Нет внимания у ребенка. Консультация на тему: «Рассеянные дети. Что делать? «Буква под запретом»

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности – едва ли не самое распространенное хроническое нарушение поведения у сегодняшних детей. В каждом классе начальной школы найдется хотя бы один ребенок с его признаками. Что же могут и должны делать родители малышей с рассеянным вниманием?

Скорее всего, если вы читаете эту статью, вы уже знаете, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Подверженные ему дети приблизительно с 3-4 лет начинают отличаться неумной энергией и импульсивным поведением в сочетании с не очень хорошо развитой мелкой моторикой и координацией движений.

Гиперактивный ребенок, как правило, неуклюж и неловок, но он ни минуты не сидит на месте и производит очень много шума. Родителей часто раздражает эта беспокойность, неаккуратность и недисциплинированность. К сожалению, недовольство нарастает еще больше, когда ребенок идет в школу и показывает не самую хорошую успеваемость.

Однако не надо причислять детей с рассеянным вниманием к «отстающим» и, тем более, глупым! На самом деле, большинство из них очень хорошо развито и эрудировано в тех сферах, которые им интересны. Для раскрытия этого потенциала и решения сопутствующих проблем к ребенку с СДВГ просто нужно найти особый подход.

Проблемы в обучении

Родители должны заранее готовиться к возможным проблемам в школе, чтобы вовремя их решить, а еще лучше - предотвратить. Именно в первые годы обучения наиболее четко проявляется неспособность ребенка сконцентрироваться на задании и выполнить его в отведенное время. Трудности сопрягаются также неуверенностью в себе и заниженной самооценкой на фоне успехов других учеников и недовольства педагогов.

Письменные работы гиперактивных детей обычно выглядят неряшливо и пестрят ошибками.

Примечательно, что это не столько фактические неточности, сколько банальные опечатки. Таким ученикам очень сложно поддерживать порядок и в тетради, и на рабочем месте.

Гиперактивный ребенок и агрессивный ребенок - не одно и то же. У малыша могут быть прекрасные дружеские отношения с одногруппниками в детском саду и одноклассниками в школе. Тем не менее, свойственная импульсивность сказывается на поведении. Ребенок может слишком бурно реагировать на простые вещи и ввязываться в конфликты; эмоционально жестикулировать и повышать голос на других ребят, когда ему что-то не нравится или он просто взволнован.

Для преодоления трудностей, связанных с рассеянным вниманием, ребенку крайне необходима теплая, комфортная атмосфера в семье. Это значит, что родители должны перебороть себя и не наказывать малыша за неусидчивость или плохое поведение. Крики и скандалы лишь накаляют обстановку. Ребёнок упорно не слышит вас, когда вы к нему обращаетесь? Подойдите и ласково положите руку на плечо, но не кричите.

От близких (не только родителей, но и всех родственников) ожидается позитивное, уравновешенное отношение без крайностей. То есть нельзя предъявлять повышенные требования, но и допускать чрезмерную мягкость тоже не стоит.

Четкое соблюдение режима дня при СДВГ необходимо как воздух. Строгий распорядок поможет ребенку научиться контролировать себя и распределять свое время. Даже незначительные изменения в расписании грозят новыми, чрезмерными впечатлениями и раздражителями. Как ни странно, гиперактивному малышу, несмотря на всю его неуемную энергию, желательно пребывать в спокойной обстановке большую часть времени. А излишки той самой энергии выплескивать целенаправленно, например, занимаясь подходящим спортом.

Разумеется, не обойтись без консультации со специалистом. Дети с СДВГ автоматом попадают на учет к неврологу. Это не значит, что ребенок будет проводить много времени во врачебных кабинетах. Как правило, врач назначает курс приема успокаивающих препаратов, которые помогают защитить детскую психику от перегрузок и справиться с тревожностью, раздражительностью и другими симптомами. Это происходит после проведения комплексного обследования, так как средства подбираются индивидуально. К таким препаратам относится Тенотен детский .

Ждать, что ребенок повзрослеет и сам выработает навыки самоорганизации - плохая тактика. Учебный процесс неизбежно пострадает, если родители не будут помогать малышу справляться со своей неусидчивостью. Делая вместе уроки, найдите самое тихое место в квартире. Когда ребенок занимается самостоятельно, периодически заглядывайте к нему в комнату и проверяйте, как идут дела.

Не поручайте сразу больше 1-2 дел и выдавайте очень точные, детальные инструкции. Кстати, очень эффективный метод - использование стикеров-памяток. На каждом стикере записывайте одно дело, которое вы поручаете ребенку, и вывешивайте его на домашнюю «доску объявлений».

Еще лучше - подключите к тексту рисунки. Вид нарисованной кастрюли сразу напомнит ребенку о необходимости помыть посуду. Не жалейте сил на развитие послушания и аккуратности.

Помимо этого, рассчитывайте не только на себя и родных, но и на педагогов. Очень важно установить контакт с учителями или воспитателями, объяснив особенности вашего ребенка. Современные педагоги знакомы с сутью проблемы и понимают, что от них требуется мягкий контроль за гиперактивным учеником и поощрение его заслуг, чтобы избежать заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Наконец, не забывайте о сильных сторонах ребенка. Талантов и способностей у гиперактивных детей вовсе не мало, и их развитие станет залогом цельной личности во взрослом возрасте.

Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

  • Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
  • Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
  • Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными. В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
  • Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
  • Следить за питанием ребенка. Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
  • Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
  • Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира. Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.


Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Часто родители слышат от воспитателей и учителей жалобы на то, что их ребенок не способен сосредоточиться, витает в облаках на занятиях, легко отвлекается и, как следствие, не выполняет задания. Да и мама с папой сами замечают, что их чадо вечно «считает ворон», ничего не слыша и не видя вокруг себя.

Сегодня мы поговорим о том, откуда берется детская рассеянность и как помочь рассеянному малышу.

Стараясь воспитать внимательного ребенка, взрослые зачастую прибегают к самым недейственным и даже вредным мерам – начинают отчитывать, читать многочисленные нотации и даже наказывать своего отпрыска.

Однако никакого эффекта подобные методы не приносят, поскольку рассеянные дети не могут воспринимать длинные лекции, да и сама рассеянность не является поведенческой проблемой, которую можно устранить дисциплинарными мерами.

Особенности внимания в детском возрасте

Прежде чем говорить о рассеянности, необходимо понять, что же такое внимание.

В психологической литературе этот психический процесс понимается, как способность людей сосредотачиваться на определенных предметах и явлениях.

Попросту говоря, внимание помогает человеку выделять значимую информацию среди огромного потока разных ненужных сигналов. Какие же типы внимания встречаются у детей?

  1. Внешнее. Оно встречается почти с самого рождения малыша. Грудничок начинает поворачивать головку в ту сторону, откуда доносится звук или аромат, или пытается поймать взглядом заинтересовавший его предмет.
  2. Внутреннее. Характерно для дошкольников. Возможно, вы замечали, как ребенок иногда полностью погружается в свои мысли. Со стороны кажется, что он рассеян, однако в действительности он сосредоточен на чем-то значимом.
  3. Непроизвольное. Также характерно в большей степени для дошколят. К примеру, малыш играет в песочнице и видит у приятеля машинку с дистанционным управлением. Он сразу переключается на новый предмет, и вам придется постараться, чтобы вернуть его к строительству куличиков.
  4. Произвольное. Возникает в старшем дошкольном возрасте. Теперь дети уже могут сознательно контролировать свое внимание, прилагая для этого некоторые усилия. Особенно это касается учебной деятельности, которая не всегда интересна ребенку.

Признаки рассеянного внимания у детей

У рассеянного ребенка произвольное внимание нарушено, а значит, он не может надолго концентрироваться на каком-либо объекте или действии. Малыш рассеян, если:

  • любой звук, движение его легко отвлекает;
  • ему трудно заниматься продолжительное время одним делом;
  • иногда кажется, что он не слушает или не понимает обращенной к нему речи;
  • ему сложно соблюдать инструкции, требования, указания взрослых;
  • у него наблюдается забывчивость, которая связана со сложностями концентрации внимания, а не с проблемами с памятью;
  • забывает или частенько теряет свои вещи;
  • несмотря на высокую мотивацию, при работе совершает множество ошибок;
  • многочисленные неудачи приводят к тому, что он отдает предпочтение тем занятиям, которые не связаны с оценкой успешности – например, компьютерным играм.

Причины детской рассеянности

Несомненно, бороться с подобным недостатком необходимо, однако сначала следует выяснить, откуда берется невнимательность. Психологи выделяют несколько провоцирующих факторов.

  1. Часто рассеянность возникает из-за особенностей нервной системы. Холерики и сангвиники легко отвлекаются, особенно если занятие им не очень интересно. Инертные дети (меланхолики и флегматики) рассеянны в силу медлительности и сложности с переключением внимания.
  2. Еще одна распространенная причина – гиперактивность. Чрезмерно активный ребенок не может сосредоточиться, не слышит инструкций, не способен увлечься чем-то дольше двух-трех минут.
  3. Невнимательность может быть вызвана общей ослабленностью или различными заболевания, поскольку все силы детского организма тратятся на восстановление здоровья. Кстати, родителям стоит следить и за уровнем гемоглобина у ребенка.
  4. Иногда рассеянное поведение распространяется только на определенные действия, например, на уроки математики, занятия иностранным языком. Это может означать, что ребенку не интересны подобные упражнения.
  5. Недостаток свободного времени и отдыха, высокая загруженность нередко приводят к переутомлению. Накопившаяся усталость не дает малышу возможность сконцентрироваться на каком-либо действии.

Детская рассеянность – это не приговор. При должном родительском контроле и постоянных тренировках внимания, эту проблему можно устранить или значительно снизить ее проявление.

Чем могут помочь взрослые рассеянному ребенку?

  1. Прежде всего, проанализируйте распорядок дня своего чада. Если он быстро утомляется, нельзя загружать его многочисленными дополнительными занятиями, кружками и секциями. Также внимательно следите, чтобы ребенок высыпался и принимал витамины.
  2. Большинство детей любит собирать мозаику и пазлы. Подобные головоломки способствуют развитию концентрации внимания, поэтому постарайтесь привлечь своего рассеянного ребенка к этому занятию. Если же ребенок в процессе собирания отвлекается, придите на помощь и помогите достроить изображение.
  3. Маленьких детей можно приучать к выполнению кропотливой работы – перебиранию крупы, фасоли, нанизыванию макаронин на леску. Ребенка постарше обучите таким видам рукоделия, которые требуют сосредоточенности – например, вышивка крестиком, пирография (выжигание по дереву), бисероплетение.
  4. Прогулки на природе также помогают бороться с рассеянностью. Почаще выезжайте в лес, на дачу, где дети смогут понаблюдать за разными природными явлениями, поведением животных, птиц и насекомых. Кроме того, свежий воздух благотворно влияет на общее здоровье ребенка.
  5. Если ваше чадо ходит в школу, попросите педагога посадить его на первую парту, чтобы он не считал ворон на «камчатке». Дома тоже необходимо создать рабочую обстановку, которая исключила бы отвлекающие факторы. Не ставьте стол возле окна, выключайте во время занятий телевизор и компьютер.
  6. Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанные книги, задавайте уточняющие вопросы: о чем была сказка, кто из персонажей ему больше всего понравился, чем закончилась история и т.д. Попросите нарисовать картинку по мотивам прочитанной книжки. Кстати, об этом поручении можно сообщить заранее, тогда малыш станет слушать внимательнее.
  7. Будьте готовы вместе выполнять домашние задания, а также повторять пройденный в школе материал, поскольку рассеянные дети зачастую пропускают существенные моменты. Чтобы ребенку было проще включаться в образовательный процесс, можно заранее рассказывать содержание предстоящего урока.

Успехи ребенка в учебе и прочих видах деятельности напрямую зависят от умения быть внимательным.

Психологи уверяют, что внимание – не данное раз и навсегда качество, его можно и нужно совершенствовать.

Поэтому постарайтесь набраться терпения и не ждите от своего рассеянного чада немедленных результатов. Самое главное – не стоит ругать малыша, наоборот, чаще хвалите и мягко направляйте, давая четкую инструкцию.

Другая информация по теме


  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

  • Как отучить ребенка от соски? Советы детского психолога

  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.

Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать. И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема. Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.

Почему ребенок может быть рассеянным

Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами . Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней . У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.

Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.

Справка! Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится не только на основе рассеянности. Такие дети чрезмерно подвижны и слишком активны, неусидчивы и часто проказничают. Впрочем, определить, действительно ли у ребенка СДВГ или он просто очень подвижен, сможет только врач.

Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:

  • ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
  • не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
  • обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.

Также существуют некоторые косвенные признаки:

  • учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
  • часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
  • находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
  • нередко теряет вещи.

Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.

Очень рассеянный ребенок: что делать родителям

Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру . Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела. Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать

В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.

Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.

Важно! Детям просто необходим четкий режим дня. Чтобы ребенок был собран, сосредоточен и внимателен, он интуитивно должен понимать, в какое время будет прием пищи, игры, спортивные упражнения и сон. Это вовсе не значит, что он лишиться свободного времени. Оставьте на игры полтора-два часа в день, пусть малыш использует их на свое усмотрение.

Рассеянный ребенок 6 лет - 7 лет: что делать

В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).

Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать . Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!». Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность. В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.

Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке. Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд. Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.

На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо. Не стоит делать это навязчиво , лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления. Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.

Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.

Полезные советы о воспитании рассеянных детей: