Когда грудничок начинает говорить первые слова. Во сколько лет дети начинают говорить? Почему происходит задержка в развитии речевого аппарата


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

С момента появления на свет малыша, заботливые родители начинают за ним внимательно наблюдать. Они следят за тем, чтобы он , развивался и с нетерпением ждут, когда их младенец заговорит. Поначалу малыш издает лишь звуки. Процесс становления речи достаточно долгий. Всех молодых родителей интересует, когда ребенок начинает говорить первые слова.

Речь – это важный инструмент для коммуникации и социализации. Она начинает развиваться с самого рождения. Сначала малыш издает гласные звуки «а», «у». Так он выражает свои потребности.

С становятся более оживленными, чаще произнося протяжные звуки, придавая им эмоциональную окраску. Они начинают агукать. К двум месяцам мать уже хорошо знает ребенка, понимает, какими звуками он выражает радость, голод, дискомфорт и как он пытается дать понять, что ему скучно.

Начинает издавать не только гласные, но и согласные звуки (г, х, к, п, б), определенным образом их сочетает («гу», «аги», «агу»). В шесть месяцев родители замечают лепетание ребенка. От гуления оно отличается повторением слогов.

Например, малыш может подолгу тянуть звуки «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Произносит он их неосознанно. Грудничок начинает понимать, что говорят ему взрослые. У него формируется пассивный словарный запас. В это время важно как можно больше общаться с ребенком.

продолжает лепетать. В этом возрасте он начинает играть с тембром и громкостью своего голоса: протяжно тянет звуки, чередуя низкие и высокие ноты.

Продолжает формироваться пассивный лексикон. Малыш начинает подражать речи родителей и звукам, которые издают взрослые, животные, машины.

Произносит новые звуки, общается жестами. В этом возрасте он способен выговаривать около 10 односложных слов: «гав», «баба», «коко». У девочек обычно речь развивается быстрее, чем у мальчиков. Во сколько дети начинают говорить первые слова, во многом зависит от родителей: от того, как они занимаются с малышом, как общаются с ним.

Также определенное влияние оказывает физическое, интеллектуальное и психическое развитие, наследственная предрасположенность. Поэтому дать точный ответ, во сколько малыш заговорит, сложно. Заботливые и настойчивые родители могут ускорить наступление этого момента.

Чем чаще ребенок будет слышать слово «мама», тем быстрее он научится его выговаривать.

Когда дети произносят слово “мама”?

Вопрос, когда ребенок начинает говорить «мама», актуальный для всех матерей. уже произносят односложные слова. Необязательно, что ребенок в этом возрасте скажет «мама».

Первым словом может быть «баба», «папа» или «гав». Но как правило, к году малыши уже отчетливо произносят «мама». То, какое первое слово скажет грудничок, зависит от того, как общаются с ним родители.

Чтобы малыш раньше начал выговаривать «мама», специалисты рекомендуют:

  • сопровождать каждое действие словом «мама» (например, «мама кормит Машу», «мама пришла», «мама варит кашу», «мама гладит дочку (сыночка)»);
  • играть в игру «Где мама». Суть ее заключается в том, чтобы закрывать лицо руками и спрашивать у малыша, где мама. Полугодовалые дети обычно уже понимают такие вопросы, могут указывать пальцем на людей и предметы.

Средний возраст становления у детей осознанной речи

В 9-10 месяцев груднички выговаривают слова неосознанно. Они лишь произносят различные слоги, подражают речи родителей. Но малыш уже понимает, что говорят ему взрослые, у него продолжает пополняться лексикон.

Уже начинает выговаривать простые слова осознанно. Обычно это «мама», «папа», «баба», «деда», названия любимых , животных. Всего в лексиконе насчитывается примерно 10 слов. К полутора годам ребенок может осознанно выговаривать около 20 слов.

В два года многие дети уже умеют составлять простые предложения. Чтобы стимулировать становление осознанной речи у ребенка, необходимо проводить обучающие занятия в виде игры. Например, хорошо развивают малыша карточки Домана.

Они представляют собой яркие картинки разной тематики (погода, животные, овощи). Необходимо показывать их малышу и одновременно называть, что на них изображено. Важно как можно чаще разговаривать с младенцем. Во время общения следует употреблять простые слова.

Осознанно грудничок начинает произносить слова ближе к 11-12 месяцам.

Причины и симптомы задержки речевого развития

Существует календарь становления речи у детей. Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные.

Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.

У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен . Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).

Симптомами такого состояния являются:

  • молчаливость;
  • замкнутость;
  • общение преимущественно жестами.

Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.

Основные симптомы ЗРР:

  • новорожденный не издает звуков;
  • в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
  • в 9 месяцев отсутствует интерес к . Ребенок не лепечет;
  • в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
  • в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.

Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.

В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.

К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

  • гипотрофия мышц органов артикуляции;
  • (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
  • асфиксия при родах;
  • плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
  • слабая деятельность головного мозга.

К психологическим причинам ЗРР можно отнести:

  • стресс;
  • сильный испуг.

Социальные факторы задержки речевого развития:

  • в семье говорят на двух языках;
  • родители мало общаются с ребенком;
  • отсутствие мамы, папы, опекунов;
  • педагогическая запущенность;
  • гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
  • чрезмерно информированная среда;
  • невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
  • неблагоприятная атмосфера в семье.

Патологическими причинами ЗРР являются:

  • нарушения слуха (глухота, тугоухость);
  • внутриутробная гипоксия;
  • менингит;
  • внутриутробное инфицирование;
  • энцефалит;
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • частые и длительные болезни в период новорожденности;
  • тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.

Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.

Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.

Периоды кризиса в становлении речи ребенка

Педиатры выделяют в становлении речи три критических периода, в которые происходит особенно интенсивное развитие и при этом наблюдается повышенная чувствительность нервной системы к неблагоприятным факторам. Важно знать эти этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении.

Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:
  1. первый критический период наблюдается в 1-2 года. В это время происходит активное развитие корковых речевых зон. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать ЗРР либо алалию;
  2. второй период – это 3 года. Наблюдается интенсивное становление речи. В это время могут возникать заикание, мутизм;
  3. третий – длится с 6 до 7 лет. В этом возрасте возможны нарушения ЦНС, приводящие к заиканию. При органическом поражении головного мозга возникает афазия.

Видео по теме

Во сколько дети начинают говорить первые слова? ответ в видео:

Таким образом, первые слова ребенок начинает произносить примерно в девятимесячном возрасте. Они представляют собой повторяющиеся слоги, которые малыш выговаривает неосознанно. В этот период родители могут услышать «мама», «баба», «папа». У некоторых детей наблюдаются задержки в развитии.

Они могут быть спровоцированы нарушениями слуха, дефицитом родительского внимания и прочими социальными, психологическими, патологическими и физиологическими причинами. Чтобы ребенок быстрее начал говорить, необходимо с ним больше общаться, проводит развивающие занятия.

Многим молодым и неопытным родителям нередко свойственна беспричинная тревога на почве элементарного незнания этапов становления малыша. Бытует множество мнений по поводу того, когда именно ребенок начинает говорить свои первые слова.

Все дети индивидуальны, однако, если признаки зарождения речи на определенных этапах развития малыша отсутствуют, то стоит обратиться к специалисту.

Ожидания родителей бывают разными и часто не совпадают с действительными возможностями малыша. Поэтому специалисты разработали нормы, в которых прописаны способности среднестатистического ребенка в соответствии с возрастом:

Возраст, мес. Речевые возможности
1 Способом коммуникации выступает крик, которым ребенок оповещает о потребности во внимании. Спустя месяц младенец начинает улавливать посторонние звуки, проявляет реакцию на обращенную к нему речь.
2-3 Наблюдается «комплекс оживления». Лица родителей вызывают бурю эмоций, которые он проявляет дерганьем ручек или ножек, а также агуканьем.
3-5 Ребенок гулением (сочетание звуков в неправильном порядке), улыбкой или взглядом привлекает внимание взрослых.
6 Наступает период невнятного лепета, который отличен от гуления. Если чадо пребывает в хорошем расположении духа, то длительное время может повторять звуки «ма-ма-ма» и другие.
7 Появляется реакция на собственное имя, начинаются попытки контроля голосовой интонации.
8 Стартует формирование активного словарного запаса. Ребенок старается повторить простые фразы, услышанные от родителей.
9-10 Овладевает жестами и может указать на заинтересовавшую вещь. В запасе имеется до 10 односложных звукоподражаний.
11-12 Время, когда в лексиконе появляются слова «мама», «папа» и другие. Ребенок отзывается на обращенную к нему речь, в состоянии указать на части тела и или животных.
15 В активном словарном запасе находится уже до 15 слов. Начинает расширяться пассивный, а именно появляется возможность понимать обращенную к нему речь.
18 Осознанное произношение не менее 20 слов. Его не затрудняют двусложные инструкции: возьми мячик и дай его мне.

Во сколько ребенок произносит свои первые слова

Установить четкие рамки, в которые дети обязаны произносить тот или иной набор слов, довольно сложно. Врачами выработаны определенные закономерности, но нужно в первую очередь ориентироваться на индивидуальные особенности своего чада.

Элементарные слова

Специалисты утверждают, что простые слова должны появиться в лексиконе малыша с 10 месяцев до года. Однако стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, на него влияет окружающая среда. Поэтому первое слово появится в момент, когда к этому будет готова сама кроха.

Пополнение пассивного словаря

Годовалый малыш начинает активно накапливать в своей памяти названия тех или иных предметов. Не имея возможности озвучить их, он уже точно знает, о чем идет речь. Ребенок спокойно выполняет несложные задачи.

Развитие активной речи

Становление речи происходит скачкообразно. Это связано с тем, что его способности к запоминанию слов развиваются постепенно. Годовалый ребенок усваивает не более 6 новых слов в месяц.

Такой этап продолжается довольно длительный период времени, а затем наблюдается рывок, после которого 12 слов усваиваются уже за неделю. Процесс длится до того времени, пока малыш не начнет повышать уровень знаний ежедневно.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже

Специалисты отмечают тенденцию задержки речи среди мальчиков. В среднем они начинают говорить на 2 месяца позже девочек. На это влияет анатомическая особенность головного мозга. Левое и правое полушарие у обоих полов развито одинаково, а вот соединительные волокна у мальчиков тоньше.

Это не патология, так распорядилась природа. Однако разницу достаточно трудно уловить, если нет дополнительных проблем со здоровьем.

Когда начинает формироваться осознанная речь

Малыш начинает осознанно произносить слова при достижении годовалого возраста. Элементарные слова («мама», «папа») начинают употребляться в контексте (например, «мама дай»). Но это только начальный этап на пути к становлению осознанной речи. Затем наступает период активного развития пассивного и активного словарного запаса, которые позволит малышу ассоциировать предметы, четко выражать свое мнение или желание.


Постановку простых предложений ребенок осваивает в возрасте полутора лет. У него уже достаточно знаний, чтобы составить простые фразы (например, «кукла упала»). Наблюдается появление первых глаголов, которые могут неправильно сопоставляться с родами существительных и местоимениями. Вполне нормально услышать из уст своего крохи предложение: «Саша играет» (вместо: «я играю»).

При достижении ребенком двухлетнего возраста в его активном запасе уже 50 слов, которые он выстраивает в предложения (например, «я пошел гулять» или «я хочу играть»).

При этом малыш прекрасно понимает речь взрослых, запоминает и воспроизводит короткие стишки, потешки. Далее его словарный запас будет стремительно пополняться, что позволит облекать свои мысли в более полной форме.

Признаки задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько причин, провоцирующих задержку речевого развития:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей с запозданием начал говорить, то ребенку вероятнее всего передастся такая особенность.
  2. Неврологические нарушения. В первую очередь задержка речи может стать следствием гипоксии, которая развивается при тяжелых родах.
  3. Индивидуальные особенности. Активные и эмоциональные дети намного быстрее начинают произносить слова, чем флегматичные.
  4. Проблемы в семье. Дети интуитивно ощущают напряженность, царящую между родителями. Они замыкаются в себе и плохо идут на контакт.

Существует несколько признаков, которые указывают на проблему с речью:

  • годовалый малыш не произнес ни единого слова, отсутствует звукоподражание;
  • в 1,5 года не реагирует на собственное имя и игнорирует просьбы показать (принести) что-нибудь;
  • при достижении двух лет не повторяет слова, сказанные старшими, не составляет словосочетания;
  • в 2,5 года не может идентифицировать цвета или части тела;
  • к 3 годам не в состоянии составить простое предложение, не улавливает суть простого рассказа.

Как помочь малышу заговорить

Период, в который начнет говорить малыш, зависит не только от его физиологических особенностей. Большую роль играют родители, взаимодействующие с ним с самого рождения.

Их задача помочь ребенку сформировать сначала пассивный, а затем активный словарный объем. После чего помогать в оттачивании полученных навыков.

Родителям стоит взять на вооружение несколько рекомендаций:

  1. С ребенком нужно постоянно разговаривать, непрерывно озвучивая все выполняемые действия. Его пассивный словарный запас будет стремительно пополняться. Ежедневные занятия стоит подкреплять песенками и потешками, которые легче воспринимаются сознанием малыша.
  2. Обращаясь к ребенку лучше использовать простые фразы. На длинные предложения он просто не отреагирует.
  3. Активно подражать агуканью и лепету малыша. Причем, в этот момент желательно установить с младенцем зрительный контакт. Так он научится проводить параллель между звуками и их правильным произношением.
  4. Специалисты рекомендуют свести к минимуму сюсюканье. Речь должна быть внятной и понятной. Можно произносить полное название предмета и одновременно звукоподражательное (например, кошка и мяу-мяу).
  5. Ежедневно читать книги, которые подбираются в соответствии с возрастной категорией.
  6. Развивать мелкую моторику, которая помогает воспринимать предметы и ассоциировать их с названиями.

Наиболее популярные вопросы

Может ли ребенок просто молчать, даже если он здоров?

Индивидуальность малыша не стоит исключать из факторов, которые влияют на начало формирования речи. Существует такой феномен, как позднее созревание речи. Дети, у которых не обнаружены отклонения, могут долго молчать и впитывать информацию. Затем в определенный момент их прорывает и начинается поток не отдельных малопонятных слов, а правильно построенных предложений.

Может ли ребенок быстрее заговорить в детском саду?

Если у малыша наблюдается задержка речи, то его лучше отдавать в детский сад при достижении трехлетнего возраста. В этот период дети становятся более самостоятельными, эмоциональная зависимость с мамой снижается, что уменьшит психологический стресс. Психологи советуют не отказываться от посещения детского сада, так как ребенок попадает в «речевую среду», которая даст толчок, и он быстрее заговорит.

В первые годы жизни малыша родители обеспокоены двумя вопросами, когда он сделает первые шаги и начнет говорить. Эти навыки являются важнейшими из тех, с которыми ребенку придется справиться. Первые слова, фразы и предложения появятся постепенно и при условии, что родители помогут малышу их освоить.

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи - ложь, ртов - ротов, красивая кошка - красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша - проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения - это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье - что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама - самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом - потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ - создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь - курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте .

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.