Кризис одного года симптомы и проявление. Что делать родителям при кризисе первого года жизни у ребенка. Диагностика особенностей внимания

Кризис первого года жизни происходит с каждым малышом, психологи рекомендуют множество техник для управления нервной системой ребенка.

Причины возникновения кризиса

Кризис одного года возникает практически у каждого ребенка, вызывая недоумение у родителей. Нередко взрослые не понимают – почему их маленький и спокойный малыш вдруг стал неуправляемым и истеричным. Причины кризиса первого года жизни можно выделить в нескольких пунктах:

  1. Ребенок проявляет самостоятельность и в отсутствии удачных попыток провоцируется злость и расстройство.
  2. Появляются невиданные запреты. Маленькому человеку не понять, почему нельзя есть из миски собаки и облизывать папины кроссовки.
  3. Малыш понимает, главные в доме родители.
  4. Возможность самостоятельно ходить. Совсем непривычно и интересно, поэтому эмоций у малыша много.
  5. Боязнь потерять маму.

Основная причина изменений в поведении ребенка – взросление, интерес к окружающему миру и проверка границ допустимого поведения. Причина регулярных истерик и длительного плача также кроется в возрастных изменениях. Кроха уже достаточно вырос, чтобы разгромить квартиру за пять минут, но еще слишком мал, в выражении словами недовольства и расстройства. Именно поэтому любой подходящий случай заканчивается дракой и криками. Вечное продолжение данного поведения исключено, правильное поведение родителей даст ребенку быстро перерасти, стать спокойным, обретя новые навыки.

Возникающие проблемы не имеют под собой следствие упущений в воспитании и слишком мягком обращении с ребенком. Избаловать кроху в данном возрасте крайне сложно, переживают данный этап развития абсолютно любые дети, а интенсивность проявления эмоций зависит только от характера и эмоциональности ребенка.

Следует помнить, изменение поведения редко происходит сразу после первого дня рождения, оно начинает меняться уже после девятимесячного возраста, а также «задержаться» до полутора лет. Поставить маму с папой в тупик кроха может совершенно неожиданно и в неподходящий момент. Следует быть готовыми, чтобы избежать лишних стрессов.

Возможные проявления кризиса первого года

Проявлений кризиса первого года жизни может быть много, иногда он обходится парочкой вредностей, у других проявляется в полном объеме, заставляя родителей пить успокоительные препараты. Не зря много лет существует фраза, применяемую к детям данного возраста: «ребенок затих – срочно бежать и смотреть, что случилось». В годовалом возрасте малыши – ураган сносящий все на своем пути и залезает туда, куда взрослые не способны добраться. И вдруг наступила тишина, надо немедленно спасать либо ребенка, либо окружающие предметы.


Признаки надвигающегося кризиса:

  1. Резкое проявление самостоятельности. Подросший человек уже понял, он способен на многое без помощи близких. Стремление самостоятельно кушать, одеваться и показывать другие навыки доводят родителей до нервного тика. Ребенок вполне способен отказаться от любимого блюда, остановив выбор на маминой тарелке.
  2. Постоянные капризы и истерики. Несмотря на огромную самостоятельность, многие действия малышу пока недоступны. Следственные связи строить он еще не способен, поэтому жутко огорчается, не попадая ложкой в рот, не догнал кота. Выражать свои эмоции он немного научился – меняется интонация плача. В случае мелких недоразумениях, в виде улетевшей ложки и разлившегося супа, возможен просто рев, а вот ускользнувший из руки хвост кота и несправедливо спрятанная миска с едой может вызвать бурную истерику. Кроме проявления недовольства, кроха пытается манипулировать и проверяет, не побежит ли мама срочно выполнять его требования.
  3. Ребенок не слышит родителей. Замечания и слова игнорируются, создается ощущение, наличие у малыша проблем со слухом. Сбить с намеченного маршрута не способны ласковые слова и строгий тон родителей, он уверенно идет разрушать окружающие предметы. В обязательном порядке дети начинают доставать все с полок, игнорируя запреты. В случае излишней настойчивости мамы реакция – громкий рев и истерика.
  4. Противоречивые действия ребенка. Данный пункт больше всего сводит с ума многих родителей, логика у ребенка в моменте отсутствует напрочь. Он может попроситься на руки, а через секунду уже отталкивать маму и требовать свободы, отобрать у мамы ложку, чтобы кушать самому, и тут же выбросить ее. В мозге малыша происходит слишком много процессов, он интенсивно развивается, поэтому ребенок просто не успевает понять нужды.
  5. Отказ выполнять привычные процедуры. Ребенок любит купаться, он может неожиданно отказаться от процедуры. В то же время, следуя предыдущему пункту, он немедленно обидится и заплачет, если в ванночку его так и не посадят. Нередко дети отказываются ложиться спать и кричат, пытаются бороться со сном.

Проявления могут возникнуть одновременно, заставляя родителей спокойно реагировать на происходящее, не обращая внимания на дергающийся глаз.

За несколько дней вместо милого ангелочка появляется тайфун, готовый оспорить действия родителей и намерен самостоятельно решать проблемы.

Полный запрет не принесет желаемого результата, малыш расстроится и дезориентируется – он только нашел новые предметы, принялся изучать и получил запрет. Кризис первого года затягивается и оставляет множество последствий, в том числе неуверенность и отсутствие самостоятельности у подрастающего человека.

Действия родителям в период кризиса у малыша

В случае проявления кризиса первого года жизни у ребенка родители иногда растеряны. Ребенка уже невозможно заставить сделать то, что надо: надеть кофту, съесть суп, а договориться с ним пока никак не получается – во-первых, он не способен ответить, а во-вторых, он еще сам не совсем понимает. В такой ситуации люди ведут себя по-разному, одни начинают строго воспитывать, боясь избаловать кроху, другие – идут на поводу, исполняя прихоти малыша, только бы он не плакал.

Несмотря на кажущуюся беспечность, последний вариант правильный – он позволит пережить кризис достаточно быстро и не оставит негативных последствий. Родители обязательно должны успокоиться. Многие мамы в данный период начинают прием успокоительных препаратов, выдержать ежедневные сюрпризы нет сил. Какой бы способ успокоения ни выбрали взрослые, уверенность ребенка в любви родителей гарант успеха. Родителям рекомендуется следовать некоторым правилам:

  1. Маме необходимо смириться, в ее присутствии поведение ребенка гораздо хуже, чем в ее отсутствие. Ребенок уже понял свою самостоятельность и способность убежать от родителей. Данная причина заставляет спокойно вести себя с бабушкой и папой, но с мамой – сразу начинаются капризы, слезы, кроха залезает к ней на руки и отказывается куда-либо перемещаться. Это протест, ребенок показывает свое недовольство исчезновением близкого человека и боится повтора обидной неприятности. Прежде чем браться за домашние дела, немного поиграйте с ребенком, почитайте ему, поносите на ручках и спойте песенку. Минут через 20-30 малыш удостоверится, исчезновение мамы исключено и спокойно пойдет вытряхивать вещи из комода и отрывать плинтус.
  2. Трагедию расставания с мамой необходимо свести к минимуму. Иногда у женщины нет возможности сходить в туалет, ребенок ее сразу теряет и плачет. Стоит постоянно напоминать и не идти на поводу и не пускать с собой. Обязательно сообщать о своем присутствии, пусть кроха стоит под дверью, а мама будет петь песенки и просовывать под дверь яркие фантики и рассказывать, об интересном событие сразу после ее выхода. Постепенно ребенок поймет границы. Чадо болезненно воспринимает уход мамы из дома, следует всегда подробно рассказывать ему, почему уходите и когда вернетесь. Оставляя на 10–15 минут несколько дней подряд, можно добиться понимания малыша, о возврате мамы.
  3. Привести квартиру в состояние, безопасное для новоиспеченного исследователя. Годовалый ребенок съест абсолютно входящее ему в рот, изучение мира необходимо начать со вкусовых качеств. Поэтому уберите мелкие предметы, во избежании серьезных последствий для здоровья и жизни при проглатывании. Касается и корма домашних животных, и их туалета, содержимое емкостей особенно привлекает детей. Уронить кроха тоже сможет до чего дотянется. Ценные предметы (телефоны, планшеты) – убрать повыше. Ребенок может дотянуться попытаться переставить телевизор. Даже если малыш еще не умеет залезать на диван, не стоит сомневаться – скоро научится. Причем в неподходящий момент. Детки падают абсолютно везде, и невозможно избежать полета, следует хотя бы постелить рядом с диваном мягкий ковер.
  4. Борьба с протестами. Не следует подавлять волю ребенка и делать то, чего он не хочет. Малыш выкинул тарелку и дал ложкой маме по голове, это не говорит о голоде. Можно посадить рядом игрушку и отвлечься от капризного дитя, занимаясь «кормлением» мишки. Через пару секунд ребенок начнет открывать рот и требовать положить туда еду. Отсутствие желания одеваться на прогулку, расскажите об ожидающих птичках, собачках и других животных. Справиться с проявлением характера можно только хитростью, чтобы не развить в ребенке комплексы и неуверенность.
  5. Истерики. Самая сложная проблема. В первую очередь мама должна сохранять спокойствие. Ребенок хорошо чувствует ее настроение, и в минуты вашей агрессии, успокоиться он не сможет, а еще больше раскричится. Не всегда удается распознать причину крика, если родители уверены в протесте и требование выполнить просьбу – хорошо помогает игнорирование. Достаточно уйти из комнаты и ребенок затихнет и примчится к маме, а дальше он либо начнет еще громче кричать, убедившись в присутствии, либо успокоится и попросится на руки. Иногда причиной истерики становится усталость и сильная обида, не стоит оставлять кроху одного и, тем более ругать. Отвлеките, успокойте и поиграйте в спокойные игры.

Продолжительность кризиса и интенсивность полностью зависит от поведения родителей. Члены семьи правильно и спокойно реагируют на изменения, не запрещают ребенку изучать мир – через пару месяцев он научится контролю, в том числе эмоций и снова станет послушным и спокойным ребенком, пока его не «накроет» следующий, трехлетний кризис. В ситуации множества запретов и постоянном недовольстве взрослых кризис продлится дольше и принесет негативные последствия для неокрепшей психики малыша.

Когда обратиться к детскому психологу


Нередко во время кризиса первого года жизни малыша родители бегут к психологу. На самом деле, помощь специалиста поможет родителям услышать знакомые слова от компетентного человека. Кризис 1 года – нормальное явление, не требующее лечения. В случае слишком частых протестов и истерик ребенка, обратитесь за помощью к специалисту.

В случае подозрений отклонения от нормы, он направит к психотерапевту, назначающему мягкие успокаивающие препараты, помогающие малышу успокоиться. Главная задача родителей – понять, что с их ребенком все в порядке, поэтому необходима консультация врача – обязательно обратитесь к нему, чтобы не переживать, ведь эмоции мамы малыш ощущает и переживает.

Чего делать нельзя

Часто во время кризиса первого года жизни родители совершенно неправильно реагируют, выслушивая мнение окружающих об избалованности ребенка и немедленном наказании.


Взрослые должны принять ребенка таким, данный этап развитии таков. Советчиков игнорировать и запретить ругать ребенка из-за капризов и непредсказуемого поведения. Только в данном случае удастся быстро перейти на следующую ступень развития. Запрещено в период кризиса делать следующее:

  1. Заставлять ребенка делать чего он не хочет. Можно обхитрить, завлечь, придумать другие способы, чтобы он согласился сам.
  2. Ругать за капризы и истерики.
  3. Менять свое мнение по поводу запрещенных вещей. Частая ошибка. Запрещать должны мама, папа, бабушка и остальные. Один из взрослых разрешит – ребенок теряется. И не стоит потом ругать, он просто не смог уяснить, почему иногда можно, а потом нельзя.
  4. Взрослые должны придерживаться одной линии воспитания. Если каждый воспитывает по-своему, ребенок перестанет слушать вообще всех и сам решит, что ему делать. Исправить гораздо сложнее, в отсутствии авторитета каждого члена семьи.

Самое главное, родители должны помнить – никогда нельзя стесняться своего ребенка. Он чувствует, если мама краснеет за поведение и шипит «хватит кричать, замолчи, ты меня позоришь» - вы создадите неуверенную личность. Самый близкий человек всегда должен поддержать, успокоить. Обязательно чаще говорить ребенку о своей любви к нему, чтобы он знал, что нужен родителям, несмотря на поведение. Ему самому кризис дается совсем непросто, иногда он просто физически не способен успокоиться, поэтому помощь взрослых и поддержка будут кстати.

Кризис первого года должна пережить каждая семья и достойно выйти из него. Соблюдение всех правил поведения и внимание к своему ребенку позволит вырастить уравновешенную и уверенную личность.

Комаровский о кризисе

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти кризис невозможно, через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Кризис возникает потому, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому не могут выполнять свои функции.

В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым якобы вспыхивает изнутри. Ребенок начинает понимать и разделять: я - ребенок, а он - взрослый, мы-разные. В этом сущность кризиса первого года жизни. В таком возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, приобретается умение ходить, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Ребенок делает первый свой шаг. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире, находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними. Детская любознательность, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется в плаче, упрямства, неудовольствии.

Так воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят-разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Она стремится быть самостоятельной, общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет.

Так начинается кризис одного года. Она становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желанию ребенка. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному ребенку. Предыдущие стереотипы общения уже не срабатывают.

Кризис первого года знаменует переход от периода новорожденного до раннего детства. Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные реакции у ребенка возникают обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Поскольку к этому времени ребенок активно ползает или даже овладевает ходьбой, то круг досягаемых для него предметов резко увеличивается. Вместе с тем не все желания ребенка можно выполнять, поскольку они могут причинить вред самому ребенку или окружающим. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, падении на пол и тому подобное.

Проявления сильных аффективных реакций у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это могут быть избыточное давление и недопустимости самостоятельности со стороны ребенка, непоследовательность в требованиях со стороны взрослых. В период кризиса взрослые должны установить новые отношения с ребенком, предоставить ей определенную самостоятельность, проявить терпение и выдержку, что может смягчить симптомы и течение кризиса, помочь ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

главное достижение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский называл автономной. Она значительно отличается от взрослой речи по звучанию и по смыслу. Эти слова по звучанию иногда напоминают взрослые, хотя существенно отличаются от них. Ребенок вкладывает в эти слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у нее еще не сложилась взрослая система понятий. Она еще не может обобщать предметы и его слова становятся многозначными и ситуативными. Многозначность слов заключается в том, что ребенок относит их к разным с точки зрения взрослого предметов и явлений. Многозначность значения слов связана с условиями их возникновения - с ситуативністю. Вообще автономная речь возникает только при условии яркого аффективного окраску ситуации, что воспринимается, и активности самого ребенка, эту ситуацию переживает действует в ней. Поэтому образование многозначности слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи своеобразие связей между словами. Язык ребенок не соответствует законам грамматики. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга, напоминая ряд несвязанных знаков.

Автономная речь ребенка понятна лишь тем взрослым, которые постоянно находятся с ней. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя неязыковые средства - жесты, выразительная мимика, сопровождающие непонятные слова, в определенной степени помогают пониманию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Ч. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца: пер. с англ. / Т. Бауэр. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1985. - 320 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.

4. Возрастная и педагогическая психология / О. В. Скрипченко, Л. В. К-линська, 3. В. Огороднийчук и др. - 2-е изд., допол. - К.: Каравелла, 2009.-400 с.

5. Возрастная психология / под ред. Г. С. Костюка. - К. Советов. шк., 1976.-269 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-мезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. ^

8. Заброцкий М. М. Возрастная психология / Н. М. Заброцкий. -К.:МАУП, 1998.-89 с.

9. Кулагина Ы. Ю. Возрастная психология / Ы. Ю. Кулагина. -М.:УРАО, 1999.-1 миллион 76 сек.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.

11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.

12. Павелків Г. В. Детская психология: учеб. пособ. для самост. работа студ. / Г. В. Павелків, А. П. Цигипало. - К. : Академ-издат, 2011.-373 с.

13. Павелків Г. В. Детская психология: учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / Г. В. Павелків, А. П. Цигипало. - К. : Академви-дал, 2008. - 432 с.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

15. Полищук В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. МЛоліщук. - Сумы, 2007. - 330 с.

16. Савчин М. В. Возрастная психология / Н. В.Савчин, Л. П. Василенко. - К.: Академвидав, 2006. - 360 с.

17. Шаповаленко Ы. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / Ы. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

18. Швалб Ю. М. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. М. Швалб, Ы. Ф. Муханова; Киев. нац. ун-т им. Т. Г. Шевченко; Макеев, экономико-гуманитар. ин-т. -Донецк: Норд-пресс, 2005. - 304 с.

В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.

Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность – это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям.

Отечественный психолог А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем – на величину, и только потом – на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову, туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. Когда ребенок научается узнавать, он начинает делить взрослых на приятных и неприятных. Приятным он улыбается, а при виде неприятных проявляет негативные эмоции. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Развивается речь. До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми.

Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эрик-сон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.

Казалось бы, годовалый малыш настолько мал, что все проблемы родителей связаны только с тем, чтобы вовремя его накормить, переодеть и выгулять. Однако это совсем не так. Как раз к 1-му году жизни у ребенка наступает кризис – первый, но далеко не последний. У крохи часто меняется настроение, он подолгу плачет, а иногда и устраивает истерики. Как же пережить кризис 1-го года у ребенка как можно легче?

Характеристика кризиса первого года жизни у ребенка

Этот кризис у ребенка может начаться как в возрасте 10 месяцев, так и после года. В возрастной психологии кризис 1-го года у ребенка связывают с тем, что в этот период малыш становится более самостоятельным, и прежде всего это объясняется тем, что он . После чего остановить кроху практически невозможно. Малыш встает на ноги сразу после пробуждения. Зачастую ему кажется, что он продолжает ходить даже во сне. Он хочет осваивать новые территории, причем даже те, куда мама и папа запрещают ходить. На любые запреты он отвечает упрямством, слезами, капризами и даже истерикой.

Давая характеристику кризиса первого года жизни, психологи отмечают, что поведение вчерашнего грудничка становится нелогичным, к тому же его настроение меняется очень часто. Малыш может даже воспротивиться желанию родителей приласкать его, однако без внимания он пока что не может обойтись. Зачастую он требует его тогда, когда родители чем-то заняты или собираются куда-то пойти.

Ребенок все время следует за мамой - цепляется за ее одежду и не дает ей покинуть дом хотя бы на несколько минут. Со сном начинают появляться проблемы - его становится сложнее уложить, к тому же спит он теперь значительно меньше. Проявляется кризис первого года жизни и во вкусовых предпочтениях: в этот период развития некоторые дети начинают требовать каких-либо исключительных блюд, другие просто перестают воспринимать еду или же едят время от времени.

Когда малыш начинает ходить, у него появляется чувство независимости и свои желания, которые он в состоянии удовлетворить самостоятельно. Меняется и психология поведения ребенка 1 года в период кризиса: постепенно формируются воля и целеустремленность. Но несмотря на то, что он осознает себя как индивидуума, без материнского внимания он пока обойтись никак не может. Малыш должен быть уверен в том, что мама все время будет рядом и его не бросит.

Если ей нужно куда-нибудь отлучиться и оставить без присмотра своего ребенка на некоторое время, то делать это следует потихоньку, пока он этого не видит. Если же не вышло так сделать, то его нужно обязательно предупредить, что скоро мама вернется и вновь будет рядом. Когда малыш боится остаться в одиночестве и не хочет отпустить даже в ванную, можно взять его с собой.

Во время кризиса 1 года у ребенка истерики, плач или другие подобные реакции могут быть вызваны не только запретами, но и банальной скукой или усталостью, желанием получить что-нибудь запретное. Развлечь малыша не слишком сложно: можно ему почитать, поиграть с ним и пр. Если же ребенок начинает капризничать по любому поводу, то родителям нужно занять как можно более жесткую позицию. В противном случае он привыкнет, что в ответ на его истерики ему будет позволено абсолютно все.

Как пережить кризис 1 года у ребенка: пути преодоления

Родителям ребенка в возрасте около года следует осознать, что проявление негатива с его стороны - вполне естественное явление, однако бывают случаи, когда кризис протекает без слез и истерик. На этом этапе малыш постепенно учится утверждать себя. В такой ситуации родителям необходимо поддержать своего отпрыска, перестроить способ общения с ним. Они становятся для него объектом для подражания и товарищами по игре. С ребенком следует общаться с позиции сотрудничества, но при этом необходимо постоянно показывать свою любовь.

В психологии кризис первого года жизни, проявляющийся вспышками негативных эмоций со стороны детей, объясняют и тем, что им слишком много запрещают. Это вполне оправдано, и родителям в этот непростой период нужно постараться создать для своего ребенка максимально безопасную среду и запрещать ему как можно меньшее количество действий.

Все самые ценные и хрупкие вещи надо убрать так, чтобы малыш ни при каких условиях не смог до них добраться, а самые важные ящики следует запереть на ключ. Для прогулок лучше всего выбирать не магазины и оживленные улицы, где слово «нельзя» будет звучать очень часто, а отправиться в сквер или на детскую площадку. Когда родители будут прятать вещи, им надо хорошо подумать, действительно ли они представляют опасность для ребенка и стоит ли запрещать ими пользоваться. К примеру, малышу не вредно, а даже очень полезно будет поиграть на отцовской гитаре.

Родителям во время кризиса первого года жизни ребенка необходимо не просто запрещать что-либо своему малышу, а популярно объяснять, по какой причине этого делать не следует. Если хорошенько подумать, то многие запреты связаны с определенным родительским нежеланием что-то делать, например, стирать испачканную одежду или же в сотый раз поднимать своего отпрыска на горку и т. д. Дети прекрасно чувствуют тон, которым с ними разговаривают, поэтому при общении с ребенком не следует пользоваться назидательными интонациями или же кричать на него. При создании определенной системы запретов нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Например, ребенок может порвать не книгу, а старую газету, кидаться не песком, а опавшей листвой.

Еще одна важная причина проявления негативного настроения со стороны детей - это родительское непонимание, особенно в то время, когда у ребенка только начинает формироваться речь.

Один из путей преодоления кризиса 1 года у ребенка – научиться понимать малыша, следя за его поступками и реакцией. Если внимательно прислушиваться к тому, что говорит ребенок, то с течением времени удастся его понять, благодаря чему поводов для недовольства будет не слишком много.

Статья прочитана 3 333 раз(a).

Как указывал Д. Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года .

Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой социальной ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.

Это, прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме - это общение, а по содержанию - эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение .

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации . До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент - примерно в возрасте 1 года 2-3 месяцев, - когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми .

Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое - ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность незрелости новорожденного? .

2. Каково проявление и значение «комплекса оживле­ния»? .

3. Каковы конкретные пути влияния общения на психическое развитие ребенка в младенчестве? .

4. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым? .

5. Проследите по книге Н. А. Менчинской, в какие периоды младенчества и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие - память. Приведите конкретные примеры из книги для иллюстрации ответа .

6. В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? . Проиллюстрируйте это положение примерами из книги Н. А. Менчинской .

7. Каковы основные проявления и значение кризиса одного года? .

8. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов дошкольного детства необходимо учитывать, по мнению А. В. Запорожца, для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период? .

Дайте определение следующих понятий

> Кризис новорожденности.

> «Комплекс оживления».

> Непосредственное эмоциональное общение.

> Явление госпитализма.

> «Автономная речь» ребенка.

> Эмоционально насыщенные представления.