Как не отчаиваться в жизни: стоит ли что делать если не получается не дай себе повода. Отчаяние и бессилие: есть ли выход? Что делать если ты в полном отчаянии

В сложной ситуации падают духом, отчаиваются, уходят в запой и ломаются только слабаки, но не мужчины. Настоящего мужчину сложно «выбить из седла». Как сохранять стойкость духа и не вешать нос?

В тяжелую ситуацию горя, неудачи или потери в своей жизни попадал любой человек. Каждому известно чувство растерянности, отчаяния и безысходности, ощущение собственной ущербности. Кто-то умеет быстро справиться с подобным состоянием и перестроиться, кому-то это удается со временем, а некоторые бывают «выбиты из седла» очень надолго, если не навсегда, считают себя неудачниками, сломленными судьбой или обстоятельствами, перестают действовать, жить полноценной жизнью, уходят в болезнь или запой, а может и в депрессию. Что же делать?

Уныние один из смертных грехов. Это значит, что нельзя поддаваться панике, предаваться упадническим настроениям, отчаиваться, терять надежду и впадать в хандру. Это очень легко провозгласить, но очень тяжело сделать. Попробуем разобраться, как не предаться отчаянию и как преодолеть уныние. Может быть все-таки, есть какие-либо способы борьбы и преодоления этого тяжелого душевного состояния.

1. Верить в себя и свои силы. Это значит знать, что вы выдержите и сможете преодолеть многое. Знать, что многое зависит от вас, и вы не просто «винтик». Если не получилось с первого раза, получится с очередной попытки.

2. Трезво, честно (перед самим собой) и реалистично оценивать свои возможности и способности. Это значит, осознавать уровень ваших знаний и умений, понимать, что кто-то может быть лучше вас. Взвешенная оценка позволит избежать разочарования и неприятностей, лишней и напрасной траты сил. Но разве кто-то мешает нам стать лучше, сильнее, мудрее, профессиональнее? Никто, кроме нас самих.

3. Спокойный анализ ситуации. Необходимо спокойно, без эмоций, оценить неудачный опыт и понять, что было сделано не так, или – усилий было недостаточно, а может, наоборот, чересчур много. Анализ ситуации даст спокойствие, только в уравновешенном состоянии можно найти конструктивное решение. А спокойное ровное состояние – это уже не хандра.

4. Извлекать урок. Это значит понимать, что неудачи – это предвестники победы, и неудачи бывают у всех, но не все относятся к неудаче как к провалу. Это просто ОПЫТ. Терпимое отношение к неудаче высвобождает успех. Необходимо выработать привычку из провала извлекать пользу, это один из важнейших приемов достичь успеха.

5. Получить поддержку – моральную и профессиональную. Это значит, обратиться за помощью к близким людям – семье, друзьям. И/или обратиться специалистам – медикам, педагогам, психологам, духовным учителям. Поддержка и помощь близких в сложных ситуациях необходима всем. Но, если вы очень часто обращались за помощью и исчерпали кредит доверия родственников и друзей, то тяжелая ситуация как раз тот случай, когда можно взять управление своей судьбой в свои собственные руки.

6. Ищите позитив в случившемся. Известен факт – в результате кризиса, один очень состоятельный бизнесмен потерял 100 млн. долларов. У него осталось ТОЛЬКО 100 тыс.долларов. Он покончил с собой. Потеря денег была для него потерей всего, даже страшнее потери жизни.

И теперь представим среднестатистического гражданина, у которого не было и рубля и вдруг 100тыс.долларов! Огромные деньги! Оказывается, это с какой точки зрения посмотреть. Остались живы и здоровы, в семье всё хорошо, – остальное можно пережить и преодолеть.

7. Не нарушайте законов – государственных и моральных. Это даст возможность жить в ладу с самим собой и с окружающими, и не приведет к трудным и опасным (а может и непоправимым) ситуациям.

8. Отвлечение. Помните как говорила Скарлетт О’Хара? «Я подумаю об этом завтра…» Трудноразрешимая, а может и совсем неразрешимая ситуация, – это не вся жизнь, это только часть, хотя и очень болезненная. В жизни должно быть многое, что «держит на плаву». Это любовь, дружба, религия, природа, искусство (литература, живопись, музыка и т.д.), спорт, хобби. Найдите занятие, которое отвлечет от тяжких дум, или просто займитесь другим делом. Это может быть генеральная уборка, ремонт, что-то такое, что займет все силы и время. Ведь не зря в народе говорят – утро вечера мудренее.

Только не «уходите» в алкоголь и прочие подобные удовольствия. Это лишь загонит проблему глубоко, откуда достать ее будет тяжело, да еще и прибавится моральное и физическое похмелье.

9. Избегайте негативных эмоций, особенно чувства вины и чувства стыда. Эти эмоции не помощники в решении сложных жизненных задач. Негативные эмоции препятствуют полноценной работе мозга, с ними не возможно принять верное в данный момент решение. И самое печальное, что негативные эмоции – это основа возникновения различных зависимостей, алкогольной, никотиновой, наркотической и т.д.

10. Берите ответственность в свои руки. Взять ответственность на себя, это понимать, что за свою жизнь, ее качество, личные достижения, отвечаете только вы сами, и не перекладывать вину на коллег, родителей, учителей, начальников и т.д. Если что то сделали не так, то постарайтесь исправить ситуацию словом и делом, – извинитесь, поговорите и объясните вашу позицию, помогите наладить то, что испортили.

11. Улыбайтесь! Если очень плохо на душе, постарайтесь улыбнуться, и даже через силу растянуть губы в улыбке. Тело помнит о том, что такое положение губ соответствует хорошему настроение, и как это не удивительно, настроение начнет выравниваться и даже(!) улучшаться. Напряжение, эмоциональное и физическое, начнет спадать, ситуация перестанет казаться такой неразрешимой или трагической.

Преследующие нас провалы способны выработать страх неудачи и стратегию избегания. Это значит, что человек не будет стремиться к достижению успеха, а будет отказываться от активных действий и стараться всеми силами избежать неудачи. Самая плохая новость, что никто не сможет помочь преодолеть этот страх. Но и самая хорошая новость в том, что все в наших руках. У нас есть выбор: или мы растим огромные сорняки страха, или можем посеять семена веры в себя и свои силы. Удачи!

Каждый человек на протяжении жизни проходит через испытания. Каждому знакомо, что такое неудачи в жизни. В этом плане люди различаются лишь в том, как они переносят сложности. Сдаются ли, отчаиваются, падают ли вниз, или же думают, как не опускать руки, преодолевают проблемы и с гордо поднятой головой идут вперед!

Если вы не хотите быть неудачником, то эти семь правил для вас.

Нытье и жалобы – путь в никуда

Что бы у вас в жизни не происходило, никогда не жалуйтесь, ни другим, ни себе. Это не изменит ситуацию, а сделает ее еще более печальной. Вы просто растворитесь в своем горе, и чем дальше, тем больше будете тонуть в этом болоте.

Как бы это банально не звучало, . Тот, кто больше всех жалуется, в конечном итоге, добивается меньше всех. Не нужно бояться неудач, ведь они, так же как успехи, неотъемлемая часть нашей жизни.

Одни люди при неудачах в жизни останавливают свой путь, потерпев поражение, и больше не добиваются ничего из-за страхов, а другие, хоть 10 раз упадут, но встают и обязательно приобретают желаемое.

Вы читали биографии известных людей? Не всегда у них все было гладко, были взлеты и падения, препятствия и успехи. Если бы они после первой же неудачи впали в глубокую депрессию, то, вряд ли стали бы теми, кого мы видим на экранах, в журналах, газетах. Если не жаловаться и не сдаваться из-за неудач, то можно многого достичь.

Независимо от того, к какому результату вы придете, в конечном счете, нужно быть счастливым не смотря ни на что. Счастье это постоянная величина. Если от таких элементарных вещей, как красота заката, рассвет, запах росы поутру, улыбка на лице успокоенного тобой человека, то ты живешь по-настоящему!

Каждая небольшая битва – это шаг вперед

Важно понимать, что борьба это не преграды на пути, это и есть путь. Если каждый ваш день не будет наполнен битвой, то вы будете стоять на месте.

Помните, человек не может долго стоять на одном месте, он либо развивается и идет вперед, либо начинает падать вниз. Вам выбирать, какой из этих двух путей будет для вас полезным и нужным. Пусть даже вы потерпите поражение – это тоже полезный опыт.

Очень часто, что бы добиться желаемого нужно выйти из зоны комфорта, чем-то жертвовать, ведь ничего не дается легко. Для этого нужно иметь терпение – сохранять хороший настрой, упорно работая над достижением цели.

Все преграды – это тест на выдержку, и если вы хотите добиться успеха, то, шаг за шагом, спотыкаясь, вы придете к своей цели.

Боль – это часть роста

Иногда жизнь закрывает перед вами двери, но это только потому, что пора двигаться. Это не плохо, ведь часто для движения нам нужны обстоятельства, вынуждающие его начать. Под лежачий камень вода не течет. Эта мудрая поговорка должна, как ни что другое мотивировать вас.

Боль может ранить, но боль может и изменить вас, изменить к лучшему. Она никогда не бывает без цели, она приносит урок, благодаря которому дальнейшее движение по жизни будет грамотным и принесет немало радостей.

Нужно запастись терпением, вы ведь хотите быть удовлетворены своей жизнью. Без стараний, справиться с неудачами в жизни практически невозможно. Не сдавайтесь из-за неудач, оставайтесь всегда терпеливыми и уверенными в своих силах, и все наладится.

Негатив от других людей, не повод сдаваться

Многие люди по разным причинам (зависть, собственные неудачи на этом поприще, непонимание, другие взгляды на жизнь) могут плохо отзываться о вас, о ваших начинаниях, но никогда не позволяйте чужим разговорам и взглядам губить, изменять вас и ваши цели.

Если вы хотите добиться успеха, уверены в правильности своих поступков, тогда, что бы ни говорили другие, не бойтесь бороться за то, во что вы верите, и что меняет вашу жизнь к лучшему.

Вас не должно волновать мнение других, люди всегда будут говорить независимо от того, что вы делаете, чего добиваетесь, как живете. Если о вас буду говорить плохо, продолжайте быть собой, и попытки других изменить ваши взгляды, ваш путь. Помните правило первое? Никогда не жаловаться ни себе ни другим.

Не меняйтесь ради того, чтобы нравиться людям или произвести впечатление перед кем-то, кто считает, что вы не достаточно хороши. Всем не угодишь, да и не нужно никому угождать в плане выбранного вами образа жизни, интересов, внешности и много другого. Меняйтесь, если это делает вас лучше, добрее, сильнее, остальное фальшь.

Шрамы – символ борьбы, а, следовательно, и успехов

Наличие шрамов будто говорит вам: «Я боролся, я испытал боль, я выжил. Я стал сильнее, а значит, у меня есть силы идти дальше»!

Не стоит стесняться шрамов своей жизни, они лишь очередное доказательство того, что боль может изменить вас к лучшему. Без них вы стояли бы на месте, и ничего не добились бы в жизни, не стали бы сильнее.

Все временно

Ночь не длится вечно, после нее наступает утро, а после дождя выглядывает солнышко, давая понять, что все временно. В этом плане все люди равны, у каждого в жизни чередуются черная и белая полосы.

Так что пока у вас все в жизни хорошо, искренне наслаждайтесь этим, а когда настанут тяжелые времена, не переживайте, ведь это тоже временно, это круговорот жизни. Если вы умеете быть счастливыми, всегда улыбайтесь, не смотря на беспокойства и бури.

Идите вперед

То, что должно произойти с вами, так или иначе, произойдет. Вам достаточно сказать себе: « !»

Не бойтесь ошибаться, рисковать, искать свое счастье. Жизнь часто преподносит сюрпризы, и только от нас зависит, как мы их воспримем и как воспользуемся знаниями, которые у нас уже есть. Не бойтесь неудач.

Цените свою жизнь, наслаждайтесь каждым ее моментом. Отбросьте сомнения, вопросы, жалобы, боязнь неудач в жизни. Делайте все возможное, а жизнь сама подскажет вам, как не опускать руки, и приведет вас туда, где вы должны находиться в данный момент.

Это может быть что угодно. Ваш прошлый успешный рабочий опыт. Полученное образование. Группа поддержки, состоящая из семьи и друзей. Постарайтесь вспомнить все свои заслуги, всё, за что вы можете собой гордиться, начиная от победы в школьном футбольном матче и заканчивая выигрышем крупного тендера на прошлом месте работы.

Если всё вышеперечисленное не помогает, то достаньте из недр семейных альбомов свою детсадовскую фотографию. Посмотрите в глаза этому ребёнку и вспомните, как много обещаний дали ему тогда: стать лётчиком, большим начальником, счастливым человеком наконец. Его-то вы уж точно не сможете обмануть, верно?

2. Расставьте все точки над i

Иногда мы не можем найти работу просто потому, что не знаем, что именно ищем. Мы бормочем что-то вроде: «Хочу зарплату не менее N тысяч рублей» или «Хочу работать по полученной в университете специальности». Когда же судьба так услужливо преподносит нам то, о чём мы, собственно, её и просили, у нас возникает ворох недовольств и сомнений: «Нет, зарплата, конечно, достойная, да и учился я этому пять лет, но я не уверен, что смогу взвалить на себя такую ответственность / каждый будний день приезжать в офис, который находится на другом конце города / перерабатывать» и так далее.

Для того чтобы не попасть в эту ловушку под кодовым названием «Что просил, то и получил», у вас не должно быть размытых представлений по поводу своей будущей работы. Возьмите листок бумаги и подробно опишите всё, чего вы ожидаете от дела всей жизни, начиная от должностных обязанностей и размера зарплаты и заканчивая наличием в офисе дресс-кода и кофемашины.

Возможно, составив подобный список, вы поймёте, что хотите слишком многого. По крайней мере на данный момент. И это не трагедия, и это совсем не означает, что вы должны похоронить свои мечты, даже не дав им шанса стать явью.

В подобном случае очень важно помнить о своём идеале. И знать, на что вы готовы, пока его не предлагают.

3. Помните, что ваша жизнь - это не только поиск работы

Когда в кармане остаются последние 500 рублей, когда все ваши друзья в социальных сетях считают своим моральным долгом постоянно спрашивать вас: «Ну как, нашёл работу?», когда вы каждый час заходите на - очень просто заработать нервный срыв.

Да, поиск работы - это ваш главный приоритет на данный момент. Но при этом не забывайте, что ваша жизнь проходит. И в описанных выше случаях она проходит в мучениях. Да, вы ищете работу, но это вовсе не означает, что вы должны забрасывать тренировки, хобби, друзей - всё то, что приносит вам радость. Да и вряд ли ваш будущий работодатель захочет видеть в своей команде нервного, истощённого, хмурого человека, в которого вы очень скоро превратитесь, если будете жить лишь одной мыслью - найти работу.

Не утешайте себя тем, что будете жить по полной, как только найдёте работу. Если вы не умеете быть счастливым каждую минуту своей жизни, даже если эти минуты выпали на , вы не умеете быть счастливым в принципе. И как только вы получите долгожданную работу, сразу же найдёте себе множество других поводов для страданий.

4. Ищите обходные пути

Нехватка денег - это основная причина, по которой мы соглашаемся на работу, которая принесёт доход, но не радость. Если чувствуете, что ещё не всё потеряно, и у вас есть силы бороться - не сдавайтесь, не соглашайтесь на меньшее. Обеспечьте себе финансовый тыл: попробуйте себя в роли или найдите временную работу со свободным графиком. Так вы сможете спокойно искать то, что будет вам по душе, не переживая при этом, что, когда вас пригласят на очередное собеседование, у вас просто не окажется денег на дорогу.

Есть ещё один обходной путь - вернуться на прошлое место работы, если ваша должность ещё свободна, конечно. Способ, который для многих людей кажется катастрофой. Сама мысль о возвращении к тому, из чего вы однажды выросли, - просто дичайший кошмар. Сделать шаг назад. Сдаться. Проиграть. Расписаться в собственном бессилии.

Но не забывайте:

Нет ничего чудовищнее того, что мы можем внушить себе сами.

Джон Стейнбек

Большинство ваших коллег через неделю уже и не вспомнят, что какое-то время вы отсутствовали. Земля вертится, жизнь продолжается, у всех свои проблемы, и если вы сами не окрестите себя неудачником, то и никто этого не сделает.

Какую бы стратегию вы ни избрали, главное - знать себе цену. Парализующий страх, а не наши неумения - вот что в большинстве случаев бывает реальной причиной наших неудач. Будьте смелым настолько, чтобы работать не только потому, что «так надо» и «мне за это платят», а потому, что вы действительно получаете удовольствие от того, чем занимаетесь.

А что вам когда-то помогло или помогает не отчаяться при поиске работы?

Начнем с того, что такое отчаяние. Это стесненность, отсутствие выхода, решения. Например, студент знает: завтра экзамен, но он уже не успевает подготовиться. Или человек попадает в глухую пробку по пути в аэропорт. Времени все меньше, и, если не произойдет чудо, он не успеет на самолет. Или человек построил дом, взял в банке ипотеку, его долги все увеличиваются, а отдавать их нечем.

Когда возникает отчаяние, мы понимаем, что больше ничего не можем сделать. В отчаянии мы всегда испытываем бессилие. До тех пор, пока мы еще что-то можем, идем к цели, отчаяние не наступает. Отчаяние приходит, когда мы замечаем, что уже поздно: несчастье уже произошло. Оно разрушает то, что ценно.

Два полюса: отчаяние и надежда

Если наводнением смыло дом, если умер ребенок, если я пережил насилие, если в моих отношениях постоянно происходят ссоры, если я вел такую жизнь, которая привела к неправильным решениям (разлуке, аборту, алкоголю…), то как мне жить дальше? Жизнь сломана, наполнена страданием.

Отчаявшийся человек близок к самоубийству, потому что все, что представляет опору, ценность, - ломается. Либо уже сломано, либо я наблюдаю, как оно приходит в упадок и исчезает. Я испытываю боль, когда вижу, что вещи, которые важны, разрушаются. Или я стою посреди руин разрушенной жизни. Больше нет никакой надежды. Что еще может быть? Будущего нет, настоящее - это руины, пропасть. У меня нет возможности вмешаться и что-то сделать, принять решение. У меня нет выбора. Я подхожу вплотную к стене. Я бессилен.

Противоположный полюс отчаяния - надежда. Если у меня есть надежда, тогда есть жизнь. Пока существует надежда, не все потеряно. Может произойти какой-то поворот, потому что хорошее еще не исчезло: дом еще стоит на месте, отношения еще проживаются, ребенок, хотя и болен, может выздороветь. Человек надеется, что диагноз, который ему поставлен, не самый серьезный. Он надеется, что скоро найдет работу и погасит долги.

У надежды и отчаяния заметно сходство: у них одна и та же структура. Если я надеюсь, я тоже переживаю что-то, похожее на бессилие. «Я надеюсь» означает, что я больше уже ничего не могу сделать. Я привез ребенка в клинику, я забочусь о нем, нахожусь рядом с ним, врачи делают то, что они могут сделать... И все же я могу надеяться.

Как такое возможно? Когда я надеюсь, я связан с ребенком и его жизнью. И я не откажусь от ценности этих отношений. Возможно, я просто сижу сложа руки и уже больше ничего не могу сделать, но я сохраняю связь. Парадоксальным образом я остаюсь активным. Я желаю лучшего. У меня еще пока осталось немного доверия.

Лишь факты исключают возможность. Надежда направлена на будущее

Установка надежды - разумная установка. В надежде несчастье еще не произошло, а в том, что не произошло, еще нет полной уверенности. Может произойти что-то неожиданное, и самое надежное - верить, что положительный исход не исключается. Это возможно: ребенок поправится, я сдам экзамен, я не болен, я найду работу.

Лишь факты исключают возможность. Надежда направлена на будущее. Я держусь за свое желание, интенцию, надеюсь, что все может быть хорошо. Я остаюсь верным этой ценности. Для меня важно, чтобы ребенок был здоров, потому что я его люблю. И я остаюсь в отношениях. Я держу эту ценность высоко в руке.

Надежда - это искусство. Это духовное искусство. Рядом с собственной немощью, вместо того чтобы впадать в бессилие или летаргию, можно еще что-то делать, а именно - не отказываться от того, что ценно. При этом «делать» означает не внешние действия. Это дело внутренней установки.

Между надеждой и отчаянием существует еще одно понятие, которое близко отчаянию, а именно: «сдаться». Когда я говорю: «Это больше не имеет смысла», тогда я отказываюсь от ценного. Это близко к депрессии. Когда человек сдается, у него больше нет надежды. В равнодушии еще остается немного опоры - пока человек не попадает в пропасть отчаяния. В отчаянии же происходит по-другому: я уже нахожусь в пропасти.

Без надежды я теряю связь с ценностью, утрачиваю несущую почву

Отчаяние не означает, что я сдался. Человек, который отчаялся, - это человек надеющийся. Это тот, кто еще связан с ценностями, кто хочет, чтобы ребенок поправился. У того, кто надеется, остается возможность положительного исхода. Отчаявшемуся человеку приходится видеть, что та ценность, за которую он держится, разрушается или уже разрушена. Тот, кто отчаялся, переживает, как умирает надежда. Разрушается то, что важно для его жизни.

Отчаяние - это боль. Датский философ Серен Кьеркегор много размышлял об отчаянии и сам переживал его. Для него отчаяние - это неправильное внутреннее отношение. Это внутреннее расстройство приходит извне, от чего-то другого. Кьеркегор расширил это и связал с Богом: тот, кто не хочет жить в согласии с Богом, тот отчаивается.

С точки зрения психологии отчаяние означает «не чувствовать надежды». Это значение наглядно прослеживается в романских языках (despair, désespoir, disperazione, desesperación). Без надежды я теряю связь с ценностью, утрачиваю несущую почву. Это подобно страху. Чувствуя страх, мы переживаем утрату почвы, несущей опоры. В надежде эта почва - любовь к чему-то ценному. У отчаяния структура страха и бессмысленности - больше нет контекста, который мог бы задавать мне ориентиры.

Книги на тему

«Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии» Альфрида Лэнгле

Депрессия - самое распространенное расстройство психики. Оно знакомо примерно 30% взрослых мужчин и женщин. А у детей не бывает депрессии. Хотя они могут горевать и грустить. Почему так? Потому что у них «хорошие отношения» с самой жизнью, не нарушено переживание бытия - так считает экзистенциальный психотерапевт Альфрид Лэнгле.

Что означает бессилие?

Бессилие формирует отчаяние. Слово «бессилие» означает, что я ничего не могу сделать. Но это не тождественно выражению «ничего не мочь делать», потому что остается много вещей, которые я не могу сделать, даже если бы и хотел. Например, я не могу влиять на погоду, на политику, на головную боль. Я могу что-то сделать с этим косвенно, но не напрямую. Бессилие означает «не мочь ничего сделать, но хотеть».

Здесь две причины: ограничивающие обстоятельства или что-то, связанное со мной лично. Когда я отказываюсь от волнения, желания, исчезает и бессилие. Это открывает возможности для работы.

Где мы переживаем бессилие? В отношении к самому себе. Например, я могу чувствовать, что бессилен в отношении зависимости, по отношению к опухоли, которая растет, к бессоннице, к приступам мигрени. Я могу чувствовать бессилие в отношениях с другими: я не могу изменить другого человека. Но мне важны эти отношения! А теперь они больше похожи на тюрьму: я не могу их изменить, но я не могу и расстаться - хотя меня постоянно ранят, обесценивают.

В бессилии возникает страх и паника - я чувствую себя отданным жизни на растерзание

Я могу чувствовать бессилие в семье, в которой происходят постоянные ссоры, растет напряжение, непонимание. Я уже все испробовал, говорил - и ничего не меняется. Конечно же, мы переживаем бессилие и в крупных сообществах: в школе, в армии, в компании, по отношению к государству - здесь часто появляется чувство «я ничего не могу сделать», мы привыкаем к нему.

Мы переживаем бессилие и в отношении природы, когда случаются наводнения, землетрясения, и в отношении экономических процессов, изменений моды. Бессилие - когда я заперт: в лифте, еще хуже - в горящем автомобиле. Тогда возникает страх и паника - я чувствую себя отданным жизни на растерзание. Я бессилен по отношению к депрессии. Я бессилен, когда чувствую себя одиноким, раненым, обиженным, отчужденным. Или когда вся жизнь кажется мне бессмысленной. Что я должен тут сделать?

Снова посмотрим на противоположный полюс - «могу». Что это означает? У «могу», как и у бессилия, двойная структура: оно, с одной стороны, зависит от обстоятельств, а с другой стороны, от моей силы и моих способностей. Здесь соединяются мир и мое собственное бытие. В «могу» мы соотносимся с обстоятельствами, и поэтому препятствия могут возникать извне. Например, я попал в пробку и не смог приехать вовремя на лекцию.

Настоящее «могу» всегда связано с «отпустить». Это базовое, основополагающее «могу»

Но препятствия могут существовать и внутри. Например, я, к сожалению, не могу говорить по-русски. Это делает меня бессильным, потому что я бы очень хотел знать русский язык. Конечно, я мог бы выучить его, тем самым вывести себя из состояния бессилия. Ответ на вопрос «могу?» зависит от моей силы и способностей. Они дают власть, с которой я могу распоряжаться обстоятельствами. Если я научился водить автомобиль, я могу распоряжаться им.

У понятия «могу» огромное экзистенциальное значение: оно не только соединяет с миром, но и раскрывает пространство для «быть». В этом пространстве я могу двигаться.

Настоящее «могу» всегда связано с «отпустить». Если я что-то могу, то я могу это и отпустить. Я могу позволить существовать чувствам, чтобы я мог с ними обходиться. Я должен уметь делать паузы, перерывы. Это необходимо в ситуациях, когда я не знаю, что делать. Отпустить - это базовое, основополагающее «могу».

Отчаявшийся человек не может отпустить. Какая проблема в бессилии? Почему бессилие наполнено страданием?

Во-первых, бессилие делает нас пассивными, оно нас парализует. Точнее, оно не парализует, а заставляет. Мы чувствуем, как что-то заставляет нас ничего не делать. Именно там, где я мог бы что-то сделать, я вынужден бездействовать. Бессилие - это навязчивость, это сила, это мощь. Это похоже на изнасилование. Я должен отпустить, но не хочу - и это делает меня жертвой.

Бессилие отнимает достоинство. Когда я жертва, я лишен достоинства и ценности. Я наблюдаю со стороны

Во-вторых, бессилие отнимает основу экзистенции - действие. В бессилии я уже не могу ничего создавать, быть где-то, проживать отношения, реализовывать что-то важное. В бессилии меня больше нет: моя личность больше не развивается, утрачивается смысл моего бытия.

В-третьих, бессилие отнимает достоинство. Когда я жертва, я лишен достоинства и ценности. Я наблюдаю со стороны. Бессилие связано с отчаянием. Эта комбинация придает отчаянию такую же структуру, как при травме. Тяжелое ранение, переживание приближающейся смерти лишает человека опоры. Он утрачивает почву, а ценности утрачивают свою силу. Человек уже не знает, что для него важно, не видит более масштабной системы взаимосвязей, которой он может довериться.

Две причины отчаяния и бессилия

Первая - человек слишком сильно сфокусирован на какой-то цели, от которой он не может отказаться, оставить, отпустить.

Вторая - отсутствуют отношения с глубокой структурой экзистенции. Это значит, отсутствует чувство ценности жизни, ощущение собственной глубины и собственной ценности как Person. Больше нет смысла, который определяет существование.

Важно осознание, что и смерть - часть жизни. Если я не могу умереть, то я снова буду испытывать отчаяние

Этот анализ причин отчаяния и бессилия дает основу для помощи. Вместо того чтобы продолжать судорожно удерживаться, хвататься за то, что было ценностью, я должен попрощаться и отпустить. Например, в отчаянии, что болезнь оказалась смертельной, остается только принять ее. Сказать: «Да, это так». И посмотреть, что я могу сейчас с этим сделать.

Если мы не можем отпустить, мы остаемся в отчаянии. Впоследствии можно работать над тем, чтобы снова чувствовать глубинные структуры экзистенции. Чтобы я мог снова почувствовать опору. Важно осознание, что и смерть - часть жизни. Если я не могу умереть, то я снова буду испытывать отчаяние.

Что делать?

Мы можем работать с темами отчаяния и бессилия с помощью четырех базовых структур экзистенции.

  1. Если кто-то переживает отчаяние, важно помочь ему принять ситуацию, которую нельзя изменить. Принять означает «я могу позволить этому быть». Такая установка возможна только, если я увижу опору, пойму, что, несмотря ни на что, могу быть самим собой.
  2. Если речь идет о безысходности, помогает грусть. Слезы грусти способны снова соединить нас с жизнью. Бывает, я переживаю отчаяние, мне кажется, что я сам испортил свою жизнь, и я не могу себе этого простить. Тогда важно снова понять, кто я. Сожалеть означает посмотреть, что я сделал, и при этом почувствовать, какую боль мне это причиняет.
  3. Если нет возможности изменить что-то, важно учиться жить в новых условиях. Задайте себе вопрос: что хочет от меня эта ситуация? Если у меня сейчас рак, то что хочет от меня рак? Как я могу продолжать жить с этой болезнью, чтобы моя жизнь оставалась полноценной? Да, это будет другая жизнь, но она может быть не хуже той, где я был здоров. Так я снова найду опору.
  4. Важно искать то, что позволяет испытывать внутреннее согласие. Когда я буду доволен тем, что делаю, в мою жизнь придет ощущение наполненности.

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Преподобный Силуан дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. Преподобный Иоанн Лествичник также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении преподобного Сергия Радонежского человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в Троице-Сергиеву Лавру, где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует святитель Феофан Затворник, говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.