О монашестве. Почему люди уходят в монастырь и как совершить такой шаг Почему люди уходят в монастырь от семьи

Каждый хотя бы раз в жизни видел монахов или монахинь. Их можно встретить во время экскурсий по монастырям или в обычной жизни. Опросы показали, что на вопрос о том, что заставляет людей уходить в монастыри, люди дают одинаковые ответы.

Почему люди принимают такое решение

Абсолютное большинство считает, что монахи стали жертвами безответной любви и их страдающая душа смогла обрести покой лишь в стенах монастыря. По их мнению, мужчины и женщины до ухода в монастырь не имели ни семьи, ни профессии. Но так ли это? Получается, монахи - это те, кто не нашел себя в обычной жизни, но они категорически не согласны с таким определением. Монахи говорят, что это лишь мнение обывателей, не имеющее ничего общего с истинными мотивами. Что же заставляет идти людей в монастырь на самом деле?

Кто может стать монахом

В монастыри приходят люди разного возраста и социального положения. Это могут быть нищие, зрелые женщины, старики или совсем молодые люди. Их объединяет лишь стремление покаяться и посвятить свою жизнь служению Богу. Другой характерной чертой является неконтролируемое стремление к самосовершенствованию. Все люди в монастыре не неудачники, а энергичные и решительные. Только такой склад характера позволит жить монашеской жизнью.

Как люди попадают в монастырь

Чтобы стать монахом, необходимо принести Богу ряд клятв. Это очень серьезный шаг, и пути назад нет. Для этого существует так называемая "страховка". Чтобы предостеречь человека от большой ошибки под влиянием сиюминутных чувств, ему поочередно присваиваются монашеские степени. Это своеобразная проверка, не каждый может пройти все ступени и принести обеты.

  1. Служащий. Это человек, который решил временно пойти в монастырь и трудиться во благо Бога совершенно бесплатно. Он не имеет никаких обязательств и может в любой момент вернуться в мир.
  2. Послушник. Это человек, который подал прошение о вступлении в братство. Для него устанавливается испытательный срок, который длится несколько лет. На этой стадии еще можно вернуться в мир, но это не приветствуется.
  3. Монах. Это высший ранг, и он необратим. Человек, достигший ранга монаха, дает обеты, нарушение которых приравнивается к измене самому Богу. Если человек нарушает обеты, его даже не хоронят на кладбище.

Только пройдя все стадии, человек может стать полноправным монахом. Его принимают в ряды братства до конца жизни. Все это время он сможет посвятить покаянию, труду во имя Бога и самосовершенствованию.

А вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы уйти в монастырь?

Мне на днях задали такой вопрос. И вправду, почему? Многим непонятно желание вступить в это странное сообщество, уйти от мира, жить в зачастую плохих бытовых условиях, в замкнутом мужском или женском коллективе, при кажущемся отсутствии житейских и бытовых радостей. Что ж. У меня есть своя версия, которая по крайней мере объясняет лично мне, почему в монахи пошел бы лично я.

Ну, во первых, как мне кажется, в монахи идут по нескольким глобальным причинам.

1-я причина: неустроенность жизни

Такие люди идут в монахи (или трудники) от неустроенности его текущей жизни. Жена бросила, детей нет, жить негде, в миру себя не нашел + есть некий навык общения с церковью. И человек начинает "слоняться" по монастырям. Я недавно общался с одним мужчиной на эту тему, он говорит, что есть прямо такие вот профессиональные паломники от монастыря к монастырю.

Покушают, поработают, поживут недели две и дальше. Цель - прибиться к коллективу, поесть, поспать, интересно провести время, да и благодать человек ощущает. Он не готов бороться за стяжание личной благодати, но войти в общий фон, и так сказать, ощутить общую атмосферу места не прочь.

Некоторые уходят в монастырь, потому что недавно освободился из колонии, а на воле по сути и делать то нечего.

2-я причина: а вот потому что убедили

Это наиболее опасная причина. Зачастую архиерей, которому по той или иной причине надо привязать к себе молодого послушника, или наполнить епархию подконтрольным священством, охотно подстригает направо и налево, при этом включая всю мощь своего аппарата убеждения.

Молодой (или не очень молодой), но недавно пришедший к вере и потому еще горячий на эффекте новизны человек с удовольствием погружается в церковный антураж, млеет от церковных одежд, стихарей, клобуков с мантиями и зачастую вся эта церковно-блестящая аура оказывает влияние на решение человека. И хорошо, если человек все-таки Бога в душе имеет и взгляды у него более-менее в верном направлении, и такой монах рано или поздно в трудностях и бедах созреет до статуса настоящего подлинного глубокого монашества, в самом деле полного отречения от мира. Но иногда человек просто ломается, и тогда церковная среда порождает еще одну безмолвную трагедию, судьбу с неясными перспективами развития.

3-я причина: видение иного мира и отречение этого

Они изначально обладают способностью видеть иную реальность. Иная реальность, она прекрасна. Свобода, от которой захватывает дух, беспредельность, наполненность смыслом и самой жизнью.

И вот человек идет в монахи, именно потому, что видит там это...свободу...ведь у монаха послушание. Он не управляет своей жизнью. Он полностью доверяет свою волю настоятелю и Господу. В книге "Моя жизнь со старцем Иосифом" его послушник пишет следующее...

"Я был готов каждый день, каждый час уйти на небо...свобода была просто беспредельной. А чего мне было бояться?"

"Своей воли я не имел и исполнял послушание. Как я мог согрешить, если все делал только по благословению старца? Помыслы я открывал каждый вечер старцу. Ничего своего я не имел. Чего мне было страшиться? Я каждую секунду был готов к встрече с Господом".

Лично я мир вижу так. Вот есть нечто серое, унылое, осеннее, дождливое и мрачное, мир бессмысленных дел. Это наш текущий мир. Он куда то спешит, но куда - непонятно. Его цели не ясны, а методы противоречивы. Планете становится все хуже, людей все больше, а счастья все меньше. И если кто думает, что я просто не видел нормальной жизни - ошибаетесь. Все видел. И машины, и квартиры. Это все не более чем средства для быта, а не источник счастья.

А монастырь - я воспринимаю его как некий портал, как окно, сквозь которое видно ясное лазурное небо и золотые купола вечных храмов Царства Небесного. Это не просто образ. Он наполнен щемящей, тоскующей энергией, жаждой попасть туда. И из этого незримого окна веет поток такой прохлады, такого счастья, такого смысла.

Как будто ты - член тайного и древнего ордена с кучкой посвященных, у которых в руках есть техническое устройство, открывающее портал в мир сказки.

И поэтому тебе не интересно общаться с непосвещенными, их мир (при всем к ним почтении) такой узкий, такой маленький, такой боязливый, в то время как есть мир беспредельной свободы.

Вы себе просто представьте, что это такое - смотреть в глаза ангелу (а православные верят в существование ангелов и воспринимают их как своих небесных друзей, чистых как брильянт личностей, готовых на безраздельную любовь), и видеть там бессчетные миллионы лет его жизни, полное отсутствие страха, бесконечную свободу, любовь и беспредельную мудрость.

А ведь эти существа черпают энергию непосредственно у Господа. А ведь есть еще сам Господь, который сам как бездна, но в хорошем смысле, в котором все мысли и чувства просто тонут, и ты начинаешь на грани своего понимания видеть еще не рожденные будущие вселенные. И монах - тайный причастник этого мира, мира без страха и границ.

Наверное, монахам, истинным, настоящим, им - не интересно с нами, мирскими людьми. Они могут быть вежливы и любезны, но их цели, их пути настолько нереально далеки от наших, от земных, что мы ими воспринимаемся как странные тени в мире снов.

Да, монахи в монастырях убирают навоз, доят коров, сажают посадки, и ведут внешне вполне приземленную жизнь. Но те, кто видят иную реальность, ощущают и то, что монах внутри наполнен иной свободой, и его глаза отражают свет не этого солнца и ходит он под небом не этой планеты, он гражданин совсем иного Царства.

И это Царство прекрасно...И ему не будет конца.

Кто такой монах и зачем люди уходят в монастырь? Какие у монахов обеты и какие бывают виды (степени) монашества? Кто такие послушники? Когда монашество возникло в христианстве и почему оно возникло? Рассказываем.

Монах - кто это?

Монах - это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это не его выбор - а призвание. Многие в монастырь уходят, и лишь малая часть в итоге становится монахами, поскольку монашество это не умение, которое ты можешь освоить, а судьба.

Монах не прекращает жить на земле, не прекращает заниматься какой-либо работой для монастыря или для людей (это называется послушание), но каждая минута его жизни продиктована служению Богу, а не земным идеям, целям или идеалам.

Отныне он стремится жить подобно ангелу, а не человеку. Единственный стержень и смысл его жизни - молитва.

Чем монашеское призвание отличается от выбора?

Представим: в мире нет монастырей. Но окажутся люди, которые все равно будут стараться жить по-монашески - видя, что деньги это пыль; жить безбрачно и чисто, но не от «комплексов», а по пониманию вещей; жить - преумножая любовь.

Монашеские обеты

Монах дает обеты безбрачия, послушания и нестяжания.

Обет безбрачия

В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира - только души.

Обет послушания

Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.

В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.

Обет нестяжания

Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит - даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.

Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.

Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это - собственность не монаха, а монастыря.

Степени монашества

Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):

  • Подготовка (трудник, послушник)
  • Монашество
  • Схимонашество (правильнее - схима)

Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет - бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.

Пострижение в монахи наступает только тогда, когда настоятель монастыря безоговорочно убежден, что монашество - действительно призвание для этого человека, а не его эмоциональный или ситуативный выбор. Назад пути уже не будет: возвращение «в мир» равноценно, если можно сказать, самоубийству.

От настоятеля требуется большой опыт и духовная мудрость, чтобы понять - пришел момент для пострижения или нужно ждать еще, «проверять» человека. Послушник при этом, - разумеется, - может быть уверен, что для монашества создан, но пройдут годы, первоначальный духовный «пыл» спадет, и жизнь в монастыре станет для него не освобождением от мира, а горем.

Пострижение в схиму - это высшая степень монашества - «равноангельская». Она подразумевает, что монах освобождается от всех внешних послушаний (иными словами, уходит «в затвор», хотя для этого можно и не быть схимонахом), и его единственным и непрестанным деланием становится молитва. В русской традиции в схиму, как правило, постригают самых великовозрастных монахов.

Послушания в монастыре

Она живет не только духовной жизнью (хотя, это основное), но и тем, без чего жизни на земле быть не может: хозяйством, пропитанием, жильем.

Послушания - это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.

В послушании соединяются две цели:

  • Чисто хозяйственная: монастырь нужно держать в порядке, монахов нужно кормить, это должен кто-то делать.
  • Воспитательная: молиться денно и нощно это не умение, а Дар, который обретают единицы. Свободное от молитвы время станет бездельем. А безделье - худший враг человека и еще более худший для монаха.

Задача настоятеля монастыря - видеть и понимать: кого на какое послушание лучше направить: кто справится со столярными и хозяйственными работами, кто - c уходом за участком, кто - с готовкой пищи; кому можно доверить организационные работы, а кого, возможно, - от послушания освободить вообще.

У этого монаха послушание, возможно, - следить за монастырским скотом.

Молитва в монастыре

При всей обязательности, которую послушания имеют в монастыре, они для монахов не главное. Главное делание иноков - это молитва.

Молитва в монастыре присутствует в трех формах:

  1. Молитва в келье
  2. Молитва во время послушаний и всего остального времени

В большинстве монастырей любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено - даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе. Исключения могут быть для слабых здоровьем.

В некоторых монастырях такой строгости нет. Например, если братия в обители небольшая и на каждого монаха в течение недели ложится слишком много. В таком случае, монах по благословению настоятеля может пропустить ту или иную службу. Но лишь для того, чтобы молиться в другой форме: за каким-либо делом или келейно.

Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.

Что касается молитвы во время послушаний и во все остальное время, то под этим подразумевается, что монах ни секунды жизни старается не проводить в пустом созерцании или праздномыслии. И постоянно, - за работой или в любую минуту бодрствования, - читает про себя какую-либо молитву - чаще всего, молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

Монашество на отличается строгим уставом. Мало сна, строгий пост, непрестанная молитва.

Когда возникло монашество в христианстве

Монашество возникло лишь в IV веке, в то время как множество святых было и до этого. Это главный довод против тех, кто считает, что быть монахом - «лучше», чем жить в миру.

Иисус Христос присутствовал на бракосочетании в Кане Галилейской и тем самым благословил семейную жизнь. И то, и то монастырь - только разный по форме. И там, и там можно пасть; и там, и там - обрести жизнь Вечную.

Монашество - это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

Как возникло монашество? Люди начали уходить в пустыню, поскольку понимали, что конкретно их мир «тянет» вниз и они уходят тем самым от своего призвания.

Основателем монашества считается преподобный Антоний Великий. В пустыню уходили и до него, но только ему своей святостью удалось собрать вокруг себя большую братию. Из явления как бы «случайного» монашество с тех пор стало неотъемлемой частью христианской традиции.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Антоний Великий

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Практически с самых первых веков христианства, среди верующих во Христа появились люди, которые решили посвятить Богу всю свою жизнь без остатка. Они уходили в пустыню, уединялись, брали на себя подвиг молитвы, поста и нестяжания. Но, как правило, таким подвижникам не удавалось долго оставаться одним. Их духовное делание привлекало других людей, желающих учиться у них вере, молитве, любви к Богу. Так появлялись первые монастыри, а христиане, их населяющие, стали называться монахами. Во все века монашество было оплотом православной веры, хранителем христианских культурных традиций, а часто и источником просвещения для всех людей. На Руси к монастырям относились особо трепетно. Их боголюбивое население становилось примером истинной любви, глубокой духовной жизни, граничащей со святостью. Самые почитаемые русские святые были монахами - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, оптинские старцы и святители. Что же влечет людей в монастыри, почему они хотят стать монахами и монахинями, невзирая на времена и политическую обстановку в государстве?

Мы предлагаем вам беседу с игуменом Кириллом (Федотовым), настоятелем Преображенской церкви села Селинское Клинского района, трагически погибшим 30 декабря 2006 г.

- Отец Кирилл, кто же все-таки такой монах?

Слово "монах" - греческое. "Монос" означает "один, одинокий". Это человек, который избрал одиночество Господа ради.

М.В. Нестеров. Монах. 1913
Источник: www.art-catalog.ru

Апостол Павел в Священном Писании говорил, что "оженивыйся печется, как угодить жене, а не оженивыйся, как угодить Богу". Основа монашества как раз в этих словах, то есть человек оставляет мир и все, что в мире, оставляет ради того, чтобы быть с Господом. Причем не потому, что он этот мир ненавидит, не потому, что этот мир чем-то недостоин его, а для того, чтобы ничто мирское, временное, суетное не отвлекало человека от единственной цели - стяжания Духа Святого.

- Почему люди идут в монастырь, становятся монахами?

Как сказано в Священном Писании, "есть скопцы Царствия Небесного ради". У кого-то цель жизни - жениться, родить детей, быть добрым христианином в семейной жизни, а кто-то изначально избирает путь одиночества, монашества, для того, чтобы, подвизаясь в посте, молитве, добрых делах, угождать Богу, совершенствоваться. Не зря же Святые Отцы говорили, что "Ангелы - свет монахов, монахи - свет мирянам", то есть кому-то надо быть таким духовным авангардом.

- Каждый ли человек может стать монахом?

Монашество - это не какая-то степень святости, это не какое-то признание заслуг, монашество - это образ покаяния. Поэтому любой человек, в каком бы сане, чине, ранге он не был, какую бы должность не занимал, какую бы жизнь он не вел - нравственную, безнравственную, он никогда не лишен надежды быть монахом. Лишь бы было желание каяться, исправлять свою жизнь, исполнять монашеские обеты. Поэтому, если для принятия священного сана существуют канонические препятствия, то для принятия монашества канонических препятствий нет. Любой человек может быть монахом, единственное условие сейчас при приеме в монастыри, чтобы не было на иждивении малолетних детей или престарелых родителей, которые нуждаются в постоянной опеке.

Конечно, в наше время открываются монастыри, но могу сказать, как монах: монастыри плохо наполняются именно потому, что сейчас нет людей, готовых к монашеству. Еще 100 - 150 лет назад семья была малым монастырем. В семье постились, в семье молились, в семье посещали храм в воскресные и праздничные дни, и было бы стыдно не пойти в храм. Сейчас этого уклада уже нет. И, конечно, в семье трудились. Потому что во всех монастырях, что бы про монахов не говорили, что они только молятся и только кушают, они трудились, всегда в монастырях были самые лучшие хозяйства, самые передовые агротехнические технологии, и было и тогда, и сейчас очень много физического труда, который плюс ко всему сопрягается с духовной дисциплиной. Сейчас это воспитание, эта культура, этот духовный семейный уклад уже утрачены.

- Значит, монах, в первую очередь, воспитывается в семье?

Конечно, ведь монахи с неба не падают. Их растят и семья, и общество. Раньше в больших благочестивых христианских семьях было счастьем, если кто-то из детей уйдет в монастырь, не только для того, чтобы земельный надел ему не давать, а потому что молитвенник будет за всю семью.

- В чем же заключается деятельность монахов, чем они занимаются?

При пострижении в монахи послушник дает три обета: послушания, нестяжания, целомудрия. Послушание Христу и от Него - поставленному игумену. Нестяжание - это отказ от личной собственности. Монастырь - своего рода коммуна. То, что коммунисты придумали 100 лет назад, в монастырях существовало испокон веков - это общность интересов, общность жизни и в связи с этим общность имущества и хозяйства. То есть человек трудится не для себя, не для своего кармана, не ради своего благополучия и обогащения, а трудится для обители, для братства. Обет целомудрия и так понятен - это отказ от всяких плотских утех и всего, что из этого проистекает. Во многих монастырях был безалкогольный устав, очень строго соблюдался пост, монахи не ели мяса. До сих пор уставное монастырское богослужение остается примером для богослужений всех остальных церковно-приходских общин. В монастырях самая благолепная и продолжительная служба, полный суточный круг богослужений, ну и, конечно, все остальное время посвящается труду на благо общины и на благо ближнего.

- Откуда же появилось такое понятие, как монах в миру?

Сначала монашество возникало как отшельническое жительство, потом появилась киновия, или общежитие. На Руси, начиная, наверное, с 17 века, появилось такое понятие, как "черный поп". Это неженатый священник, монах в священном сане. Таких монахов посылали служить в остроги, в какие-то глухие таежные деревни, туда, где священник с семьей просто бы не выжил, где сил и средств прокормиться хватало едва одному. И традиция приходского монашества, которая возникла не вчера, и не сегодня, а существует уже несколько столетий, обусловлена объективными причинами. А с другой стороны в советское время, когда был погром, разгром монастырей, монахам просто не куда было деваться. Сначала их уничтожали, эшелонами отправляли в лагеря. Потом в хрущевское время появилась административная высылка, изгнание, и тогда монахи находили свое применение в приходских храмах. И, в общем-то, по опыту церковному отмечено, что те храмы, куда попадал монах, через какое-то время начинали благоукрашаться, процветать, потому что монах свободен от забот о семье, о пропитании жены, детей, близких, и все, что он делает, он делает для храма, для Бога.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.