Интернациональное воспитание в мировой школе. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Литература для самостоятельной работы

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие - «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.

Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.

В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

"

Реферат

на тему: «Интернациональное воспитание студентов техникума»


Введение……………………………………………………………………….3

Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания……….6

Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума…………8

2.1. Цели и задачи интернационального воспитания……………….8

2.2. Формы и методы воспитания…………………………………..11

2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума………………………………14

Заключение……………………………………………………………..........17

Литература…………………………………………………………………...19

Приложение………………………………………………………………….20

Введение

Интернациональное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности интернациональных отношений, с другой, особую актуаль­ность приобретает проблема воспитания у студентов этики интернационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности.

В постсоветский период, в условиях распада некогда единого и мощного государства, повлекшего за собой развитие межнациональных конфликтов, особое значение в системе формирования личности приобретает интернационально-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Определяющее значение в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным заведениям.

Равные возможности граждан независимо от национальности законодательно закреплены в следующих основных документах нашего государства:

1) Конституции Украины. Так, в статье 24 сказано, что граждане имеют равные конституционные права и свободы. Не может быть привилегий по расовым признакам, цвету кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, этнического и социального происхождения, речевым признакам.

Статья 53 гарантирует гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии с законом право на обучение на родном языке или право на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через культурные национальные общества.

2) В законе Украины «Про освіту» сказано, что иностранные граждане, лица без гражданства получают образование в учебных заведениях Украины в соответствии с действующим законодательством и международных договоров.

Основными принципами образования в Украине является: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации ее способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

3) Национальная доктрина развития образования утверждает приоритетные направления государственной политики относительно развития образования:

а) формирование национальных и общечеловеческих ценностей;

б) создание для граждан равных возможностей в получении образования;

в) обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;

Государство должно обеспечивать:

1) сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитания почтительного отношения к национальным святыням,
украинскому языку, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культуры межэтнических и межличностных отношений;

2) воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям, культуре, вероисповеданию и языку общения народов мира;

Техникум готовит не только специалистов, но и формирует их морально-политические и духовные качества. Черты интернационалиста воспитываются не автоматически, а в процессе длительной и целеустремленной работы, на протяжении всего периода становления личности, подготовки юношей и девушек к сознательной деятельности на благо общества. Высокие качества гражданина, патриота-интернационалиста, гармонично развитого специалиста формируются всем содержанием учебно-воспитательного процесса, всей атмосферой жизни техникума.

В нашей стране студенчество - это один из многочисленных и наиболее динамических отрядов молодежи.


Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания

Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще за­думываются и говорят в семье, в общественных орга­низациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родите­лей есть ясное представление о том, что такое воспи­тание и, следовательно, как надо осуществлять воспи­тание?

Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обуче­ния и образования? Разве можно воспитывать челове­ческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне вос­питания мировоззрения? .

Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленно­стью, организованностью. Это процесс планомерного, систематиче­ского руководства формированием личности в соответствии с поставленными целя­ми. Однако воспитание по сравне­нию с обучением является более широким процессом.

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспи­тывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .

Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в за­щиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против на­ционального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов

Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них миро­воззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не стано­вится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успе­хи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные пе­дагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность уче­ников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .

Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.

Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума

2.1. Цели и задачи интернационального воспитания

Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинает­ся с постановки цели. Цель - предвосхищение в сознании ре­зультата, на достижение которого направлены действия. В каче­стве непосредственного мотива цель направляет и регулирует дей­ствия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.

Как сказал К. Д. Ушинский:

«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным кам­нем всяких философских, психологических и педагогических теорий».

Я думаю, что без цели воспитания не может быть и самого воспитания.

Прежде всего важно выяснить, что подразумевают современ­ные педагоги под целью воспитания. Цель воспитания - это иде­ально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий .

В. А. Сухомлинский говорил: «Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в душе твоей навсегда поселится совесть, стыд, ответствен­ность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимосвязаны, тесно переплета­ются между собой. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда - перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совест­ливости, стыда; совесть - это знание, многократно умноженное на пере­живание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.

Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчи­ны, недостойно женщины - будущей матери гражданина.

Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю».

Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость в детстве и отрочестве начинается как будто бы с очень маленького - с твоего животного - да, оно противно духу человеческому - желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению. Подлость заключается в молчаливом выглядывании из своей норки и любопыт­ном ожидании: что будет товарищу, оказавшемуся в опасности? Норка, скорлупа, гнездышко - вот безобидная с первого взгляда колыбель эгоизма. Пуще огня стыдись оказаться в норке. Пусть лучше шалость, неугомонность, но не молчаливое, безропотное «это не мое дело».

Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей, В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим» .

Я считаю, что в этих словах В. А. Сухомлинского и заключены основные цели и задачи интернационального воспитания:

1) формирование мировоззрения, знаний, убеждений;

2) формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам;

3) воспитание доброжелательных отношений к другим народам;

4) воспитание сотрудничества и партнерства в различных делах.

Воспитание интер­национализма предусматривает следующие задачи:

1) формирование интернациональных чувств, сознания принадлежности к Родине и от­ветственности перед нею, перед народом, перед коллективом за свои действия и дела;

2) развитие творческой активности в трудовой и общественной деятельности, выполнение полезного для общества и народа дела.

Уровень интернациональной сознательности не у всех людей одинаков. Аполитичность, эгоизм, равнодушие к людям, нарушения трудовой дисциплины и другие явления еще встречаются в нашей жизни. Это можно объяснить различием меж­ду объективными возможностями, предоставленными обществом для всестороннего гармонического развития человека, и субъективной оценкой этих возможностей, субъективными усилиями, направленными на их использование.

Педагогу при воспитании интернационализма не­обходимо учитывать специфику сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, уровень ее культуры, развития и т. п. .


2.2. Формы и методы воспитания

В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что высокий результат в воспитании можно полу­чить только тогда, когда будут гармонично соче­таться все виды педагогических воздействий: «Меж­ду воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном сче­те определяется тем, как эти зависимости и обу­словленности учитываются, точнее, реализуются в практике».

Я считаю, что воспитание зависит от правильно подобранных методов и форм воспитательной деятельности.

Высказывания выдающихся педаго­гов по вопросам взаимосвязи образования и воспи­тания используются учеными и педагогами прак­тиками при изучении и практической реализации комплексного подхода к воспитанию.

Богатство и разнообразие форм и методов поз­воляют при умелом их выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к воспитанию .

Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств .

Под методом понимают способы взаимосвязанной деятель­ности воспитателей и воспитуемых.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-по­пулярная литература, произведения изобразительного и му­зыкального искусства, средства массовой информации и т. д.)

В свете сказанного методы воспитания можно условно объ­единить в три основные группы.

Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений (уроки демократического интернационального воспитания, общестуденческие ассамблеи, советы, конференции на интернациональные темы).

Вторая группа методов воспитания предусматривает органи­зацию деятельности и формирование опыта общественного по­ведения (вечера отдыха, экскурсии, благотворительность, экскурсии, «общинное воспитание» - воспитание навыков совместной деятельности).

Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая при­звана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдер­живать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности (международные радио – и телемосты, ролевые игры, дискуссии) .

В воспитании подрастающего поколения происходят важные перемены, отражающие, как в зеркале, политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно воз­росли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международ­ной программы: обмен делегациями учащихся, студентов, создание международных дет­ских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, обще­человеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и теле­мосты, на которых студенты обсуждают разные проблемы: музыки, спорта,
досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация
«Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности .

Одной из распространенных форм интерна­ционального воспитания является политическое просвещение. Оно знакомит с политическими событиями внутри страны и за рубежом, способствует формированию личного отношения студентов к этим событиям. Хорошо организованное политическое просвещение бу­дет способствовать стремлению студентов принимать посильное участие в общественной жизни техникума, страны.

С подростками проводят коллективное чтение газет, организу­ют информации о событиях в политической, культурной, спортив­ной жизни в нашей стране и за рубежом.

Старшекурсники проводят информации о важнейших полити­ческих, экономических событиях, научных, культурных и спортив­ных связях с зарубежными странами, изучают историю развития дея­тельности молодежных политических, спортивных и других организаций, участвуют в туристских походах и т. д.

Большое значение в интернациональном воспитании имеет переписка со студентами других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волную­щие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.

Огромную помощь в интернациональном вос­питании оказывают интернациональные клубы. Члены клуба занимаются в секциях обозревателей, искусствоведов, участ­вуют в массовых, культурных или спортивных мероприятиях и др. Они выступают с докладами, проводят беседы как руководители диспутов, организуют встречи с иностранными гостями, организуют выставки и т. д. .


2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума

Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло­щения в практику.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком­плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче­редное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда­ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче­редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт­ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

1) общественная направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью, трудом;

3) опора на положительное в воспитании;

4) гуманизация воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных воздействий .

Принципы интернационализма - это исходные положения теории интернационализма, ее руководящие идеи. Каждый принцип интернационализма связан с другими, имеет определенную специфику и вносит свой вклад в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из них выражает разные стороны и моменты объективного процесса утверждения братства рабочих разных наций и стран, содружества наций и держав.

Интернационализм выступает как общность закономерно связанных между собой разных принципов, что составляют в совокупности цельную идеологию, политику и этику государства по национальному вопросу. Социальная практика развития интернационализма дает возможность сформулировать эти принципы.

Основным принципом интернационализма является солидарность, сплоченность. Международная солидарность возникает в результате развития самосознания людей, осознания ими общности коренных интересов - интересов мира, благополучия.

Принципы равенства и взаимопомощи и все другие дополняют и углубляют содержание принципа солидарности. Подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма вполне отвечает объективной диалектике общественного развития, и в частности, соотношению целого и части. В интернациональном выражаются интересы целого, и в национальном проявляются, реализуются интересы целого.

На основе принципа равенства развивается единство стран, укрепляется сотрудничество государств. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национального и государственного суверенитета .

Интернационализм имеет разные аспекты: политический, мировоззренческий, моральный. Учитывая эту особенность, необходимо при помощи разнообразных способов создать целостную систему влияния на мышление и сознание студенческой молодежи.

Большую роль в этом деле призваны сыграть специальные методические комиссии вузов по интернациональному воспитанию, клубы политической информации и тому подобное.

Для дальнейшего улучшения интернационального воспитания в процессе преподавания общественных наук необходимо:

1) глубоко раскрывать интернациональный характер событий;

2) аргументированно освещать теоретические и методологические вопросы интернационализма и интернационального воспитания. Желательно, чтобы такие проблемы постоянно рассматривались на методологических и теоретических семинарах кафедр общественных наук, на теоретических семинарах факультетов;

3) постоянно обращать внимание на более глубокое раскрытие процесса интернационализации производительных сил, всех сторон общественной жизни;

4) всесторонне показывать масштабность интернационального взноса народа в развитие стран мирового содружества, в исторический процесс;

Как свидетельствует опыт многих техникумов, большое значение для усиления интернационального воспитания студенческой молодежи имеет чтение спецкурсов по проблемам теории и практики интернационального воспитания, наций и национальных отношений, критики национализма;

5) целесообразно практиковать проведение семинарских занятий на конкретных примерах, показывающих жизненную силу интернационализма .


Заключение

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупней­шие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой имми­грации формируются новые малые этнические группы. Необходимость то­лерантного сосуществования больших и малых этнических и националь­ных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образо­вания в качестве важного социального и педагогического принципа.

Интернациональное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множест­во типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этниче­ских групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах ин­теграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культур­но-образовательные права всех этнических групп, воспитание - важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Интернациональная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствую­щий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации вос­питания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой куль­туре через понимание особенностей отдельных наций, истории человече­ской цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Интернациональное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития различных этнических культур, включения ценностей культур в практику воспитания и обучения, благодаря чему будут решаться актуальные проблемы педагогики.

Л и тература

1. Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – К.: Радянська школа, 1985. – 256 с.

2. Воспитательная деятельность педагога. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

3. Закон України «Про освіту» від 23 травня 1991р. № 1060 – XII.

4. Інтернаціональне виховання студентів. – К.: Вища школа, 1976. – 270 с.

6. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

7. Педагогика. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 286 с.

8. Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

9. Про Національну доктрину розвитку освіти. Указ Президента україни від 17 квітня 2002 р. № 347/2002.

10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с.

11. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – 272 с.

Приложение

Интернациональное воспитание – формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений, формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

В советской России с провозглашением классового подхода большую значимость стали приобретать моменты интернационального воспитания. Мораль и основные нравственные ценности, с позиций марксизма, носили строго классовый характер. На протяжении 20-30-х годов двадцатого столетия решающим фактором в определении основных принципов построения воспитательного процесса в дошкольных учреждениях являлись постановления и резолюции партийных съездов, конференций и совещаний.

В 20-30-е годы термин «национальное воспитание» не употреблялся, поскольку это рассматривалось как проявление шовинизма и национализма. Понятие «нравственное воспитание» тоже было вытеснено из употребления, его заменило общественно-политическое воспитание. Поданным исследования Л.М. Казарян, в это понятие входило воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности.

После VIII съезда РКПб, принявшего программу партии и поставившего в области народного просвещения задачу превращения школы «в орудие коммунистического перерождения общества», состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919), наметивший общие подходы к интернациональному воспитанию дошкольников через внесение в «форму родного языка духа всемирной революции». На съезде отмечалась потребность дошкольных учреждений для национальных меньшинств в профессиональных кадрах, владеющих не только языком той национальности, в среде которой создан детский сад, но и ее культурными достижениями. Высказывалось предостережение против формального подхода к решению задач интернационального воспитания детей дошкольного возраста, использования лишь внешних форм работы с детьми. При разнонациональном составе детей в дошкольных учреждениях отмечалась недопустимость использования в педагогическом процессе языка лишь одной национальности. Это могло повлечь за собой создание дискомфорта, «морального и психического гнета» для детей, не владеющих языком. В резолюции съезда указывалось на необходимость построения воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использования произведений устного народного творчества.

Конкретные пути осуществления интернационального воспитания дошкольников на съезде не предлагались, в общих декларативных фразах намечались основные направления деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях. Обращалось внимание на то, что задачи воспитания детей в «интернациональном духе» решаются не путем искусственного приобщения к чужой культуре через духовную ломку, а «внесением в форму родного языка того духа всемирной революции, того социалистического интернационального содержания, каким проникнуто все наше строительство и какое более всего растворится в душе ребенка в формах родного языка».

Основные подходы к организации, содержанию и методам работы детского сада были изложены в одном из первых документов - «Инструкции по ведению очага и детского сада». Безусловно, в первую очередь рассматривались вопросы, связанные с созданием образовательного пространства для проявления детской активности и инициативы детей. Для детских игр, кроме игрушек, рекомендовалось использовать природный, строительный материал; предлагалось устраивать уголки природы с растениями и животными. Для уточнения детских представлений, развития речи рекомендовались использовать произведения устного народного творчества.

На X партийном съезде было вновь подтверждено выбранное направление в решении национального вопроса - развитие и укрепление у 65-миллионного населения «невеликоросов» административно-хозяйственных органов, культурно-просветительских учреждений широкой сети школ на родном языке.

В резолюции четвертого совещания ЦК РКП/б с ответственными работниками национальных республик и областей в июне 1923 г. был намечен ряд практических мероприятий по осуществлению решений партии в сфере образования:

  • - создание обществ по распространению грамотности среди местного населения;
  • - расширение сети всех ступеней учебных заведений и создание рабфаков на «местных языках»;
  • - привлечение национальных кадров.

Фактически эти решения можно рассматривать как организационные условия реализации этнокультурной составляющей образования.

Данные направления деятельности в области просвещения национальностей были впоследствии конкретизированы в сфере дошкольного образования. После XIII съезда партии значительно возросло количество дошкольных учреждений, однако это ухудшило качественную сторону воспитательного процесса. На что было указано на совещании заведующих отделами дошкольного воспитания во Владикавказе. На совещании предлагалось утверждать принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с творчеством своего народа, с культурными достижениями всего человечества.

Это положение стало ведущим при определении содержания воспитания дошкольников в советское время. Здесь просматривается попытка гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей в воспитательном процессе дошкольного учреждения,

Второй съезд по дошкольному воспитанию (1921) состоялся в период усиления борьбы на идеологическом фронте, вызванной введением новой экономической политики. Цель воспитания, определенная на I съезде как формирование всесторонне развитой личности, теперь была выражена иначе: формировать будущих строителей и борцов коммунистического общества.

На съезде определялся еще один принцип организации воспитательной работы - изучение окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной. Введение этого принципа в практику дошкольных учреждений связывалось с необходимостью более эффективного воздействия на развивающуюся личность, что было возможно при наличии более полного представления о ребенке, его социальной и национальной принадлежности. Для этого были необходимы конкретные сведения.

Вопрос об интернациональном воспитании детей в начальной школе имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Было бы большой ошибкой думать, что интернациональное воспитание может заключаться лишь в усвоении ребятами общих лозунгов и положений. Вся политика Советской власти по отношению к национальностям, населяющим СССР, воспитывает чувство интернационализма; наша страна представляет собою среду, наиболее благоприятствующую развитию интернационализма. Однако мы ни на минуту не можем забывать о прошлом нашей страны. «Дело веков поправлять нелегко». Вся политика царского правительства воспитывала самый безудержный великодержавный шовинизм среди русских, с одной стороны, с другой – озлобленный национализм, национальную замкнутость среди угнетаемых национальностей, которых сплачивал гнет господствующей нации, и было бы наивно думать, что в быту, во взглядах широких масс нет пережитков великодержавного шовинизма, что изжито до конца недоверие к русским, нет националистических настроений, что классовый враг не использует этих настроений, этого наследия прошлого.

На самотек надеяться не приходится. Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания. Интернациональное воспитание является одной из составных частей коммунистического воспитания.

Интернациональное воспитание должно быть повседневный делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа.

В начальной школе у нас преподавание ведется на родном языке каждой национальности, причем во внимание берется не происхождение, а тот язык, на котором ребенок говорит. Это необходимо, иначе ребята не понимали бы ничего из того, что преподается, дети нацменьшинств отставали бы в своем развитии от детей господствующей национальности, на языке которой велось бы преподавание.

Однако при обучении детей разных национальностей в различных школах может создаваться иногда отчужденность между детьми разных национальностей. Тут нужна бдительность. Надо, чтобы дети школы одной национальности побольше знали о жизни других национальностей. Надо, чтобы учитель рассказывал ребятам не только о том, как угнеталась данная национальность при царизме, – это само собой необходимо, но надо говорить не только об этом, а также показывать положительные стороны в чертах характера этой национальности, красочно рассказывать о таких моментах в прошлом данной национальности, которые покажут ценность данной национальности. Мне писали как-то русские ребята одного детдома в Средней Азии (к сожалению, я забыла республику, где это дело происходило, – это было несколько лет назад), что учитель им рассказывал, какая отсталая национальность местные жители, как их угнетал царизм, и они обещали, когда вырастут, помогать этой национальности стать культурной. На первый взгляд как будто бы все хорошо, но не годится, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность; и в своем ответном письме ребятам я написала о том, что некультурности у нас еще очень много, стала им приводить примеры некультурности среди русских, а потом спросила, играют ли они с ребятами окружающей национальности, знают ли они, какие это смелые, ловкие ребята, рассказала им несколько примеров.


Надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей, показывать их смелость, героизм в революционной борьбе и т. д. и т. п. Много можно найти ведь таких моментов. Возьмем, например, антисемитизм. На пережитки его часто приходится натыкаться. Иногда дети могут сказать: «евреи – это буржуазия», не подозревая даже того, какой смысл имеют их слова. Тут нужна большая бдительность. Чтобы изжить плохое отношение к евреям, надо рассказать детям о геройстве отдельных евреев – борцов за дело социализма, о выдержке и упорстве в труде у евреев-рабочих и т. п.

Очень важно использовать в этих целях художественную литературу (как русскую, так и национальную). При выборе художественной литературы нужна, однако, большая осторожность. Мы иногда очень беспечны в этом отношении. Возьму такой пример. Есть такой рассказ Л. Толстого – «Кавказский пленник», его обычно дают читать детям. Произведение чрезвычайно художественное. Но если давать его без всяких объяснений, то оно может породить ненависть к татарам, делающим из пленников предмет торговли. Тот же самый рассказ можно снабдить предисловием, в котором сравнить отношение к русскому пленнику богатых татар и противопоставить отношение девчурки татарки. Надо рядом дать другой какой-нибудь рассказ, где показать, как русский предприниматель или кулак эксплуатировал нацменьшинства. Очень важно использовать национальную художественную литературу, знакомить с ней ребят всех национальностей.

Но нужно не только знакомить ребят теоретически с жизнью других соседних национальностей, важно заботиться о фактическом сближении ребят различных школ, еде учатся дети различных национальностей. Тут нужно, чтобы на помощь педагогам, на помощь школе пришла пионерская организация и советская общественность. Надо организовать постоянные встречи ребят школ для детей различных национальностей. Тут искусство может сыграть особую роль. Надо широко практиковать совместное посещение кино, совместное участие в советских празднествах, в прогулках, в экскурсиях. Очень важно отобрать лучшие песни разных народностей, близкие по содержанию ребятам, перевести их, осветить их содержание, организовать совместное хоровое пение этих песен. Это очень сближает.

В жизни ребят особое значение имеет игра. Очень важно изучить игры ребят различных национальностей, анализировать их, взять из них наиболее интересные формы и влить в них современное содержание, в некоторых изменить целевые установки. Тут можно найти очень интересный материал. Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят – это самая настоящая учеба.

Сближает также совместный труд. Детские технические станции, где совместно будут работать дети различных национальностей, имеют очень большое воспитатель-нос значение. Когда ребята вместе работают над постройкой какой-нибудь модели или над изготовлением каких-нибудь нужных вещей – это сближает.

В старших классах надо уже организовать некоторые формы общественной работы – организовать, например, совместные детские субботники помощи яслям, детплощадке, по украшению клуба, помощи библиотеке и т. д. По-особенному должны быть организованы эти детские субботники – они должны быть организованы так, чтобы дети не уставали, чтобы работа была интересная, неутомительная. Важна постановка цели. Можно практиковать субботники взаимообслуживания школ. Например, школа, где учатся русские ребята, мастерит что-либо для школы, где учатся дети татары, и наоборот.

Совместные игры, прогулки, совместная работа пробуждают и стремление изучить язык той национальности, с которой имеешь дело. Одна из форм великодержавного шовинизма сказывалась уже в том, что русские не хотели – считали ниже своего достоинства – изучать язык угнетенной национальности. Угнетения уже нет, а знанию языка освободившейся национальности еще часто не придается должного значения.

В III и IV классах начальной школы надо вводить кружки по изучению языка той национальности, с которой приходится постоянно иметь дело. Эти кружки могут получить широкое развитие и сыграть большую роль в деле сближения национальностей. Занятия в них надо ставить по так называемому фонетическому методу, положив в основу особенности произношения каждого языка. Это вообще один из самых целесообразных методов изучения иностранного языка, а в данном случае это имеет еще и то значение, что целевая установка этих кружков – научиться говорить на том языке, на котором говорят товарищи, с которыми постоянно имеешь дело. Такие кружки очень полезны будут для пробуждения интереса к данному языку, изучение которого глубже надо будет ставить в старших классах.

Наряду с этим важно на уроках географии рассказывать о том, где какая национальность расселена; на уроках истории и обществоведения надо рассказать о политике царского самодержавия и о политике Советской власти, о роли Ленина и Сталина в проведении политики равноправия отдельных национальностей. В национальных областях и республиках этому вопросу должно быть уделено больше внимания, чем это указано в общей программе. Конечно, в истории для ребят надо избегать разных сложных формулировок, лозунгов и т. д. Рассказы должны быть конкретны, особенно понятны ребятам, особенно красочны. Надо рассказать, как политика царской власти создавала тяжелые условия жизни национальностей, развивала фанатическую религиозность, держала нацменьшинства в темноте, усиливала классовое расслоение и гнет внутри каждой национальности, закрепощала женщину.

Вопрос интернационального воспитания должен начинаться с вопросов, касающихся различных национальностей внутри СССР, потому что тут все вопросы для детворы можно сделать более наглядными и близкими. Но, конечно, на этих вопросах нельзя останавливаться. От них надо перекинуть мост к интернациональному воспитанию в мировом масштабе. Надо рассказать, как более сильные империалистические государства грабят более слабые. Надо рассказать, например, как грабят они Китай. На основе рассказа о колониальной политике надо рассказать об империалистической войне, о том, каких жертв она стоила трудящимся. Затем надо рассказать, как упорно борются большевики за мир, против новой грабительской войны, которую хотят затеять империалисты. Надо рассказать о том, что рабочие всех стран должны объединяться, чтобы дать отпор капиталистам, не допустить войны. Рассказать о дне Первого мая, и не только рассказать, а организовать в школах с особой заботой этот день.

В школьных и детских библиотеках можно и нужно подобрать соответствующую художественную литературу.

Надо использовать каждый случай приезда в СССР иностранцев, чтобы приглашать иностранцев-рабочих в наши школы, пионерские клубы и пр.

Надо, чтобы в пионерских газетах больше писалось о загранице, чтобы ребята приучались читать газеты с картой в руках, чтобы делали себе выписки из газет, перечерчивали себе карты, читали побольше о загранице. Конечно, более основательные сведения о загранице ребята получат в средней школе, но и в начальной школе они должны уже получить известную зарядку – уже в начальной школе должен быть пробужден интерес к вопросам международного положения.

Надо употребить все усилия, чтобы лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделать им родным и близким.

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .