Почему что имеем не храним потерявши плачем. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. Смотреть что такое "Что имеем, не храним, потерявши, плачем" в других словарях

Пословицы являются истинным выражением того, что происходит с людьми или окружающим миром. Народ очень точно подмечает как человеческие слабости и силу, так и явления природы. В короткой фразе таится глубинный смысл, который можно передать множеством различных слов. Пословица «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» из той категории народной мудрости, когда одна короткая фраза заменяет длинные объяснения.

Пословицы русского языка

Богатое наследие, которое оставил русский народ, издревле сочиняя пословицы и поговорки, касается многих аспектов жизни.

Эти многовековые наблюдения за поступками людей и их последствиями лежат в основе многих русских пословиц. «Друзья познаются в беде», - говорят в народе, подразумевая, что только испытания могут показать, истинная дружба или нет. И так во всех сферах жизни.

Пословицы о потере чего-либо так же многочисленны в русском фольклоре, например: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем».

Что имеем - не храним

Первая часть высказывания посвящена привычке людей на то, что у них есть прямо здесь и сейчас, и не ценить этого. Человеческое сознание умеет как быстро приспосабливаться к любым условиям, так и привыкать к тому, что его окружает.

Когда в жизнь человека входит какое-то чувство, например дружба, любовь или симпатия, то оно осознается как важное только некоторое время. Вскоре воспринимает друга, возлюбленного или возлюбленную как то, что всегда будет рядом. С ними можно ссориться, настаивать на своем, даже расставаться и сходиться, и считать, что так будет вечно. В этом случае очень полезно вспоминать поговорку: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем».

Любовь и дружба просто становятся частью ежедневной жизни человека, и восприятие начинает притупляться, становясь привычкой. Восстановить потребность осознанно видеть любимого человека или друга и воспринимать важность его присутствия в жизни помогает разлука. Когда любимые или друзья расстаются, появляется душевная пустота, которую заполнить может только их возвращение. Именно в такие моменты осознается важность присутствия таких людей в жизни.

Потерявши - плачем

Сложнее, когда любимый человек или друг умирает или уходит навсегда. Они уже никогда не станут частью жизни человека. Такое осознание действительно вызывает чувство невозвратной потери, особенно если это связано со смертью. Именно в такие моменты выражение «Имея - не храним, потерявши - плачем», обретает смысл.

То, что стало привычной частью жизни, ушло, возврата нет, и глубина потери осознается только с утратой. Очень сказал писатель Льюис Стивенсон: «То не потеряно, о чем не жалеют». Именно когда создается чувство пустоты и жалости об утраченном, возникает плач по нему.

И если с потерей вещей и работы справиться легко, получив новые, то дружескую или любовную связь порой очень сложно наладить вновь.

Пословицы о потере

Утрата чего-либо и сожаление по этому поводу свойственны людям. Это не становится проблемой, если человек воспринял потерю как ушедшее прошлое и отпустил ее. Часто привязка в виде сожаления не дает новому войти в жизнь людей, и тогда у них начинаются проблемы.

Это свойства. «Не будь тетерей, борись с потерей», - так в шуточной форме говорили в народе, предлагая человеку адаптироваться к жизни с утратой. Это дает понять, что жить в постоянных воспоминаниях о чем-либо утраченном - это напрасное дело.

То же касается выражения «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Пословицы и поговорки на эту тему предлагают вовремя ценить то, что есть прямо сейчас.

Василий Стеклянников

Рассуждения и мысли о потерях, о том, как вернуть все назад, и как жить дальше - это основная философия, которая возникает в уме человека, получившего урок от жизни по пословице: «Что имеем - не храним, а потерявши - плачем». Василий Стеклянников, молодой российский поэт, написал на эту тему стихотворение в стиле рэп в 2008 году.

Этот стих посвящен утраченной любви. Переживания героя по этому поводу вызывают грусть и сочувствие у читателей. Молодой человек переживает, что постоянно сам рушит свое счастье, и ему приходится «закрыть» свое сердце от любви, чтобы «не терзать муками и так растрепанную душу».

Для героя стихотворения все заканчивается печально, он не справляется с отчаянием и грустью потери, поэтому на рассвете садится в машину и на большой скорости не вписывается в поворот. Его удел смотреть на любимую «с небес» и сожалеть о сделанном. Теперь и ее сердце разбито и «заржавеет» вместе с его сердцем.

Это печальная история о том, как человек не ценит того, что рядом с ним. Этот юноша не справился с проблемой, поэтому пословица «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» как нельзя лучше вписывается в текст стихотворения.

Автор очень хорошо сумел раскрыть суть этого выражения. Вывод, к которому каждый читатель должен прийти самостоятельно, - это необходимость ценить то, что ему дано. Не стоит воспринимать жизнь и весь мир как данность. Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы не обращать внимание на то, что нас окружает.

Работа, быт, проблемы - все это лишает людей осознания бытия. К сожалению, оно наступает только после утраты того, что, оказывается, было по-настоящему дорого.

Своим стихотворением молодой поэт обращается, скорее, к душе читателя, чем к его сознанию.

Читая о печальной судьбе молодого парня, каждый читатель вспоминает те потери, которые являются важными для него. Каждый переживает утрату по-своему, но главное при этом - получить урок на всю жизнь: цени и люби то, что у тебя есть прямо сейчас. Не в прошлом, не «может быть, когда-нибудь в будущем», а здесь и сейчас.

Сегодня - очередная годовщина одного из самых, пожалуй, бессмысленных большевицких преступлений. В связи с этим подумалось: как-то у нас принято считать, что как «Николашку спихнули», так и забыли его с лёгким сердцем, никто о нём и его времени не вспоминал и слова доброго не находил. На поверку же получается, что эпоха последнего на данный момент русского Монарха и личность его не просто не были забыты - советские порядки естественным образом вызывали сравнения с ними. Сравнения, вопреки «Краткому курсу» и прочей пропагандистской макулатуре, далёкие от критических (мягко говоря). Проще говоря, люди получили возможность сравнить - и самые смелые не стеснялись озвучивать свои выводы. С чем и предлагаю ознакомиться.

Конечно, представленная ниже подборка далеко не полна, - но даёт общее представление.

* * * * *
3-й Конный Корпус:
- Я получил депешу, – сказал граф Келлер, – об отречении Государя и о каком-то Временном правительстве. Я, ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и горести, и радости, не верю, чтобы Государь Император в такой момент мог добровольно бросить на гибель армию и Россию. Вот телеграмма, которую я послал Царю: «Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрекся от престола. Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя».
- Ура, ура! – закричали драгуны, казаки, гусары. – Поддержим все, не дадим в обиду Императора.
Подъем был колоссальный. Все хотели спешить на выручку плененного, как нам казалось, Государя». Ответ пришел от нового командующего Румынским фронтом Д.Г. Щербачева: под угрозой объявления бунтовщиком Келлеру предписывалось немедленно сдать корпус.

Гвардейская Кавалерия:
До нас дошли сведения о крупных событиях. Прошу Вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого Монарха.
Генерал-адъютант Хан-Нахичеванский. № 277, 3 марта 1917 г.

* * * * *
«Так вот какая мысль мне не дает покоя, видя что творится кругом. Неужели старое правительство было право, когда в основу всей своей политики (против которой я так восставал) клало идею о том, что мы, русские, не доросли до «свободы», неужели это действительно так? Неужели русский человек видит в «свободе» не увеличение гражданского долга (не за страх, а за совесть) а просто свободу делать все что раньше не делалось, все что раньше запрещалось! Неужели наша русская психология не признает другой свободы, как только свободы хамского желания, самого грубого его исполнения и абсолютное непонимание спокойного и сознательного национального самоуважения! Вот эта мысль ужасна!»

Из письма Великого Князя Дмитрия Павловича своему отцу, Великому Князю Павлу Александровичу, 29 апреля 1917 года

* * * * *
Одна лишь Ольга Александровна, младшая сестра Государя, решилась впоследствии произнести покаянные слова о вине всей Царской фамилии: «Я опять скажу Вам, что нас всех следует винить… Не было ни одного члена семьи, к которому Ники мог бы обратиться, за исключением, быть может, Сандро, моего зятя, но даже с ним дела временами обстояли сложно… Какой пример мы могли дать нации?»

Николай и Александра. Любовь и жизнь. М., 1998. С. 357.

* * * * *
Даже люди, предубеждённо относившиеся к «царскому режиму», познакомившись с Царём поближе, круто изменили своё мнение. Так, член ЧСК В.М. Руднев, командированный в комиссию по личному распоряжению Керенского, в своей Записке «Правда о Царской Семье и тёмных силах» писал:
«Я приступил к исполнению моей задачи с невольным предубеждением, вследствие читаных мною отдельных брошюрок, газетных заметок и слухов, циркулировавших в обществе, но тщательное и безпристрастное расследование заставило меня убедиться, насколько все эти слухи и газетные сообщения были далеки от истины... Я просмотрел все архивы дворцов, личную переписку Государя и могу сказать: Император чист, как кристалл».
Другой член ЧСК на вопрос, почему не обнародуется царская переписка, ответил: «Если мы её опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым». Даже один убеждённый социалист-революционер, еврей по национальности, идейный и убеждённый противник Самодержавия, сказал с тревогой и недоумением в голосе члену ЧСК А.Ф. Романову: «Что мне делать! Я начинаю любить Царя…»

Старые слуги царского режима, видно, больше понимали психологию своего народа, чем революционные утописты-демагоги теперешнего анархического режима. До окончания войны не надо было разлагать армию! Народу же еще нужна палка, желательно только, чтобы она была палкой мудрой и любящей!»

Кравков В. П. Великая война без ретуши. Записки корпусного врача. М., 2014.

* * * * *
«Я, как участник шествия 1905 г. 9 января, должен констатировать факт, что такой жестокой расправы я там не видел, что творили наши «товарищи», которые осмеливаются еще называть себя таковыми, и в заключении должен сказать, что я после того расстрела и той дикости, которые творили красногвардейцы и матросы с нашими товарищами, а тем более после того, когда они начали вырывать знамена и ломать древки, а потом жечь на костре, не мог понять, в какой я стране нахожусь: или в стране социалистической, или в стране дикарей, которые способны делать все то, что не могли сделать николаевские сатрапы, теперь сделали ленинские молодцы».

Из показаний рабочего Обуховского завода Д.Н. Богданова, участника манифестации в поддержку Учредительного собрания. 29 января 1918 (ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 514. Л. 79-80)

* * * * *
«Охрана личности исчезла вовсе… Грабежи сделались бытовым явлением… Личной неприкосновенности в смысле права граждан и ограничения для власти нет и следа. Жандармские обыски и охранные аресты былого времени - верх правомерных действий, сравнительно с обысками, проводимыми по ордерам советской власти».

* * * * *
«14 сентября 1918 г.:
Тяжело слушать неправые обвинения, ведь человека ни разу не видели в глаза, а ругают… А что худо разве раньше жилось. Да еще как хорошо… Не умеем ценить доброго, хорошего, где теперь Они? Неужели нету живых, ой я и верить не хочу разным россказням».

Дневник Матрены Распутиной // Расследование цареубийства. Секретные документы. M., 1993. С. 31-81.

* * * * *
«России, которую я знала и любила, нет больше на свете. На ее месте стоит отвратительное, громогласно лгущее, властвующее меньшинство, и под ним – громадное, вымирающее от голода, выродившееся, с заткнутым ртом большинство».

«России, которую я знала и любила, нет больше на свете». Материалы и документы о В.И. Засулич. 1917-1931 гг. // Исторический архив. 2007. №6. С. 63-81.

Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»

* * * * *
«Представители Советской власти, особенно в уездах и вообще в провинции, допускают часто такие отступления от декретов и основных законов Советской Республики, что в пору и прежним царским «слугам» у них поучиться», - писала в 1919 г. В.Д. Бонч-Бруевичу некая А. Дебор (ГАРФ. Ф. 4390. Оп. 14. Д. 9. Л. 5).

* * * * *
«Когда-то, в царские времена, тюрьма служила для многих из нас настоящей школой. После изнуряющей, треплющей подпольной и нелегальной жизни на воле, когда и времени не хватает на серьезную умственную работу, да и отсутствие собственного угла и необходимость шататься по «ночевкам» зачастую лишают всякой возможности заниматься систематически, тюрьма служила местом отдыха, где можно почитать, подумать, разобраться в своих мыслях, попытаться изложить их на бумаге. Тюрьма была для революционера местом усиленного умственного труда. Не то - в советской тюрьме. Доставать в Советской России книги очень трудно, почти невозможно. Даже в бумаге и письменных принадлежностях ощущается огромный недостаток. При таких условиях систематическая умственная работа крайне затрудняется, и в тюрьме царит вынужденная праздность».

* * * * *
«При царе я не хлопотал о заграничном паспорте, когда хотел поехать во Францию или Испанию. Я просто подавал заявление в доме генерал-губернатора и через несколько дней получал паспорт. В советской России на усилия уехать было истреблено целые полгода. Те разбойники, которые сейчас заседают в Кремле и в других, воровски захваченных, московских домах, давно обратили всё русское население в рабов и восстановили крепостное право с прикреплением к данному месту. Вырваться из советской России заграницу - чудо, и это чудо со мною совершилось».

* * * * *
«У Бакунина Г.А. – жителя с. Панино Долженской волости Крапивенского уезда Тверской губернии – дома были развешаны портреты Николая II, и он всех убеждал в том, что император жив и находится в Англии, скоро вернётся (события происходили в январе 1923 г.) и перевешает всех коммунистов (ЦНИТО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 514. Л. 33).

Лозбенёв И.Н. Протестное движение населения Центрально-Промышленного региона России в годы новой экономической политики (1921-1929 гг.). М., 2012. С. 132.

* * * * *
Обзор политэкономического состояния СССР за сентябрь 1924 г.:

Недовольство налогом. Недовольство налогом в настоящее время принимает весьма широкие размеры. Имеются сведения сильнейшего возбуждения крестьян, указывающих, что царский налог был гораздо легче.

Обзор политико-экономического состояния СССР за ноябрь 1924 г.:

На Ижевских заводах под влиянием слухов о сокращении отдельными лицами ведется агитация о том, что при царизме жилось лучше, чем сейчас, что сейчас подымают норму и снижают зарплату, да того и гляди совсем вышибут с работы.

Из обзора политического состояния СССР за январь 1925 г. по данным ОГПУ:

В ряде волостей Орловского у[уезда] крестьяне - не только кулаки, но и середняки - говорят, что при царизме по 3 года не платили податей, а имущества не описывали, теперь же кто не уплатит в срок, у того сейчас же описывают имущество и продают его.

Обзор политического состояния СССР за октябрь 1925 г.

Выдержки из доклада беспартийного крестьянина - предсельсовета на перевыборах райсовета Костромской губ.: Октябрьская революция дала крестьянину немного, хотя много сулила, верно, получил крестьянин земли, так за нее Советская власть такие налоги лупит, что мужик и земле не рад, - больше, чем царское правительство; царское правительство в нашей деревне раньше сбирало государственных сборов 300 руб., земских - 300 - всего 600 руб., а Советская власть требует единый сельхозналог - 2576 руб. 72 коп., да страховки 392 руб., это на 136 домохозяев обойдется, в среднем около 19 руб. сельхозналога и около 3-х руб. страховки - всего 22 руб. Причем, косвенные налоги практикуются вовсю, а что царское правительство давало крестьянину и что дает Советская власть видно из следующего сравнения: раньше в деревне была хорошая школа с двумя учительницами и около 100 человек учеников, раньше мужик обращался в больницу за всякой помощью бесплатно, раньше мужик ходил и ездил за реку в г. Кологрив по плакатному мосту бесплатно, в 1907 году царское правительство в нашей деревне производило землеустройство с разбивкой на широкие полосы бесплатно; а теперь в деревне той хорошей школы нет, сгорела, школу заменяет крестьянская изба и то одна и одна школьная работница. Учащихся около 50 человек, а нанять два помещения и содержать две школьные работницы Советская власть не в состоянии, якобы детей половина учится - это они безграмотность ликвидируют...

Орловская губ. В ряде волостей Орловского у. крестьяне не только кулаки, но и середняки говорят, что при царизме по 3 года не платили податей, а имущества не описывали, теперь же кто не уплатит в срок, у того сейчас же описывают имущество и продают его…

На общем собрании Союза строителей в г. Покровске (Немреспублика) рабочие по докладу представителя совпрофа говорили, что «рабочим живется хуже, чем при Николае II, и что фактически разница только в том, что одного тирана сменили на многих». Из группы присутствовавших раздался голос: «Да здравствует Николай II».

Влияние товарного голода и «ножниц» проявилось в усилении антагонизма к городу, охватившем часть крестьянства, в связи с чем мотивировка необходимости крестсоюза сводится к регулированию цен на хлеб и промтовары. «Властью мы ничего, довольны, - заявляют крестьяне Орловской губ., жалующиеся на дороговизну фабрикатов, - но невольно вспомнишь царское время, когда ситец был 8-9 коп., а кумач 10 коп. аршин».

Пермский орудийный завод ГУВП (Урал). В цехах артотдела, в частности в снарядном цехе, рабочие волнуются. Главная причина волнения та, что ТНБ, пользуясь 18% прибавкой зарплаты, снизило расценки. В снарядном №2 цехе мастера Шараборина (эсер) и рабочие, принимавшие активное участие в забастовке 4 мая, Ракитин, Ильин и др., кричат: «Вот вам ваша Советская власть, хорошо она жмет вас, при царе и Колчаке жилось лучше, не нужно поддаваться, вспомним, как делали раньше - забастуем»…

В Однолуцкой вол. Волховского у. крестьяне сравнивают жизнь [с жизнью] царского строя: «При царе порядки были куда лучше, если случится голод, то давали всем достаточно, можно было купить и на деньги, или взять под заклад у купца, у них можно взять, что угодно, а теперь хоть помирай, все власть виновата».

Псковский округ. 12 октября с.г в Порховском районе была обнаружена листовка, брошенная на мостовую базарной площади. Содержание листовки следующее: «Долой ленинизм, да здравствует царизм. Ура. Даешь царя, свободу и хлеб. Товарищи, довольно, поверили. Будет. Ура».

* * * * *
Сводки ОГПУ за относительно благополучный 1925 год зафиксировали такие высказывания рабочих: «Рабочему живётся сейчас много хуже, чем при Николае II» (Покровск), «За границей рабочим живётся лучше, чем в СССР» (Кострома), «Коммунистическая партия несёт не свободу, а кабалу» (Урал)…

Уже к 1929 году рабочие сделали для себя вполне определённые выводы по поводу Советской власти - «Рабочие с плачем работают под гнётом». «При Николае мы и наши дети питались в сто раз лучше, чем теперь, а получали меньше, теперь же дошли до того, что картошки и той стало недостаточно, а при социализме и совсем, по-видимому, не будут давать есть» - такие разговоры среди рабочих были подслушаны одним из информаторов на заводе имени Степана Халтурина в этом же году…

Орлов И.Б. Политическая культура России ХХ века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. С. 137, 144.

* * * * *
Предоставим слово члену ЦК ВКП(б), известному советскому писателю и политическому деятелю 1930-х годов Михаилу Кольцову. Подробно анализируя обстоятельства отречения Государя он пишет: «Целый ряд генералов, сановников, придворных – почти все в своих зарубежных воспоминаниях рисуют яркие картины своего героизма, верноподданнического упорства в отстаивании династии. Все это, по их словам, разбилось о мягкую «христианскую» уступчивость царя, его непротивление и мирный характер. Конечно, это историческая ложь, нуждающаяся в разоблачении. Достаточно даже беглого знакомства с генеральскими мемуарами, чтобы разглядеть толстые белые нитки, которыми они шиты. Нет сомнения, единственным человеком, пытавшемся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал царя один царь. Не он погубил, его погубили»

Отречение Николая II: Воспоминания очевидцев, документы. М., 1990. (Репринтное воспроизведение издания 1927 г.) С. 27-28.

* * * * *
Мариупольский округ. Лишенные права голоса с. Македоновки Сартанского района заявляют: «Техника советских выборов неправильна. Несмотря на то, что на всех углах распространяются о советской демократии, в действительности при царском правительстве было больше свободы выборов и демократии, чем при Советской власти, [к] которой допущены все молокососы, не умеющие [ни] сами жить, ни управлять селом и страной, которых избирают по рекомендации коммунистов на открытом собрании. Другое дело, было бы старое время, тайное голосование, где каждый мог отдать свой голос за любого кандидата, никого не боясь, а то теперь открыто кто попробует быть против, того берут на заметку и т.д. Фактически теперь не выборы, а назначение - пусть попробуют провести тайное голосование, и вы увидите, что ни один коммунист или кандидат не пройдет» (ОК ВКП(б), сводка о перевыборах советов 12 декабря 1928 г.).

Сводка Информационного отдела ЦК ВКП(б) «Программа и методы борьбы кулака». 3 апреля 1929 г.

* * * * *
Приводим наиболее характерные кулацкие антисоветские лозунги в обнаруженных в 1930 г. листовках:

2. «Долой коллективизацию, да здравствует столыпинщина» (УССР).
6. «Долой ленинский коммунизм. Долой пятилетку. Давай царя, индивидуальные хозяйства и старые права» (УССР).
11. «Да здравствует капитализм, царь и Бог, долой самодержавие коммунизма» (ЦЧО).

* * * * *
Из письма, направленного киевским рабочим П.В. Смирновым в первой половине 1932 года: «Тов. Сталин, у нас делается то, что делалось при царе – царь далеко, а бог высоко, но сейчас в тысячу раз большая беда. Те, кто информирует, получают хлеб и булку, и все это ясно, они имеют закрытые столовые РПК, РВК, а несчастные люди умирают с голоду».

* * * * *
«В.В. Шульгин вспоминал об одной его лекции о Февральской революции для членов НТС в 1934 г., на которой присутствовал Петр Беренгардович Струве, один из основоположников русского марксизма и до революции ярый оппозиционер царскому правительству. После лекции начались прения и Струве заявил, что у него была единственная причина для критики Николая II - что тот был излишне мягок с революционерами, которых, по словам Струве, нужно было «безжалостно уничтожать». Шульгин в шутку спросил, уж не считает ли Струве, что и он сам должен был быть уничтожен. Струве, чрезвычайно разволновавшись, воскликнул:
- Да!
И, встав со своего места, зашагал по зале, тряся седой бородой.
- Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою - бац! - прикладом по черепу!
Он так разволновался, что председательствующий, опасаясь за его здоровье, закрыл дискуссию».

Новое русское слово. 1969. 19 окт. С. 7. Письмо Н. Боброва издателю. Информация почерпнута у Н.Д. Тальберга.

Также: Тюремная одиссея Василия Шульгина: Материалы следственного дела и дела заключённого. М., 2010.

* * * * *
«…в отчетах о массовом посещении в конце марта - начале апреля 1934 г. сотрудниками ИМЭЛ общежитий и иных мест проживания рабочих и работниц комбината «Красная роза»…

…в общежитии кадровых работниц «Брянка» «на вопрос, кто такой т. Сталин… сновальщица сказала: «Это как прежний царь». Другие не умели поправить этого ответа... Когда я, - в качестве беседчицы в данном случае выступала вдова "железного Феликса" С.С. Дзержинская, - разъясняла, что недопустимо сравнение вождя мирового пролетариата с царем, угнетателем трудящихся масс, заметила в глазах одной из старух испуг: как это я осмеливаюсь так [нрзб.] царя! А одна заметила: "уж больно все тогда было дешево"»…

«...при Жиро [бывший владелец фабрики] и помещиках - хорошо зарабатывала!" (Сероухова)». Несколько выше беседчик сообщает, что она бывший кандидат партии, переведенная комиссией по чистке в сочувствующие.

Пожилые люди нередко вспоминали о дореволюционном времени положительно... работницы-пенсионерки... «считают свое положение рабочих и крестьян в СССР очень скверным, гораздо хуже, чем до революции. Говорят, что с каждым годом «все хуже и хуже». - «При хозяине мы хорошо зарабатывали и имели возможность класть сбережения в банк. Питались хорошо. В столовке коровьего масла было сколько угодно, а постное кувшинами стояло!» На вопрос были ли при хозяине пенсионерки из старых работниц, ответ: «Все старые работницы оставались на фабрике и в общежитии, питались со всеми рабочими и жили лучше, чем мы теперь. Хозяин никого не рассчитывал и заботился о рабочих. Дети хозяина работали наравне со всеми рабочими на фабрике». Вообще о бывшем владельце фабрики отзывались хорошо: «Какой же это капиталист, наш Жиро? - Он работал больше нас и помогал нам» - «у меня теперь пенсия 27 руб., а при нем была 50 руб.» - «И хороший хозяин: найдет что-нибудь на полу, подберет, не то что наши мастера - только расхаживают».

На вопрос беседчика пожилым работницам, одобрительно отзывавшимся о дореволюционной жизни, «почему же несмотря на прекрасные условия жизни при хозяине они все неграмотные, ответили: не хотели, а хозяин предлагал, были и школы. А теперь учатся, но какой толк…

…бывшая комсомолка, т.е. человек молодой и грамотный, «о съезде знает, читала речь Сталина сколько раз, но ничего не поняла и не запомнила и вообще политграмота не дается... Говорит, что в книжках читала, что и прежде, т.е. в царском [нрзб.] рабочие имели возможность учиться, не только в Советской России».

…отчет беседчика Андрианова об индивидуальной работе с 60-летним имэловским истопником Умеренковым... беседчик говорит, что он «живет старыми мыслями. Раньше (до революции) работал в шахтах и зарабатывал 150 руб. Жил якобы (слово «якобы» вставлено в текст сверху, т.е. потом) очень хорошо. В старой армии ему тоже было хорошо. О Красной армии Умеренков отзывается, что это - мол та же армия, что и раньше…»

Мосолов В.Г. «Со всех сторон дерут…» (что говорили простые советские люди своим агитаторам) // Социальная история. Ежегодник, 2004. М., 2005. С. 285-294.

* * * * *
«Заелись и забыли, чем щи хлебали, где ты со своим ЦК был до смерти Ленина, выглядывали, чья возьмет, а потом появился как диавол и замучил весь народ; кричишь, что ты в конституции дал все народу. Да чего ты нам мог дать, мы больше имели от батюшки-царя».

* * * * *
«…место действия – городок Козельск, один из многочисленных районных центров Западной области. Время действия – 1936 год, год принятия сталинской Конституции и канун ежовщины.

В колхозе имени 8 Марта Гришинского сельсовета Алёшина Евдокия Савельевна, бывший кандидат партии, бывшая лишенка, ведёт гнусную агитацию. «Раньше у помещика-то работаешь и тут же получаешь деньги, а теперь в колхозе целый год работаешь, а получить нечего»…

Восленский М. Номенклатура. М., 1990. Глава «Секретарь райкома». С. 524.

* * * * *
Крестьяне… жаловались в своих письмах по поводу Конституции 1936 на неудовлетворительность медицинского обслуживания на селе… Многие письма патетически описывали тяжёлое положение вдов и детей, лишённых медицинского ухода, поскольку они не могут себе этого позволить. «Раньше, в прошлые годы, пойдём в больницу бесплатно. Сейчас платишь за какую-нибудь разведённую хиной воду 50 к. или 70 к., а если мази, то рубль берут» (ГАРФ, ф. 3316, оп. 41, д. 81, л. 74; д. 82, л. 84; д. 107, л. 26-27, 78, 81).

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история советской России в 30-е годы: деревня. М., 2008. С. 243.

* * * * *
«Я бухнулся перед ним на колени и сказал: «Ваше величество, тут без вас ТАКОЕ было!»

* * * * *
«Введение формы, напоминающей дореволюционную, возвращение золотых погон вместе со словом «офицер» являлось весьма символичным изменением отношения к русским воинским традициям (хотя бы их внешнего атрибута) и к русскому офицерству... Согласно агентурным данным органов госбезопасности, реакция военнослужащих на введение новых знаков различия была в основном одобрительной. Считали, что введение погон поднимет авторитет и роль командного состава, укрепит дисциплину, заставит войска «соблюдать честь русского военного мундира», напомнит о победах русского оружия. Вместе с тем, многие уловили и эту внешнюю знаковость преемственности с дореволюционной армией, и определённую искусственность подобной меры. Так, один из командиров в личной беседе сказал о погонах: «Было время, когда мы их ненавидели, а теперь решили по образцу старой армии надеть их... Старый офицер русской армии был культурнейший человек, а наши - это просто срамота». А другой полковник заявил: «Теперь упрекать старых [царских] офицеров не в чем, и отношение к ним изменится, т.к. сейчас все будут офицерами. Только почему-то не прибавили слово «господин»...».

Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Трансформация советской идеологии в период Великой Отечественной войны и её влияние на психологию народа // Труды Института российской истории РАН. Вып. 10. М. 1997. С. 168.

* * * * *
«Понравилась мне своей яркостью красок картина «Утро»… Во весь рост, в парадном маршальском костюме, при всех наградах Сталин, а у ног яркое солнце восходит. Развёртываю я эту картину, а отец с полатей: «Смотри-ка, Сталина выше солнца подняли. При царе Николае такого не было». А ведь тогда ещё моё поколение ему так верило» (А.В. Грязин, 1926 г.р.).

Бердинских В. Крестьянская цивилизация в России. М., 2001. С. 399.

* * * * *
Об отношении сельского населения к налогам свидетельствует выдержка из аннимного письма, отправленного в Совмин СССР осенью 1948 г.: «Каким образом царское правительство могло обходиться одними податями, не было таких раздутых взимателей: в райфо – 50 человек, уполминзаг – 30 человек, завы, старшие инспектора, участковые инспектора, агенты, масса счётчиков и учётчиков, и всё это в одном районе?..»

Попов В.П. Российская деревня... С. 140-142. он же. Экономическая политика советского государства. 1946-1953 гг. М.-Тамбов, 2000. С. 196.

Вот смотрю на этот вопрос, а может и верно, что он начат с любви!!!
Например лично я ставлю на первое место ЛЮБОВЬ и любимая притча у меня такая
Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их.
Она сказала: "Наверное вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте."
"А муж дома?", спросили они.
"Нет", ответила она. "Его нет".
"Тогда мы не можем войти", ответили они.
Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.
"Иди и скажи им что я дома и пригласи их в дом!", сказал муж.
Женщина вышла и пригласила стариков.
"Мы не можем пойти в дом вместе", ответили они.
"Почему же?", удивилась она.
Один из стариков объяснил: "Его зовут Богатство," сказал он указывая на одного из своих друзей, и сказал указывая на другого, "А его зовут Удача, а меня зовут Любовь." После чего добавил, "Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме."
Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.
"Как хорошо!", сказал он. "Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!"
Его жена возразила, "Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?"
Их дочь слушала все сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением: "А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!"
"Давай-ка согласимся с нашей девочкой," сказал муж жене. "Иди и попроси Любовь стать нашим гостем".
Женщина вышла и спросила и троих стариков, "Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем."
Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие 2 старика последовали за ним. Удивленная, леди спросила Богатство и Удачу: "Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?"
Старики ответили: "Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство и Удача!!!"

А теперь продолжу
Как часто мы задумываемся, что для нас ценно.В жизненной суете мы часто не ценим мелочей, из которых состоит наша жизнь, они для нас не важны пока они есть. Но когда мы начинаем терять эти мелочи, они становятся ценны для нас.
Что ценю больше всего в жизни я? Ну наверное саму жизнь, которая нам дается всего лишь раз и от этого она бесценна. Что боюсь потерять? Близких мне людей и здоровье. Никто и ничто в мире не сможет нам вернуть их. О чём сожалею? О том что не умела ценить мелочей,которые меня окружают и я очень об этом сожалею. Но жизнь продолжается, и если уже нельзя изменить прошлое, то нужно жить настоящим, ценить все что тебя окружает, любить людей и смотреть в будущее с надеждой.

Ах, почему же мы не ценим,
Ах, почему мы так глупы:
Людей не ценим мы при жизни,
Как будто вечные они,

Не ценим мать свою и брата,
Не ценим всю свою родню,
Не ценим мы людей так свято,
Как ценим их, когда в гробу

Лежат они в покое хладном,
Когда уже не слышат нас,
Как мы рыдаем в скорбь над ними
И не смыкая своих глаз,

Когда уже они не видят,
Как почитают свято их,
Когда уже в сырой могиле
Лежат, не чувствуют они,

Как сверху сыплются цветы
И засыпаются могилы!..
Ах, если так, при жизни всё
Живым бы подарили! –

Цветы и почести,
Значенья б их ценили.
Вячеслав Кленин

Любите своих близких, каждую секунду... ведь времени у нас не так много Пока еще с вами они!!!

Очень часто в речи встречается такое крылатое выражение: «Имея - не ценим, а потерявши, плачем». Многие даже считают, что это русская народная поговорка. Однако это не совсем верно. Ведь у фразы «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» есть автор, давший ей жизнь.

Кто придумал эти крылатые слова

Некоторые люди считают, что придумал знаменитое выражение «Имея - не ценим, а потерявши - плачем» автор-современник, какой-то поэт, пожелавший остаться неизвестным. Собственно, этому способствует тот факт, что множество любителей побаловаться стихосложением вводят эти слова в свои произведения без ссылки на настоящего автора. Тем самым они вводят в заблуждение читателя, который приписывает эту мудрую мысль именно тому поэту, у которого он впервые столкнулся с ней.

Однако сначала фраза «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» была использована драматургом-водевилистом С. Соловьёвым в 1844 году. Правда, звучала она немного иначе: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» и фигурировала как название одного нашумевшего в те годы спектакля.

Кто помог этим словам получить известность

Позднее, через десятилетие, уже в 1854 году, это выражение было использовано в сборнике «Плоды раздумья» Козьмой Прутковым. Следует уточнить, что на самом деле этого автора как такового не существовало. «Козьма Прутков» был псевдонимом, под которым работали братья Жемчужниковы и Владимир, а также поэт Алексей Толстой. Поэтому многие ошибаются, приписывая именно им слова «Имея - не ценим, а потерявши - плачем».

Кто сказал эту фразу первым, мы теперь знаем - Соловьёв в своём водевиле. Но стала знаменитой она благодаря соавторам «Плодов раздумья». Так что можно считать, что «родителей» у этой мудрости несколько.

Смысл слов «Имея - не ценим, а потерявши, плачем»

В этой фразе скрыт Сами слова можно отнести к любой стороне человеческой жизни. И главное в том, что люди не умеют ценить своё настоящее, всегда хотят большего, из-за чего и клянут то, чем владеют.

Говоря о том, что означает поговорка, можно вспомнить такую карикатуру. Человек жалуется на то, что у него немодные кроссовки. А мимо передвигается на инвалидном кресле человек, у которого и вовсе нет ног. То есть, имея ноги, мало кто задумывается о том, какое это великое счастье. А вот потеряв их, инвалид в полной мере понимает, насколько было здорово раньше жить, ходить, бегать, пусть даже и в немодной обуви.

Ставши богатым, человек частенько вспоминает голодные студенческие годы с благоговением. Да, когда-то ему было трудно, он даже, возможно, считал себя мучеником, ему хотелось большего. Но, получив всё, о чём мечталось, почему-то успешный бизнесмен грустит и плачет о тех годах, когда не было в достатке хлеба, но были дружба, преданность, любовь, молодость, здоровье.

Любите пока любится!

Применима эта крылатая фраза и к людским отношениям. Дети часто ругаются с родителями, не слушают их наставлений, обижают их своими грубыми словами. Многие считают себя глубоко несчастными из-за того, что им, по их мнению, достались не понимающие их «предки». Вырастая, дети понимают, что ближе родителей у них на всём свете никого нет. Только к тому времени мать с отцом уже становятся старенькими, больными, измученными из-за неурядиц в семьях, инициаторами которых и были как раз сами дети.

А иной раз почувствовать, как же трудно без матери или отца, как сильна их преданность и любовь, приходится уже в юношеском или даже детском возрасте. И тогда подростки тысячу раз проклянут себя за то, что не берегли тех отношений, которые им были даны природой, что не ценили доставшегося им счастья.

Сколько призывов беречь своих близких слышим мы от взрослых дочерей и сынов! Слышим, но всегда принимаем близко к сердцу. Родительскую преданность многие считают обязательной, принимают как данность, не ценят.

Не отрекаются любя!

Супруги, давно привыкшие друг к другу, перестают радоваться своим семейным отношениям. Уж сколько на эту тему написано дурацких анекдотов! Мужья своих жён называют кобрами и змеями, а те в ответ свои вторые половинки награждают не менее яркими эпитетами, называя их козлами, баранами и другими словами. Разговор идёт о самых обычных семейных парах, в которых нет особых проблем - только угасание страсти. И вроде бы разлука должна бы сделать их обоих счастливее, но - нет. Тут-то и понимают бывшие влюблённые, что потерять супруга или супругу равносильно духовной смерти.

То же касается друзей и влюблённых, которые думают, что всё происходящее сейчас - несерьёзно, не столь ценно. Поэтому между близкими людьми часто случаются размолвки, недопонимание. И только после разрыва люди начинают понимать, как важны для них были прежние связи. Но, к сожалению, не всегда есть возможность восстановить утраченные отношения.

С лёгкой руки поэтов

Стихи обладают такой особенностью - образно и кратко излагать суть размышлений о жизни. Поэтому часто в двух строках содержатся очень ёмкие мысли и выводы, к которым приходит думающий поэт. Так и появляются современные поговорки о жизни, которые входят в нашу речь.

«От себя убежать невозможно, как бы быстро ты ни бежал!»; «Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно!»; «Стыдить глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной одно и то же, что черпать воду решетом. От сих троих избавь нас Боже!»

Часто поговорками и пословицами становятся строки из басен. Именно они, являясь моралью этого короткого произведения, раскрывают многие аспекты человеческих страстей, недостатков, ошибок. В этом плане баснописцу Крылову, наверное, принадлежит пальма первенства.