Людмила Поргина: Караченцов и Я. Караченцов, история любви Все любовницы караченцева

Светлана Савелова дебютировала в картине "Прощайте, голуби!", но успех оказался быстротечным. Сыграв в шести фильмах, среди которых – комедия "Семь стариков и одна девушка", она вдруг исчезла из кино, хотя и продолжила работать в театре. Говорят, из-за неустроенной личной жизни Савелова часто искала утешения на дне стакана. В 1999 году тело 57-летней актрисы нашли в ее квартире на окраине Москвы. Артистка умерла от острой алкогольной интоксикации с поражением печени.

ПО ТЕМЕ

О Савеловой известно крайне мало. После съемок в своем первом фильме Светлана отучилась в Щукинском училище и пошла работать в Вахтанговский театр, но вскоре решила уйти оттуда в Театр имени Ленинского комсомола. Там она играла с дебютантом Николаем Караченцовым в спектакле "Конец Хитрова рынка". По словам подруги Савеловой, у них был страстный роман.

"Коля помоложе ее. Пришел в "Ленком", когда Савелова уже была звездой и крепко помогала ему на первых порах. Помню, как в гримерке Караченцов задушевно пел нам романсы своим пленительным голосом. Не разлучались они сутками... Знаю, что разрыв отношений Коли со Светкой состряпала его мама. Она работала балетмейстером, считала себя аристократкой. Все про всех знала. И долго не могла терпеть рядом с сыном никого, кроме себя. А тут появляется какая-то пигалица, да еще с характером. У окружающих было такое впечатление, что Савелова и Караченцов родились и выросли вместе, настолько гармонично смотрелись рядом. Но вот расстались..." – рассказала Людмила Кравцова.

Похоронами Савеловой занимался театр. "Николай Караченцов, хорошо это помню, на церемонию опоздал. Влетел запыхавшийся в траурный зал, когда гроб с телом уже опустили в углубление для отправки на кремацию. Никого не замечая, рыдая в голос, Коля бросил букет на опустевший катафалк. Так и не успел сказать последнее прости бывшей возлюбленной..." – цитирует бывшего администратора "Ленкома" Валерия Курицына "Экспресс-газета".

Главные роли в картине сыграли Ольга Кабо и Николай Караченцов.

Кабо вписалась в роль мгновенно, потому что Марию - чистую, нежную, чуть ироничную и прекрасную - Оле и играть было нечего. Эта роль замечательно ложилась на ее высокий чистый лоб, бархатные глаза в пол-лица… И хотя я смотрела других актрис, это было скорей просто опробование характера, а не поиск исполнительницы.

А вот с ролью корнета Родика Кирюхина у меня как-то не складывалось. Мы искали актера не старше тридцати. И не находили.

Олег Меньшиков, как всегда, «ускользал из объятий», и делать на него ставку было опасно.

Другой претендент смутил меня тем, что прежде чем прочесть сценарий, спросил, сколько он получит. Может, это была его шутка, но чувство юмора в тот момент мне изменило.

Николай Петрович Караченцов пришел по старой дружбе просто помочь провести пробы, подыграть Оле Кабо. Но он так хорошо «подыграл», что я затосковала. Когда работа в кино перерастает в дружбу, это дорогого стоит и случается не часто. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, что у тебя на экране.

Тем не менее мы продолжали пробовать других молодых актеров. В конце концов я поняла, что лучше возвести корнета в звание поручика.

Но Караченцов уже уехал с театром на гастроли в Питер. На душе сделалось тревожно: вдруг его перехватит другой режиссер и мы не сможем работать вместе?

Я помчалась в Питер.

Поезд подходил к Ленинграду, и по вагонному радио, которым по утрам будят пассажиров, вдруг зазвучал голос Николая Петровича. Он пел: «А жизнь во всем всегда права, и у нее свои слова». Он отвечал мне на мои поиски и терзания. Вот и не верь после этого в предзнаменования!

Я нашла Николая Петровича в гостинице «Октябрьская» и с порога спросила:

Если я присвою вам звание поручика, вы будете у меня сниматься?

Лучше бы сразу фельдмаршала! Но если у вас не нашлось подходящих эполет… Согласен пока на поручика.

Во время съемок стало ясно, что мы искали и ждали именно его, этого поручика. В нем сочетались озорство и суровое военное прошлое, ироничность и напор, авантюризм и безоглядная вера в правое дело. Ни в ком другом этого крутого замеса не было - молоды… Загадочная русская душа жила в поручике истинно и вольготно.

Загадочная русская душа,

В тебе сегодня песенная нежность,

А завтра безрассудная мятежность.

Так хороша ли ты - нехороша…

Юрий Энтин и Геннадий Гладков писали песню о загадочной русской душе, уже слыша голос Петровича, уже представляя удаль его героя.

…Кто-то может удивиться, что я настойчиво величаю Караченцова Николаем Петровичем. Это вовсе не приятельская шутка. Мы действительно общаемся исключительно на вы и по имени-отчеству. И хотя дружны много лет, но никогда не переходили на ты. Иногда в момент особого творческого единения я могу назвать его «Петрович» - но все равно на вы.

Так же мы общались с Андреем Александровичем Мироновым.

А, например, с Леней Ярмольником мы давно на ты. Правда, иногда, когда ситуация заворачивает куда-то не в лучшую сторону, мы переходим на вы, чтобы поставить необходимый барьер:

К барьеру, Леонид Исаакович!

Извольте, Алла Ильинична…


Кроме «Человека с бульвара Капуцинов», «Двух стрел» и «Чокнутых» у нас с Петровичем есть еще маленький клип «Леди Гамильтон». Он - как «легкое дыхание», как междометие, как мечта о прошлом (слова Юрия Рыбчинского, музыка Владимира Быстрякова). Один кадр из этого клипа мне особенно дорог. Там офицер, которого играл Караченцов, уходит с дамой (Олей Кабо), из-за которой только что дрался, - уходит спиной от камеры. Но что это за спина! С приподнятыми от ощущения собственного достоинства плечами и победительно оттопыренными руками: ну что, взяли?! Это не вычислено. Это прожито…

Когда нам изредка удается собраться всем вместе, то еще «до первой» мы обязательно смотрим наш клип. А потом и после первой…


На премьере «Чокнутых» в Доме кино один коллега Николая Петровича по театру подошел ко мне с поздравлениями, а потом все-таки укусил:

Но почему Караченцов? Что, уж и артистов нет других?! - При этом у него было абсолютно нецензурное выражение лица. Видимо, наш фильм наступил ему на самое то место, где больно. Мне стало его жаль.

Ничего, - ответила я. - Не переживай так. У тебя еще все сложится.


…Мы снимали сцену объяснения в любви между Родиком и Марией. В этот день у Оли была температура тридцать девять. Я должна была бы отменить съемку, но Ольга сказала:

Я же понимаю, что из всех температур для нас важнейшей является кино. Давайте снимать…

Она сыграла вдохновенно и прочувствованно. Быть может, даже более прочувствованно, чем было предусмотрено сценарием. Мне показалось, что Оля в тот момент думала о своей несбыточной любви и красивые крупные слезы, катившиеся у нее из глаз, были не слезами киноактрисы, а своими, настоящими.

Караченцов, увидев их, немедленно среагировал и отыграл: он провел рукой по Олиному лицу и сказал: «Соленые… Настоящие, значит?» Это тоже не было предусмотрено сценарием.


Оля вообще человек самоотверженный. Рисковый. И все хочет делать сама. В фильме «Крестоносцы» она неслась на мотоцикле с Сашей Иншаковым в коротеньком сарафанчике, едва держась одной рукой за мужественное Сашино плечо. Мотоцикл попал на разлитое масло (какая-то Аннушка постаралась), и актриса просто осталась без кожи на руке и ноге. Заживали раны долго, болезненно. Но съемок Ольга не остановила.

Вдруг звонит мне из Турции:

Завтра прыгаю из окна четвертого этажа гостиницы. Это финальный кадр картины.

Ты хочешь, чтобы он стал финальным в твоей жизни? - почти закричала я. - У тебя что, три позвоночника? Ты сначала хотя бы выйди замуж, чтоб было отчего из окна выбрасываться! Я не разрешаю! Пусть прыгает дублер.

Не волнуйтесь: мы прыгаем вместе с Сашей Иншаковым. Все будет хорошо!

На этот раз действительно обошлось. Но я и сейчас считаю, что прыгать ей не следовало. Я видела фильм. Прыжок был снят не лучшим образом и риска не стоил.

Так же отчаянно она впрыгнула в свое замужество. И так же самоотверженно выпрыгнула, оставив себе дочку Танечку.

Утром 26 октября - за день до своего 74-летия. Рядом с ним была любимая супруга Людмила. Разлучить их не смогли ни романы на стороне, ни страшная авария.

С первой и единственной женой познакомился в театре

Николай Караченцов женился в 31 год - раз и навсегда. С актрисой Людмилой Поргиной он познакомился в театре "Ленком" в 1973-м году. Он уже шесть лет был в составе труппы, а ее только собирались вводить в первый спектакль.

Я всегда с удовольствием вспоминаю, как познакомился со своей супругой, Людмилой Поргиной. Нам предложили сыграть вместе в одном спектакле, - вспоминал Караченцов. - Потом она рассказала, что, когда на сцену ввалилось что-то лохматое и зубастое, она подумала: "Если он станет моим мужем - жизнь потеряна!" Кто бы мог подумать, что всё окажется как раз наоборот!

На тот момент Поргина была второй раз замужем за каскадёром Виктором Корзуном. Но развелась ради того, чтобы быть вместе с Караченцовым. Актер долго не делал предложение своей возлюбленной, тогда как ей хотелось определенности. Поргина позвонила Караченцову и сообщила, что есть два молодых человека, которые позвали ее замуж: "Если у тебя есть ко мне предложения - я слушаю". Караченцов долго не раздумывал и позвал Людмилу под венец. Они поженились в 1975 году, а спустя три года родился единственный сын Андрей.

После той страшной аварии в 2005 году у супругов началась новая жизнь, которая проходила в больницах и реабилитационных центрах.

Коля до сих пор считает себя моим защитником, - рассказывала Поргина спустя 9 лет после аварии. - И я спрашиваю у него совета, как спрашивала всегда. Он все прекрасно понимает и очень точно оценивает. Колин внешний вид, парез лицевых мышц, невнятная речь не соответствуют его интеллектуальному и эмоциональному состоянию.

Николай Петрович ласково называл супругу девонькой, даже спустя 43 года совместной жизни.

Как только Караченцов немного оправился после аварии, Поргина начала водить его на премьеры в театр и на разные светские мероприятия. Друзьям актера это очень не нравилось. Но сам Караченцов говорил, что ему это нужно - чтобы чувствовать себя живым.

Роман с Ольгой Кабо

Караченцов и Кабо вместе снимались в фильмах "Две стрелы. Детектив каменного века" (1989) и "Чокнутые" (1991). В киношной тусовке говорили, что у актеров был страстный роман, несмотря на 23-летнюю разницу в возрасте.

У всех свои слабости. Кто-то тянется к выпивке, а Коля гулял налево. Да, Караченцов любил девочек. Вроде с Ольгой Кабо у них что-то было, но роман длился недолго, расстались они мирно, - рассказывал друг актера, каскадер Сергей Микульский.

Супруга актера об этих слухах знала, но относилась к ним спокойно. Причем факт измены со стороны Караченцова Поргина никогда не подтверждала.

Они вместе снимались в трех картинах и играли на сцене. Я допускаю, что Оля и вправду была увлечена моим мужем. А какая женщина могла перед ним устоять? Певец, танцор, балагур, галантный рыцарь! Колю нельзя было не любить, - рассказывала супруга актера. - Однажды, в свой день рождения, Кабо пригласила Колю в гости, одного, без меня. Он сказал, куда идет. Пожелав Колясику приятного вечера, я отправилась с друзьями в ресторан. Не прошло и пары часов, как "неверный муж" начал звонить по телефону и звать меня домой. Он не мог без своей девоньки.

Сама же Кабо признавалась, что благодаря Караченцову она тоже запела. Когда они вместе работали в кино, то актер постоянно что-то напевал, и это вдохновило Ольгу. В дуэте они записали песни "Улица Случайная", "Сценарист" и "Другие слова".

Фанатка Караченцова покончила с собой из-за неразделенной любви

Во второй половине 70-х Караченцов стал одним из самых популярных и востребованных киноактеров. Всесоюзную популярность ему принесла картина "Собака на сене". Появились сотни фанаток, которые поджидали актера в театре и возле подъезда. С одной из них связана трагическая история.

Это очень печальный, просто трагический случай. Девушка безумно влюбилась в меня, что называется, фанатичной любовью, и потеряла над собой контроль. Она пыталась устроиться костюмером в театр, где я работал, но администрация догадалась о её тайных намерениях и не взяла её, - рассказывал Караченцов.

Из-за неразделенной любви девушка покончила с собой. А обо всём произошедшем Караченцову рассказала ее мать.

Многие фанатки заявляли о своих романах с актером. Последний случай произошел в марте 2018 года. Бывшая балерина Елена Дмитриева заявила, что у них с Караченцовым был роман на протяжении 20 лет - вплоть до автокатастрофы.

Он терпеть не мог семейных дрязг, скандалов. Если бы я была понастойчивее, понаглее, тянула бы его из семьи... А мне было некогда, занималась любимой профессией, - рассказывала Дмитриева.

Поргина отнеслась к заявлению спокойно. Сказала, мол, знать не знает кто это такая. А когда спросила о ней у самого Караченцова, тот тот покрутил пальцем у виска, так как говорить не мог.

В материале использованы отрывки из интервью изданиям Popularperson.info, "7 Дней", "Собеседник", "Вечерняя Москва".

Актёр пришёл на 50-летие Ольги Кабо, несмотря на запрет врачей

В московском Доме кино прошел юбилейный вечер Ольги КАБО. Зрители знают актрису по картинам «Две стрелы», «Крестоносец», «Комедия о Лисистрате». Поздравить именинницу приехали и Николай КАРАЧЕНЦОВ с супругой Людмилой ПОРГИНОЙ. Для некоторых гостей это стало сюрпризом, поскольку в прессе несколько лет назад бурно обсуждали роман Кабо и Николая Петровича.

- Оля Кабо еще за месяц пригласила нас на юбилей, - рассказала Людмила Поргина. - Хоть врачи и запретили мужу выходить во время эпидемии гриппа на улицу, мы решились впервые за три недели ради Оленьки нарушить указание. Вечер получился очень душевным, Коле очень понравилось, и после он сказал: «Это был для меня подарок»… Оля с Колей ведь вместе снимались. Потом, как часто бывает, им приписали роман. Возможно, она и правда была влюблена в Колечку. Он вообще очень нежно ко всем партнершам относился. Когда сняли для канала ТВЦ фильм «Любовницы Караченцова», Оля Кабо, конечно, была в первых рядах. Но мы это пережили. Она славная и нежная девочка, воспитанный человек. Всегда позвонит, пригласит, поинтересуется здоровьем. Очень редко, когда красивые актрисы еще и с мозгами. В ее юбилей мы подняли бокал шампанского, и выпили за здоровье ее и детей - дочери Танечки и сына Виктора. У Оли ведь непростая судьба: развелась с мужем Эдуардом Василишиным , сама воспитывала дочь, дала ей хореографическое образование.

Ольга КАБО с мужем Николаем РАЗГУЛЯЕВЫМ и пятилетним сыном Витей. Фото: Instagram.com

- Людмила Андреевна, как себя чувствует Николай Петрович?

Коля прошел пятый курс химиотерапии. Поскольку операцию наши врачи делать отказались, последнее, что осталось - облучение. В конце марта собираемся в Иерусалим, где лучше всего в мире делают эту процедуру. А до этого пройдем шестой курс химиотерапии. Стоит все это 1 миллион рублей. Соберу свои деньги, думаю, фонд Никиты Михалкова поможет. Мне не стыдно просить, потому что я не бриллианты покупаю, а спасаю близкого человека, достояние России. Коля, молодец, держится и мне дает уверенность, что мы раковые клетки убьем. Говорит: «Я - сильный! Все могу!».

Людмила ПОРГИНА - надежда и опора любимого Коленьки. Фото Натальи МУРГИ

Но в такой вечер нельзя было говорить только о грустном. Муж юбилярши, бизнесмен Николай Разгуляев, с улыбкой вспоминал:

Звонит Оле как-то в 2011 году журналистка. А она в это время принимала душ, поэтому взял трубку я. Девушка на том конце стала рассказывать, что Оле заложили в Анапе звезду, как Вере Васильевой и Владимиру Зельдину . «Ну, Зельдину 100 лет - понятно, почему звезда. Вере Васильевой - тоже. А как Оля попала в эту компанию?» - удивленно спросил я. «Так она же секс-символ прошлой эпохи», - огорошила меня девушка.

Герои первой части альбома «Лучшее» - Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, к сожалению, не смогли добраться до Нового Арбата по уважительным причинам. При этом было отмечено, что Геннадий Гладков первым открыл в драматическом артисте Коле Караченцове «голос» (это случилось в спектакле «Тиль»), Максим Дунаевский научил артиста правильно петь, а Алексей Рыбников подарил ему главную партию – графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось».

«Кленовый лист» на музыку Максима Дунаевского (близкого друга артиста) открыл вечер. Между прочим, эта песня впервые прозвучала в фильме «Маленькое одолжение» (1984 год), где Караченцов играет популярного певца.

Песня «Кленовый лист»

В самом начале фильма Караченцов записывает песни – на огромные бабины «допотопного» магнитофона. О том, как в действительности Николай Петрович репетировал и записывал шлягеры? в Московской Доме книги рассказал композитор и музыкант Вячеслав Горский:

Однажды ко мне домой пришла актриса Ольга Кабо вместе с Николаем Караченцовым. О желании Ольги записать сольный альбом я знал, но что она приведет с собой Николая Петровича, чтобы спеть дуэтом, - не подозревал. Я был в шоке, потому что в те годы по популярности Караченцов был нашим Джоном Ленноном. Стали подбирать тональности для Кабо и Караченцова, и выяснилось, что Николаю Петровичу подходят все тональности. Я попросил артиста спеть пониже, и он ответил: «Нет проблем», попросил еще пониже и вновь «Да нет проблем!». Тогда я ему предложил: «А может, сделаем с вами программу по подобию Фрэнка Синатры?», на что артист невозмутимо сказал: «Нет проблем!». Когда я заявил, что «он – супер-джазовый певец», он удивился: «А я не знал». Николай Петрович практически с первого раза без ошибок исполнял песню – он мгновенно считывал музыкальную информацию. Я находился в таком восторге от общения с Караченцовым, что даже разрешил ему курить в квартире (хотя никому не разрешал). Артист сел на подоконник, закурил «Приму» (он курил исключительно ее) и запел (мы же репетировали). Когда я пошел закрывать за ним окно, то увидел во дворе толпу восторженных людей. Они услышали и увидели любимого артиста и замерли на месте. После этого случая весь дом со мной очень уважительно здоровался. Мы еще встречались с Николаем Петровичем – я показывал ему песни, и он всегда требовал, чтобы в них была драматургия, - рассказал Вячеслав Горский.

Актриса Ольга пришла на презентацию сборника вместе со своими детьми – 16-летней Татьяной и 4-летним Витюшей. Ольга Кабо исполняла роль «Леди Гамильтон» в клипе на одноименную песню в исполнении Николая Караченцова, и записала с ним два дуэта «Улица случайная» и «Сценарист» (Вячеслав Горский рассказывал как раз о первой репетиции песни «Сценарист» на слова Сергея Крылова). Эти две песни вошли во вторую частью альбома «Неизданное». Ольга Кабо рассказала о том, как она пела с Николаем Петровичем:

Благодаря Николаю Петровичу я запела. Впрочем, мы все называли его просто - Петрович. Когда мы вместе работали в кино, Петрович постоянно пел, ездил в студии, где что-то записывал, и таким образом подтолкнул меня к тому, чтобы я начала петь. Правда, если у Петровича все получалось мгновенно, то я перепевала по 15 раз, а он ждал и терпел. В моей биографии есть малоизвестная страница, когда я исполняла роль Кончитты в корейской версии спектакля «Юнона и Авось», и на нашу премьеру, в Сеул, приезжали Караченцов и Алексей Рыбников. Мой корейский партнер, играющий графа Резанова, хотя и был очень профессиональным вокалистом, но так хрипеть, как наш Николай Караченцов не умел, - рассказала заслуженная артистка России Ольга Кабо.

Композитор и певица Ирина Грибулина, знаменитая жена героя Караченцова в первом советском клипе «Ссора» (премьера состоялась на передаче «Голубой огонек» в 1987 году) напомнила о любимце всех женщин советского союза – Николае Караченцове:

Коля был кумиром всего женского населения. А меня, после премьера клипа «Ссора» на главном канале страны, часто принимали за жену Караченцова. Даже просили передать ему подарки – на правах жены. В нашей «Ссоре» - первая на советском ТВ эротическая сцена – в ванной. Правда, мне удалось убедить председателя «Гостелерадио» Леонида Кравченко, что ничего страшного в этом видео нет. Замечу, что ни Коля, ни я не раздевались. Мы только ссорились и мирились в ванной… С Караченцовым мы исполнили еще две моих песни «Бюрократ» и «Маленький человек», - рассказала Ирина Грибулина.

После встречи Николай Караченцов подписывал альбомы собственной рукой. Выстроилась огромная очередь за автографом выдающегося артиста.

Корреспонденту «ВМ» тоже удалось получить письменное пожелание от Караченцова. Выход сборника «Лучшее и Неизданное» приурочен к 70-летию артиста (27 октября). Кстати, идея выхода сборника, как и большого празднования юбилея на сцене театра «Ленком» принадлежит сыну Николая Петровича – Андрею Караченцову. В своем приветствии Андрей Николаевич сказал о том, что «7» (в данном случае – 70) – любимая цифра Караченцова, и поэтому он решил масштабно отметить круглую дату отца, хотя мама хотела ограничиться торжеством в кругу семьи». Альбом «Лучшее и Неизданное» не преследует коммерческой цели. Большая часть тиража была подарена гостям юбилейного вечера в театре «Ленком» и уже распространена в интернете.