия в школе;

2 этап – презентация группами своих аргументов.

Безусловно огромный вклад в дело сплочения детей и родителей являются совместные поездки, или посещение развивающих, а иногда и развлекательных мероприятий(поездка на ВДНХ, посещение боулинга)

Несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения(детсад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.


Единство требований в ДОУ и семье

Воспитатель МДОУ
детского сада
компенсирующего вида
№ 18 г. Липецка.

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.
Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.
Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.
Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.
Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Они ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых.
Если любое желание ребенка выполняется безотказно, если ребенок привык смотреть на своих близких с позиции потребителя, если он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей, так вырастают люди деспотичные, эгоистичные, склонные к переоценке своих возможностей. В будущем такой человек не способен к самоограничению, у него не будет выработана дисциплина желаний.
В воспитательном отношении взрослый, будь то родитель или воспитатель, для малыша является авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и, главным образом, тем, кто постоянно общается с ним, удовлетворяет его жизненные и ориентировочные запросы. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, чего перенимать не надо.
От природы ребенку дается так называемая механическая память: зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запоминать все то, что он видит, слышит, ощущает. Поэтому на этом этапе воспитания важно не только и не столько объяснять ребенку, как надо поступать, а, что более весомо, давать ему положительный пример поведения.
Особенно интенсивное накопление элементов познания и некоего жизненного опыта происходит в первые пять лет жизни человека, то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период за мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и просто окружающими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз развивающегося человека. И не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственных качеств. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыша взрослые, окружающие его, действовали согласованно, предъявляли ему одинаковые требования, не разбалансировали его психологический настрой.
Семейное воспитание оказывает сильнейшее воздействие на детей дошкольного возраста – именно в этом возрасте они эмоциональны, впечатлительны, во всем подражают своим близким. Поэтому так важен для малыша положительный образец поведения и отношения к окружающим его родных, и так пагубно сказывается на нем неблагоприятные условия семейного воспитания.
В семьях, где родители стремятся всесторонне воспитать своих детей, интересуются жизнью детей в детском саду, делятся с воспитателем своими идеями, наблюдениями, посещают детский сад в дни открытых дверей, никогда не отказывают просьбе воспитателям, там можно явно увидеть результат правильного воспитания. Но при отсутствии согласованных требований к детям создаются условия для напряжения их нервной системы, пагубного воздействия на состояние здоровья, формирования характера. А виновен ли в этом ребенок?
Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве подобной ситуации поступил бы его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или неосознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения, нравственных качеств, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в свое время А. Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.
Любознателен ли ребенок или инертен, проявляет ли он ко всему интерес и задает ли вопросы или познает мир молча, обладает ли чуткостью, открытостью или является черствым, замкнутым – истоки всех этих качеств берут свое начало в семье. Основные причины неудач, которые постигают родителей в деле воспитания детей, независимо от их уровня образования и социального положения, кроются в неумении реализовать на практике имеющиеся знания. А это можно преодолеть только в тесной связи с детским садом.
Принимая во внимание актуальность этого одного из центральных вопросов воспитания детей дошкольного возраста, педагогический коллектив нашей группы разработал совместно с родителями воспитанников несколько мероприятий. Вся работа с семьей строилась на основе анализа образовательных потребностей семьи, педагогических и психологических проблем наших воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование в начале года, а затем планировалась работа на учебный год по следующим направлениям:
Информационно-аналитическое (беседы, консультации, решение проблемных ситуаций, педагогических задач, изучение опыта семейного воспитания).
Познавательное (проведение родительских собраний, Дней открытых дверей, мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов).
Наглядно-информационное (оформление стендов, папок-передвижек, альбомов, фотогазет, выпуск памяток для родителей).
Просветительско-практическое (практические занятия с родителями, деловые игры, тренинги).
Досуговое (совместное проведение праздников, спортивных досугов, развлечений, акций и др.).
Глубоко проанализировав содержание и результативность организации традиционных форм работы с семьей, мы поняли, что они требуют использования более активных, интересных методов и приемов общения, сотрудничества с семьей. Так появилась такая форма работы, как «Школа молодой мамы», целью которой было помочь семье и ребенку благополучно пережить процесс адаптации малыша к условиям детского сада.
Задачи Школы:
Организация адаптационного периода ребенка в детском саду.
Создание единого оздоровительного пространства «Детский сад – семья».
Исследование педагогических потребностей каждой семьи и оказание практической и методической помощи.
Содержание работы Школы предусматривало организацию цикла практических занятий с участием врача, медсестры, психолога. Особенностью этих занятий была практическая помощь родителям в конкретной ситуации.
В каждой возрастной группе возникали свои потребности, и необходимо было находить более эффективные и результативные формы взаимодействия с семьей.
В группе старшего дошкольного возраста приоритет в организации работы отдавался интеллектуальному развитию и развитию творческой познавательной активности детей.
В связи с этим возникла необходимость создания клуба «Молодая семья», основной целью которой стала оказание методической помощи родителям в подготовке детей к обучению в школе.
Темами занятий были: «Развитие логического мышления», «Игры и упражнения с кубиками Никитина», «Развитие коммуникативной культуры», «Как научить ребенка читать» и др.
Традиционной формой работы с семьей стало проведение совместных праздников: «Папа и я – защитники Отечества», «Надо спортом заниматься», а также организация совместных акций «Посади дерево», «Красивый прогулочный участок» и др.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными помощниками во всех делах, проводимых в группе, участниками встреч, помощниками воспитателям, создана атмосфера взаимопонимания, что благотворно повлияло на коррекцию поведения наших детей и качественное воспитание.


Приложенные файлы

Воспитание подрастающего поколения – важная составляющая часть жизни взрослых людей. От того,
насколько продуктивным будет воспитательное воздействие, зависит не только будущее детей, но и будущее всей страны. Ведь в каждой семье растет гражданин, который, в свою очередь, скоро станет сам родителем. Все общечеловеческие ценности, которые были заложены с детства, он передаст своим детям. В обратном случае нас ждет безнравственное и бездуховное поколение.

Взаимодействие семьи и школы

Главную роль в воспитании играют семья и учреждения образования. Эффективность этого процесса зависит от того, насколько тесной будет взаимосвязь между ними. Педагоги и родители должны выработать единые правила воспитания ребенка, оказывать друг другу всяческую поддержку и согласовывать способы и приемы воспитательного воздействия.

Семья дает начало жизненным взглядам и позициям малыша. На примере мамы и папы дети учатся, развиваются и обучаются. Влияние родителей на формирование личности огромно. Только они как никто другой знают свое чадо, психические и физические особенности, склонности и интересы. С помощью родителей педагогический коллектив сможет усилить и развить те задатки, которые заложены природой и акцентированы в семье.

Зная особенности микроклимата, материальное, социальное и культурное положение в семье, воспитатели и учителя увеличивают положительное влияние семейных отношений или нейтрализуют отрицательное воздействие в определенных жизненных ситуациях.

Итак, единство требований к воспитанию ребенка – это целенаправленное воздействие семьи и образовательных учреждений с целью развития нравственной, трудолюбивой, здоровой и интеллектуальной личности. Единые требования выступают в качестве главного условия эффективного воспитания.

Ребенок – это личность, индивидуальность, имеющая свой взгляд на жизнь, который является отражением его восприятия социального окружения. Малыши по-разному воспринимают поведение и высказывания взрослых, оценивая их сквозь призму отношения к себе.

Часто родители хотят видеть в своих детях продолжение себя или, наоборот, воплотить в них свои несбывшиеся мечты. И с удивлением отмечают, что их любимая крошка совершенно не желает смотреть на мир их глазами.
Все конфликты и недопонимания между взрослыми и детьми происходят исключительно потому, что родители и учителя не желают мириться с тем, что воспитываемые способны на собственное мнение. Избежать этих конфликтов можно постоянно демонстрируя любовь к взрослеющему человеку, уважение к его суждениям.

От поведения взрослых, их отношения к детям зависит формирование положительной или отрицательной самооценки личности.

Задача родителей и педагогических работников — показать заинтересованность взглядами и интересами подрастающего поколения, разобраться в тонкой душевной организации и помочь, решая проблемы, а не наказывая.

Все семьи разные, и классификация их будет весьма условной. Рассмотрим виды семейных отношений, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности при попытке наладить взаимодействие с родителями.

«Трудные» семьи

Целенаправленного и конструктивного диалога у педагогических работников не получается достигнуть с представителями неблагополучных семей. Родители, которые злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, не только не занимаются воспитанием ребенка, но и не могут обеспечить им достойных условий жизни. Ведь, как известно, позитивное воспитание ребенка подразумевает здоровый сон и правильный уход. Такие семьи не могут обеспечить малышам элементарных условий здоровой жизнедеятельности.

Дети из таких семей не могут социально адаптироваться в коллективе, не имеют навыков трудовой деятельности, часто грубы и агрессивны.

В данной ситуации школа является единственным источником воспитания, который, по сути, является спасательным кругом для таких детей.

Подростков непросто включить в целенаправленную работу коллектива, однако искренняя заинтересованность их проблемами, умение выслушать, понять и направить на правильный путь способны на многое.

«Трудные» дети растут не только в семьях, где родители обладают нездоровыми пристрастиями. Внешне вполне благополучные родители часто разводят руками, глядя на поведение своих отпрысков, искренне не понимая причин их агрессивного поведения и полного игнорирования общепринятых норм поведения. Все дело в неправильном воспитании, вернее, в его полном отсутствии в раннем детстве.

Многие родители дают полную свободу своим малышам, считая, что так они смогут вырастить самостоятельную личность. Однако подобное попустительство способно только навредить. Плоды безнадзорного воспитания видны в подростковом возрасте, когда дети, не признавая никаких авторитетов, правил и законов, часто вступают на тропу преступлений.

Единственный и неповторимый

Современные родители по тем или иным причинам предпочитают растить одного ребенка.

С одной стороны, такие малыши получают максимум родительской ласки и любви, что положительно сказывается на их развитии и самооценке.

С другой стороны, в таких семьях часто наблюдается чрезмерная опека или вседозволенность. Малыш привыкает к тому, что все в этом мире делается для него и с учетом только его интересов.

Когда кроха приходит в детский сад, а потом в школу, естественно, возникают конфликты не только с другими детьми, но и с педагогическими работниками. Малыш искренне не понимает, почему мир перестал крутиться вокруг него, почему он должен интересоваться мнением других и учитывать их интересы.

Неизбежность конфликтов очевидна. Ребенок начинает протестовать, проявлять агрессию и, конечно, демонстрирует полное нежелание подчиняться.

Родители, как правило, встают на сторону любимого чада, обвиняя во всех проблемах педагогических работников.

В этой ситуации педагогам важно сохранять терпение и проявлять максимум тактичности, налаживая контакт с мамами и папами. Нужно в личных беседах показать необходимость другого направления воспитания, согласовать методы, способы и формы воздействия на маленького человечка, которые необходимо использовать как учителям, так и родителям.

Важно согласовывать методы воздействия, чтобы ребенок четко понимал, что от него требуется.

«Нам нужны деньги»

Такую фразу часто можно услышать от родителей в личных беседах с учителями. К сожалению, финансовые проблемы не обходят стороной никого. Однако такие семьи провозглашают принцип: «Материальные блага дороже всего».

Дети изо дня в день слышат разговоры взрослых о том, где и как добыть деньги, что нужно купить и какова стоимость определенных вещей. Часто в таких семьях вырастают люди с потребительским отношением к жизни. Они считают, что все можно купить и продать, игнорируя нравственные и культурные ценности.

Внешне такие родители хорошо заботятся о детях, обеспечивая их всем необходимым. Как правило, они стараются соблюдать режим дня, ухаживают за своими чадами. Они справедливо полагают, что позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход.

Однако такие мамы и папы совершенно не заботятся о внутреннем мире ребенка, неосознанно приучая их делать в школьной жизни только то, что может принести им выгоду.

Работа с такими семьями предполагает тактичное обсуждение потребительского, эгоистичного отношения их отпрысков к жизни. Важно приводить примеры жизненных ситуаций, которые показывают последствия подобного воспитания.

Педагогическая неграмотность

Педагоги называют педагогически неграмотными те семьи, в которых за внешним благополучием скрывается безразличное отношение родителей к своим отпрыскам. И связанно это не с тем, что мамы и папы не заботятся о детях. Вовсе нет. Они проверяют домашние задания, регулярно посещают родительские собрания, обеспечивают позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход. Однако на изучение внутреннего мира своих малышей у родителей совсем не остается времени. Как правило, взрослые в таких семьях много работают, часто устают. Это отражается на взаимоотношениях с детьми: родители не пытаются уладить конфликтные ситуации в семье, а лишь провоцируют их под воздействием переутомления и раздражительности.
Придя в школу, такие учащиеся переносят неудовлетворенность жизнью в семье на взаимоотношения с учителями и сверстниками, что проявляется в нарушении дисциплины и провоцировании конфликтов.

Педагогические работники должны проявить особое внимание к такому типу родителей: они легче всего идут на контакт со школой, понимая необходимость тесного взаимодействия.

Подведем итоги

Единство требований к воспитанию семьи и учреждений образования обеспечивает эффективный, целенаправленный воспитательный процесс, который позволит воспитать гармонично развитую личность. Правильное воспитание в детстве будет служить залогом успешной жизни в будущем, за которую не придется краснеть ни родителям, ни воспитателям.

Доклад на тему:

«Единство требований в воспитании »

Это болезнен­ная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы дей­ствуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий .

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопони­мания, единства требований, взглядов.

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

1. Педагогика Том 2 – Подласый И.П. - Единство воспитательных воздействий

Единство школы и семьи в воспитании и развитии подрастающего поколения, создание единой образовательной среды.

Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были наши учреждения,

самыми главными «мастерами», формирующими разум,

мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо забо-

титься о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать

с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, самые тесные союзники в общем деле – в воспитании и развитии подрастающего поколения. В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Единство семьи и школы – эта тема всегда сложная, всегда актуальная, на эту тему нет готовых рецептов. Вопросов всегда возникает много, а ответов мало.

Если разграничить четко функции семьи и школы, то школа всегда должна была заниматься обучением, а семья – воспитанием ребенка. Но цель и школы, и семьи – развитие личности. Поэтому объединяет две разграниченные функции именно развитие личности, т.е. цель.

Школа не может заниматься чистым обучением. Это обучение безусловно должно быть воспитывающим. А семья, кроме воспитания, должна обеспечивать контроль обучения. Успехи учебной деятельности школьников во многом зависят от правильной организации их самостоятельной домашней работы, режима.

Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду, в отношениях которых существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения. Зачастую семья передает эстафету воспитания и развития школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания и развития ребенка, как личности. Такие родители ошибаются.

Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Все неблагополучные семьи можно подразделить на несколько типов.

1.семья, где ребенок единственный

2.тип семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей

3. тип семьи, где господствует безнадзорность

4. тип семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью

5.семья неполная, многодетная

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует жизненная ситуация. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка, да и образованные родители могут не интересоваться конкретными вещами.Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

Развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;

Постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет служб, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта;

Формирование у наших воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. В своей программе «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы» в разделе «Семья» мною определена цель: сделать родителей активными помощниками в обучении и воспитании учащихся. Лозунгом в этом направлении является: «В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей». Поставлены следующие задачи:

Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала из знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению мам и пап в жизнедеятельность классного сообщества;

Выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей.

Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

Изучение семей обучающихся;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Массовые мероприятия с родителями, открытые уроки, подготовка и участие в научно-практических конференциях;

Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель будущего первого класса я заранее знакомлюсь с родителями, говорю о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе.

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. Посещая семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания, педагогу многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы.

Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

Одной из форм сотрудничества, которая сближает учителей, родителей и детей в нашей школе является проведение коллективно-творческих дел.

Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей. Совместно проводятся: «День Знаний», «Новый год», «День защитников Отечества», «8 марта», «Последний звонок». На этих праздниках не только дети, но и родители включаются в игры и в конкурсы. Изменяется и позиция родителей: если вначале они слушатели, потом союзники, затем участники творческих дел.

Эти примеры показывают эффективность сотрудничества семьи и школы. Учитывая важность такого сотрудничества для успешной работы по воспитанию и развитию подрастающего поколения, формированию единого воспитательного пространства «семья-школа», считаю необходимым продолжать данную деятельность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей, невозможно без абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания и развития подрастающего поколения.