Полные товарищества примеры из жизни. Товарищество на вере — это… Учредительные документы, примеры ТНВ. Прочие важные нюансы

Коммандитное, или товарищество на вере, сейчас является наименее распространенной формой собственности. Так исторически сложилось еще с начала бизнеса в России в 90-ых, когда эта форма была еще очень популярна, и почти каждый второй бизнес шел именно в товариществе. Раньше такую форму собственности выбирали друзья, родственники и другие люди, которые доверяли друг другу. Но время показало, что дружба имеет мало общего с бизнесом, и такая идея себя изжила.

Тем не менее, законодательно, данная форма до сих пор присутствует в перечне форм собственности, и некоторые организации до сих пор ведут бизнес именно так.

Товарищество на вере — что это?

Основным нормативным актом о формах управления является Гражданский Кодекс. Товарищество на вере регулируется статьями 66-68, а также 82-86. Так, именно в 66 статье дается четкое и исчерпывающее объяснение, что такое коммандитное товарищество.

Коммандитное товарищество — коммерческая организация, основой которой является складочный капитал. Имеет две категории членов: товарищи и вкладчики. Если проводить параллели с акционерными обществами, то выходит, что товарищи — владельцы обычных акций, которые могут принимать управленческие решения, влиять на бизнес, и получать прибыль, согласно своей доле и участию. Вкладчики, которых еще часто называют коммандиты, ограниченны в своих возможностях повлиять на работу компании. Они могут лишь получать прибыль, тоже согласно их вкладу в уставный капитал.

Теперь о главном отличии товарищества на вере. Полные товарищи отвечают своим имуществом по обязательствам компании. Т.е. кредитор имеет полное право потребовать с одного (любого) или со всех сразу товарищей выплат своим имуществом. Именно по этой причине такая форма организации наименее распространена. Ведь одно дело, когда компания отвечают по обязательствам всем своим имуществом, и больше ничем, и совсем другое, когда учредители и вкладчики, примкнувшие к ним отвечают своим имуществом.

Немного о названии. Оно тоже говорит о том, что это одна из самых старых форм собственности. При выборе названия должна присутствовать фамилия одного или более членов, и следующие слова «и компания, товарищи и пр.». Формирование такого названия — обязательное законодательное условие, которые уходит свои корнями на несколько веков назад.

Учредители и учредительные документы

Чтобы стать потенциальным учредителем (полным товарищем) нужно быть официально зарегистрированным ИП. Для открытия такой организации нужно как минимум два таких участника. Они оформляют учредительный договор, в котором прописывают основные моменты:

  • Наименование, юридический адрес;
  • Основные правила ведения бизнеса;
  • Сумма вклада в уставный капитал каждого из товарищей;
  • Порядок и сроки внесения данных сумм;
  • Прочие операции с долями, в том числе и порядок и сумма для новых членов;
  • Ответственность коммандитов.

По своему смыслу и содержанию, этот документ больше похож на устав в других формах собственности. В нем прописываются почти все основные моменты деятельности, связанные как с организационно-правовой, так и с коммерческой деятельностью.

Им полностью регулируется порядок вступления в товарищество, выход из него, размер вкладов и пр. Также в нем публикуются и основные ориентиры ведения бизнеса.

Уставный капитал товарищества на вере и его размер

Теперь несколько слов об уставном капитале. Его размер регулируется также гражданским кодексом. Для коммандитного товарищества минимальный размер составляет 100 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Максимального предела для складочного капитала законодательно не устанавливается. Единственным ограничением будет выступать здравый смысл вкладчиков, так как они будут отвечать всем своим имуществом по обязательствам организации. Именно этот факт стоит учитывать при формировании складочного капитала.

Цели деятельности товарищества на вере

Коммандитное товарищество в большинстве случаев является коммерческой организацией, следовательно основной целью её деятельности будет получение прибыли. Они осуществляют деятельность, согласно нормативным актам Российской Федерации. Для ведение определенного бизнеса, необходимо также пройти процедуру лицензирования. Также, в такой форме собственности возможно открытие благотворительного общества.

Коммандитное товарищество в большинстве случаев является маленькой или средней организацией. Это не значит, что не бывает и не бывало крупных товариществ, но в большинстве своем, такая форма ведения бизнеса предусматривает наличие нескольких (чаще всего 2-3) заинтересованных членов, которые совместно ведут дела.

Самые популярные сферы — малый бизнес. Нередко такой формы собственности бывали небольшие финансовые компании и банки, которые действовали на западе. Как пример можно привести «Смит и сыновья», которые занимались финансовой деятельностью в Америке, в конце 18-ого века. Тогда эта форма деятельности была широко развита для семейного бизнеса, ведь не предполагала полноценной регистрации, и ведения учета, и больше походила на нынешнее ИП.

Органы управления товарищества на вере

Как уже говорилось ранее, только полные товарищи могут осуществлять управленческую деятельность. Они имеют право на принятие решений только путем голосований. Для того, чтобы оно вступило в силу, нужно согласие более 50% управленческого состава. Таким образом, 2 из 3 товарищей должны быть заинтересованы в этом решении. Если несколько товарищей ведут какую-то определенную деятельность в компании, то нужно их полное согласие.

Также, от имени товарищества вести управление может один или несколько участников. Для того, чтобы законодательно это оформить и не вступать каждый раз в голосование, они должны оформить доверенность на действие от имени компании. Подписать его обязан каждый товарищ.

Немного о правах и обязанностях товарищей:

При выходе из компании, товарищ будет отвечать своим имуществам по обязательствам организации еще в течение двух лет, формирование годового отчета в год выхода.

В то же самое время, обычные вкладчики не имеют подобных привилегий. Их права таковы:

  • Получение прибыли, соразмерно вкладку в капитал, и согласно учредительному договору;
  • Покидать состав компании по истечении финансового года;
  • Получать актуальную финансовую отчетность (отчет о финансовых результатах, баланс);
  • При желании отдавать свою долю другим лицам без согласия товарищей.

Особых обязанностей у коммандистов нет, так как они совершенно не участвуют в управлении, а следовательно и каким-либо образом повлиять на деятельность организации не могут.

Государственная регистрация

Товарищество на вере, равно как и любая другая организационно-правовая форма ведения бизнеса подлежит государственной регистрации.

Для того, чтобы зарегистрироваться, нужно выполнить следующее — подать заявление в соответствующие органы, по месту созданию организации, решение о создании, протокол учредительного собрания, документ, который подтвердит оплату гос. пошлины, а также прочие учредительные документы.

Протокол заседания — один из основных документов, который составляется секретарем, и подписывается главой заседания, и составляющим лицом. В нем обязательно указываются:

  • Дата, время и место проведения заседания;
  • Перечисление и сведение обо всех, кто присутствовал на заседании;
  • Голосование и результаты обо всех вопросах, которые на нем обсуждались;
  • Информация о тех, кто подсчитывал количество голосов;
  • Если такие были — сведения о лицах, которые голосовали против, и требовали внесения этого в протокол.

Решение о создании должно содержать вопросы об имуществе, учредителях и порядке участия в складочном капитале и его формировании. Т.е. те же вопросы, которые указываются в главном учредительном документе, на основе которого и действует товарищество — учредительного договора.

Порядок реорганизации и ликвидации товарищества

Поводы для добровольной или принудительной ликвидации компании:

  • Состав организации покинули все члены;
  • Уход одного из полных товарищей;
  • Недееспособность одного из товарищей, или пропажа без вести;
  • Банкротство компании;
  • Реорганизация или ликвидация компании, которая принадлежала одному из полных товарищей;
  • Взыскание имущества, которое оказалось собственностью одного из членов товарищества.

Во всех вышеперечисленных случаях можно самостоятельно потребовать добровольной ликвидации товарищества, предварительно рассчитавшись по своим обязательствам. Если причиной ликвидации послужило банкротство, то законодательно, вкладчики имеют первостепенное право на получение своих вложенных денежных средств. После этого выстраивается очередь из кредиторов.

Реорганизовать компанию можно в одну из следующих форм собственности:

  • Акционерное общество;
  • Полное товарищество;
  • Общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью (ООО и ОДО);
  • Кооперативом.

Реорганизация, согласно гражданскому кодексу, осуществляется следующими путями:

  • Слияние;
  • Преобразование;
  • Выделение;
  • Присоединение;
  • Разделение.

Решение о реорганизации должно приниматься на собрании, или уполномоченными лицами, и как и любое другое должно собрать больше половины голосов на собрании.

В целом, товарищество на вере является морально устаревшим видом ведения бизнеса. Оно предполагает ответ своим имуществом перед кредиторами компании, что делает деятельность безмерно рискованной.

Вконтакте

Слово «товарищ» фактически вышло из употребления в качестве обращения, заняв срединное положение между приятелем и другом. А существительное «товарищество» с определенными оговорками можно считать синонимом слова «дружба».

«Товарищ» и «товар» имеют если не общий корень, то уж точно общие исторические корни, поскольку первыми товарищами были бродячие продавцы. Обращение «товарищ» использовали свободолюбивые казаки (см. замечательную повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и конкретно речь Тараса Бульбы о товариществе).

Слово «товарищ» применялось в официальной лексике ─ в Российской империи существовала должность «товарищ министра», что в переводе на современный язык означает заместитель министра. Обращение «товарищ» полюбилось в антимонархической революционной среде. Когда революция победила, до этого неформальное, оно стало универсальным.

И хотя многим приземленные коммерческие «мотивы» в звучании слова «товарищ» едва ли придутся по душе, суть товарищества – это не только близкие межчеловеческие отношения, но и вполне конкретный экономический интерес.

Уже в Древнем Риме существовал договор товарищества, согласно которому двое или несколько лиц (товарищей) объединяли свои вклады для достижения общей хозяйственной цели. Это был консенсуальный договор, главным условием которого являлось согласие всех его участников. Товарищи лично выполняли необходимую работу, делились прибылью, пропорционально возмещали ущерб, возникший не только по собственной вине, но и солидарно с товарищами.

По решению общего собрания участников и в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и законами о хозяйственных обществах, хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы. Но не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Интересно, что хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Все иные юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Полное товарищество

Участники полного товарищества (их называют «полные товарищи») в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества.

При этом они солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. И даже участники полного товарищества, не являющиеся его учредителями, наравне с другими отвечают по обязательствам товарищества, возникшим до их вступления в него.

По обязательствам товарищества, возникшим до момента их выбытия, наравне с оставшимися участниками, отвечают участники, покинувшие товарищество. Правда, этот срок ограничен ─ в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором они выбыли из него.

Одно лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Главный принцип управления деятельностью полного товарищества ─ общее согласие всех участников. Но в учредительном договоре могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Если договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов участников, каждый участник полного товарищества имеет один голос.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

В товариществе на вере (коммандитное товарищество) наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (т. н. полными товарищами), есть хотя бы один участник, называемый вкладчиком (коммандитистом). Вкладчики не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и несут риск убытков лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Число коммандитистов в товариществе на вере не должно превышать двадцать. В противном случае оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество в течение года. По истечении этого срока, если число коммандитистов не уменьшится до нужного числа, его ликвидируют в судебном порядке.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел устанавливается по правилам ГК РФ о полном товариществе.

Вкладчики не участвуют в управлении и ведении дел товарищества на вере и могут выступать от его имени только по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Итоговый классный час

«О товариществе и дружбе»

Цель: формирование твёрдых понятий о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование учащихся;
  2. Мини-сочинение о лучшем друге, подруге;
  3. Продолжить высказывания;
  4. Выучить четверостишие.

ХОД БЕСЕДЫ:

  1. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ
  2. БЕСЕДА:

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-то другой, поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Люди ещё в далёкие времена задавали себе вопрос «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определённые нравственные принципы – верность, постоянство, честность…

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Друга ищи, а нашёл – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Надёжный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

  1. РАБОТА УЧЕНИКОВ:
  1. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ:

Академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Всё это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

  1. РАБОТА УЧЕНИКОВ:

Учащиеся по очереди читают стихотворение:

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил.

Пришёл домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, что э ты это?!

Такую дружбу не сберёг!

Ты не сберёг мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело

Вошёл с поникшей головой: -

Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придёшь!

  1. БЕСЕДА:

Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

  1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В.ВЫСОЦКОГО «ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ…»
  2. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:

Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству;
  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее;
  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность;
  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу;
  5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию;
  6. Умей дружить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие;
  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
  1. КАК НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ? Этот вопрос часто задают ребята. Ответим им строками из писем таких же ребят, как они сами.

«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдётся и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба» (РАЯ СЫРЦОВА ИЗ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой» (ЛЮБА СМИРНОВА ИЗ Г,ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь» (ВИТЯ САМСОНОВ ИЗ Г,КИЕВА)

  1. БЕСЕДА: Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая прислала в редакцию такое письмо «Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет. Я учусь в школе в 9 классе, но мне кажется, что я там лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я одна, совсем одна…»

Другу ты отдать сумей всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал. Что сберёг, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат, Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда, Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.

Дополнительный материал: рассказ В.Россина «Двойной праздник»

«Февраль 43 года выдался, помню, суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер… В ночь на 23 вызывает меня командир роты. Товарищ Лозовой, - говорит, - не забыл, что у нас завтра? Не забыл, - отвечаю. – День рождения нашей армии. Верно, - кивнул ротный. – Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник.

Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым кряжистым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнутся, как тебя засекут вражеские наблюдатели. И трудное… Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару.

Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашептал: Сержант, возня какая-то у мельницы! – и протянул мне бинокль. Отчётливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядом мельницу. Из неё выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залёг у заснеженного куста. Я потянулся было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас. Вскоре появился ещё один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Нет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте своё! В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалёку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот. Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время. Волошин увидел, что я мёрзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и масхалате. Коченеть начал. Кто знает, как бы всё обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг – снежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтоб передать мою радость: уходить можно! Волошин взвалил меня на спину, взял оружие, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше. Оставь меня, Коля,- попросил я. Возьмёшь ребят в помощь и тогда. Вот тогда и вернёшься. Но Волошин не соглашался. Эх, Дима, Дима! – укоризненно сказал. И что ты такое предлагаешь! А вдруг гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдём тебя в такую вьюгу, и ты замёрзнешь? Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим. Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнёр. Живёт он от меня за сотни километров, но каждый год 23 февраля мы обязательно встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник»


Товарищество можно считать первой ступенью человеческих взаимоотношений. Для того чтобы человек мог жить среди людей и умел общаться с ними, он должен научиться быть товарищем. Он должен пройти своеобразную школу отношений и как начало ее - первый класс - товарищество. Помните, в моральном кодексе строителя коммунизма сказано: «Человек человеку - друг, товарищ и брат». Такая гармония, такое единство благородных чувств возможны только тогда, когда мы с вами научим наших детей быть такими людьми высокого класса. И наша первейшая задача - повести их из класса в класс этой великой школы человеческого благородства, начиная с класса товарищества. Тогда наряду с изучением родной литературы, природоведения и других предметов он будет изучать важнейшую науку жизни: как стать уважаемым, нужным, полезным людям человеком, как научиться понимать окружающих и помогать им, как относиться к самому себе и к своим товарищам.

Беседы с учащимися начальной школы, их ответы на вопросы, сочинения показывают, что далеко не все дети имеют правильное представление и понятие о товариществе. Там, где родители рано начали проявлять заботу о воспитании Человека, у детей сложился неплохой запас знаний о товарищеских отношениях. Но беда, если в семье не было создано тренирующей нравственной практики. Разговоры о хорошем в ребячьих отношениях не связывались с конкретной жизнью детей. Не были созданы условия для проявления товарищеских чувств к окружающим людям - добра, внимательности, чуткости, сердечности и др.

У ребят, не имеющих товарищей, знания о правильных и достойных отношениях часто не закрепляются поступками.

Ученица 4-го класса Рая на вопрос, почему она подсказывает Наташе, ответила: «А как же, ведь мы с ней товарищи по парте».

Ученицу 5-го класса Лену товарищи по классу видели не раз в подъезде дома с папиросой во рту. Многие знали, что девочка курит, сначала украдкой, а потом и открыто, и даже с некоторой гордостью. Ребята знали о том, что Лена курит, и о том, что это осуждается. Знали и молчали. А когда тайное стало явью, на вопрос учителей многие ответили так: «...Конечно, знали, что это нехорошо, но ведь сказать о Лене, значит стать ябедой(!)...».

Если спросить детей этого возраста, почему они считают товарищами того или иного мальчика или девочку, они нередко скажут: «Он мой товарищ потому, что учимся в одном классе. Мне он не нравится, но в нашем классе лучше нет... Вот и приходится с ним разговаривать...».

«Товарищ он мне только потому, что мы живем в одном доме, гуляем в одном дворе».

Высказывания ребят свидетельствуют о том, что в их сознании нет четкого понимания сущности товарищества, что отношения складываются стихийно, некритично, а потому и приводят к плохим результатам. Отсюда долг учителей и родителей объяснить детям, в чем же смысл настоящего товарищества. Кого мы называем товарищем? Человека, который живет в нашей стране, в нашем городе, учится в школе, работает на заводе и даже живет в какой-то другой стране, но разделяет наши взгляды, идеи, убеждения. Детям нужно показать прекрасные примеры истории, раскрывающие смысл товарищества.

Русские революционеры прошлого века. Что объединяло их? Общая идея - освобождение простых людей от эксплуатации помещиков и капиталистов, Какие благородные традиции зарождались в те времена - быть верным своему долгу, своим товарищам, всячески выручать их, помогать им, поддерживать. Узники, сидящие в тюрьмах, оставались верными идее товарищества и, несмотря на пытки и лишения, никогда никого не выдавали царским властям. Такая твердость духа, верность товарищам-революционерам была свойственна, например, декабристам, осмелившимся поднять голос против царского самодержавия.

Нужно объяснить детям, что такое отношение к товарищам говорит об их воле, смелости, выдержке. Во имя идеи товарищеской солидарности люди шли на верную смерть, так и не назвав имена «зачинщиков бунта» против царя. В этом случае они проявляли себя как настоящие товарищи. Такое отношение не имеет ничего общего с иногда встречающимся некритичным подходом наших детей к поступкам Их товарищей. Укрывательство плохого поступка означает в этих случаях не силу, а слабость характера, воли человека, делает его плохим товарищем, приносящим вред обществу, самому себе и человеку, которого он укрывает.

Настоящий товарищ - первый и лучший помощник в устранении недостатков. Как правило, он первый замечает эти недостатки, смело говорит о них и помогает их исправлять.

Настоящий товарищ умеет уважать людей, он никогда не обидит слабого, не нагрубит окружающим, не откажет в помощи тем, кто в ней нуждается.

Настоящий товарищ помогает всем, кому трудно, при этом особо никого не выделяет. Он с удовольствием играет, весел и вежлив со всеми. Именно такими товарищами бывают ученики младших классов, никого не выделяющие из общего числа ребят (за небольшим исключением). Такая недифференцированность, неразделенность, общность отношений товарищества свойственна детям младшего возраста в силу их физического и психического развития. Особенно это касается первых двух лет обучения. В конце же третьего - четвертого классов у учащихся начинают появляться новые, более сложные отношения. Возникает первая дружба, но она почти не отличается от товарищества. Выделяя из класса тех, кто нравится больше, дети в то же время общаются и с другими учениками. И даже к тем, кто нравится больше, они не проявляют последовательности и особой верности: сегодня они играли с Вовой, а на другой день с Витей. Поэтому отношения между детьми младшего возраста можно назвать товариществом - дружбой.

Тема урока: "Товарищество и дружба". Урок № 5 по теме; время проведения, в соответствии с тематическим планированием – 1-я неделя декабря. Класс: 8, общеобразовательный.

Тип урока: предъявление нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии.

Основные понятия:

Дружба – отношение между людьми, индивидуально-избирательное, добровольное и основанное на взаимной симпатии.

Товарищество – отношение между людьми, обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности.

Внутрипредметные связи: §12 – дружба и товарищество как межличностные отношения, §13 – дружба и товарищество в контексте общения, § 14 – товарищи и друзья как малые группы, § 30 – дружба как одна из ценностей.

Межпредметные связи: литература – отражение в литературных произведениях таких межличностных отношений, как товарищество и дружба; история – роль дружбы и товарищества в судьбе исторических лиц.

Цели урока.

Образовательные:

  1. Опираясь на жизненный опыт учащихся подвести их к пониманию различия понятий "дружба" и "товарищество".
  2. Используя знания учащихся предыдущих тем третьей главы способствовать рассмотрению дружбы как межличностного отношения.

Воспитательные:

  1. Вызвать у учащихся положительное отношение к дружбе при помощи приведения примеров из художественной литературы и истории.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся монологической речи через проведение дискуссии
  2. Продолжить формирование у учащихся навыка сравнения по средством сравнения понятий "дружба" и "товарищество".

Оборудование урока: Учебник.

План изложения нового материала:

  1. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
  2. Юношеский идеал друга.
  3. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием.

Литература для учителя:

  1. Гуревич П. С. Человек. 9 кл. – М., 1991.
  2. Оценка качества выпускников основной школы по обществознанию.// Сост. Л. Н. Боголюбов. – М., 2000.
  3. Программно-методические материалы. Обществознание. 5-9 кл.// Сост. Т. И. Тюляева. – М., 2001.
  4. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

Литература для учащихся:

  1. Аграшенков А. Психология на каждый день. – М., 1997.
  2. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. – М., 1990.
  3. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. – М., 1994.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. (3 мин.) Здоровается с классом: – Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверяет отсутствующих по журналу. Стоя, здороваются с учителем, садятся. Участвуют в перекличке.
2. Мотивационный блок. (5 мин.) Оглашает тему урока и предлагает сравнить понятия "дружба" и "товарищество" при помощи дискуссии: кто согласен, что это различные понятия, а кто – что между ними много общего. По ходу предъявления аргументов той и другой стороны заполняется таблица на доске. Записывают тему в тетрадь.

Участвуют в дискуссии.

Переносят таблицу по мере заполнения с доски в тетрадь.

3. Изложение нового материала. (17 мин.)

а) Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Дает определение товариществу и дружбе на основе заполненной таблицы, внося свои коррективы и выделяя главное. Объясняет, почему товарищество и дружба являются межличностными Записывают определения за учителем.

Слушают объяснение и записывают, что считают

б) Юношеский идеал друга.

в)Несовместимость дружбы с эгоизмом и себялюбием.

отношениями.

Беседует с учениками, просит их дать характеристику идеальному другу, просит дополнить, если кто-то хочет – возразить (опрашивается как минимум 2/3 класса). Подводит итог перечисленным качествам друга.

После подведения итогов беседы подчеркивает, что никто не захотел видеть в своем друге таких качеств, как эгоизм, себялюбие и т.п. Просит учащихся объяснить, почему. Ведет беседу, просит дополнять друг друга. В конце подводит итог.

нужным.

Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

Записывают за учителем итог беседы.

Слушают учителя.

Участвуют в беседе, дополняют друг друга. Записывают за учителем итог беседы.

4. Закрепление. (5 мин.) Задает вопросы, по журнале называет отвечающих:

1. Какими качествами должен и не должен обладать друг? Как эти качества согласуются с товариществом? Может ли товарищ быть эгоистом?

2. Как вы думаете, отличался ли идеал
друга сто лет назад, тысячу лет назад от
сегодняшнего? Чем? Что общего? Будет
ли идеал друга другим через 100 лет?

3. Являются ли два друга малой
группой? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.
5. Социометрия (3 мин.) Раздает учащимся листочки и просит ответить на вопрос: и кого в своем классе Вы можете назвать другом, а кого -товарищем?(не более трех человек)". Отвечают на вопрос учителя на полученном листочке.
6. Проверка д/з. (2 мин.) Просит 5 человек (по журналу на выбор учителя) сдать тетради с домашним заданием. Названные 5 человек сдают тетради, остальные готовят дневники для записи домашнего задания.
7. Домашнее задание. (5 мин.) Зачитывает записанное на доске домашнее задание. Дает свой комментарий: § 15, задания 2, 5. Дополнительно (по желанию) задание 1 (письменно). Записывают домашнее задание с доски. Слушают комментарий учителя.