Повышение пенсионного возраста беларуси в. Белоруссия повысит пенсионный возраст на три года. Трудовой стаж и социальная пенсия

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет - женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 - у слабой.

К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет - мужчины и в 60 лет - женщины.

МВФ о пенсионной системе Белоруссии

Представители Международного валютного фонда (МВФ) высказали свое мнение по поводу возраста выхода на пенсию в Беларуси. Специалисты считают, что правительству не нужно останавливаться в 2022 году на проведенных изменениях, оптимальный пенсионный возраст для страны - 65 лет для всех граждан.

В дополнении к повышению возраста выхода на пенсию в РБ предлагаются следующие меры:

  • отказ от досрочного прекращения трудовой деятельности;
  • обучение предпенсионеров и защита их от увольнения;
  • индексация льгот с учетом инфляции.

МВФ имеет право диктовать свои требования, поскольку является основным кредитором Белоруссии. Условием выдачи займов является возможность влиять на внутреннюю политику государства.

Основными аргументами экспертов за реформирование является большое количество людей пенсионного возраста и недостаток трудоспособного населения. Критичным для экономики и пенсионного фонда является соотношение пенсионеров и работающих, это 1 к 1,5.

Льготные категории

Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:

  • сотрудники предприятий с вредными условиями;
  • госслужащие;
  • матери 5 детей;
  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих;
  • карлики и лилипуты;
  • учителя.

Для них установлен пониженный страховой стаж - 5 лет. Для работников с вредными условиями труда - 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.

Трудовой стаж и социальная пенсия

Пенсионная реформа предполагает не только увеличение пенсионного возраста в Беларуси, но и изменение требований к минимальному стажу. В законе заложена программа его роста с 15 до 20 лет к 2025 году каждый год на полгода.


Речь идет о страховом стаже, в который включаются следующие периоды жизни гражданина:

  • официальное трудоустройство с выплатой страховых взносов;
  • предпринимательская деятельность;
  • больничные;
  • отпуск по беременности и родам;
  • уход за ребенком до 3 лет;
  • уход за инвалидом;
  • служба в армии;
  • получение пособия по безработице.

Учеба в высших учебных заведениях в расчетный стаж не включается. Установлен порог, после которого стаж перестает учитываться для расчета пенсии - 45 лет у мужчин, 40 у женщин.

Тем граждан, кто не успел отработать нужный стаж, положена выплата по старости - 25% от установленного прожиточного минимума.

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.

Размер пенсии рассчитывается на основе зарплаты за последние 24 года, но не больше среднего значения, увеличенного в 4 раза. Средний размер пенсионных выплат составляет 438 белорусских рублей, это 13 724 российских рубля.

Таким образом, пенсионная сфера Белоруссии так же, как и российская, проходит этап реформирования. Главная причина этого - увеличение числа пенсионеров и снижение количества работающих граждан, что негативно сказывается на состоянии бюджета и социально-экономическом развитии страны. В РБ ситуация осложняется тем, что правительство вынуждено выполнять требования МВФ из-за задолженности перед ним. Международные эксперты дают понять, что действующего увеличения пенсионного возраста недостаточно, потребуются дальнейшие изменения.

Стали известны детали программы экономической интеграции России и Белоруссии , парафированной сторонами в начале месяца, но до сегодняшнего дня публично не раскрывавшейся. Речь в ней, в частности, идет о намерении создать единые Налоговый и Гражданский кодексы, а также ввести единый регулятор рынков нефти газа и электроэнергии с января 2021 года. В деталях программы разбирался «Коммерсант».

Как отмечает газета, подобная степень экономической интеграции выше, чем у Европейского союза , и добавляет, что с 2022 года речь может идти о фактически конфедеративном государстве. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской. Учитывая это, пишет издание, при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления.

Стоит отметить, что целый ряд российских экономических и социальных реалий едва ли будет воспринят белорусской стороной. Взять хотя бы ту же пенсионную реформу.

В Белоруссии пенсионная реформа также осуществляется, но не столь радикально, как в России. Как и его российский коллега Владимир Путин , президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил необходимость повышения возраста выхода на пенсию изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

При этом повышение пенсионного возраста происходит поэтапно. Кроме того, вопрос повышения возраста выхода на пенсию был предметом широкой общественной дискуссии. Так, Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый - постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй - до 63/60, третий - до 65/60 лет. Остановились в итоге на первом варианте, поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Отметим также, что в результате в Белоруссии пенсии работающих пенсионеров не ниже, чем у неработающих и регулярно индексируются. Кроме того, значительную долю пенсионных взносов платит работодатель, в то время, как в России это все больше перекладывается на работников.

Судя по всему, это и стало причиной того, что Минску удалось избежать массового недовольства населения пенсионной реформой, и не допустить серьезного падения рейтинга власти, как это произошло в России.

Но что будет теперь? Приведет ли интеграция к унификации пенсионного законодательства? Как это будет воспринято в Белоруссии? Какие еще потенциально раздражающие населения черты российской социально-экономической системы могут быть перенесены в Белоруссию?

Более глубокая интеграция России и Беларуси может пойти по двум основным сценариям, - считает директор Владимир Лепехин - Первый бы я назвал путинским сценарием, второй - медведевско-кудринским.

Путинский (консервативный) сценарий предполагает последовательную экономическую интеграцию в той парадигме, в какой происходит сегодня евразийская интеграция в рамках ЕАЭС, когда сопрягаются первоначально базисные отрасли экономики, а к ним подтягивается по мере созревания и все остальное.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм формирования единого энергетического пространства, вслед за ним - транспортно-логистического, а затем и финансового. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия - это энергетика.

В настоящее время необходимо увязать в один взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Белоруссию в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии и т.п. Если это удастся - власти обеих стран обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

На третьем этапе глубокой интеграции РБ и РФ необходимо приступить к гармонизации бюджетов двух стран и согласованной финансовой политике с постепенным выходом на создание единого ЦБ Союзного государства. Именно переход к формированию единой финансовой системы станет камертоном глубокой интеграции и рубежом, после преодоления которого можно будет говорить о трансформации СГ в конфедерацию.

Медведевско-кудринский (либеральный, прозападный) вариант интеграции России и Белоруссии предполагает иные цели и другую последовательность действий. Очевидно, что жадным до белорусских активов транснациональным олигархам наплевать на интересы российской и белорусской экономик, но распотрошив в свое время Россию, они таким же макаром намерены распотрошить и РБ. Вот почему чиновники медведевского правительства (в значительной степени приватизированного транснациональными компаниями) будут всячески препятствовать интеграции базисных отраслей и оптимизации бюджетной политики двух стран, одновременно стремясь навязать Беларуси приватизацию прибыльных активов, монетизацию социальной сферы, ужесточение пенсионной реформы в том числе, и дезавуируя стремление двух народов к цивилизационному сближению.

Учитывая же, что исполнением требований Путина и Лукашенко будут заниматься в основном чиновники правительства РФ , существует опасность того, что интеграционные задачи, поставленные президентами двух стран, будут не просто провалены, но исполнены с точностью до наоборот: когда идея глубокой интеграции будет полностью дискредитирована в интересах прозападных и русофобских сил. Как это произошло с Украиной, когда вопросами сближения России и Украины занимались такие люди, как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов , направляемые высокими чинами из правительства РФ и МИД России .

Не исключено, что различные коррупционные чиновники РФ будут продавливать выгодные даже не для России, а для отдельных олигархических групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения.

«СП»: - А как насчет той же пенсионной реформы? Удастся ли им продавить ее в Белоруссии?

Какая пенсионная реформа без решения фундаментальных вопросов? Пенсионная реформа в Белоруссии - это медведевско-кудринская диверсия, которая уничтожит Союзное государство.

С моей точки зрения, реальная экономическая интеграция России и Беларуси при сохранении последней своего социального и политического суверенитета как во взаимоотношениях с РФ, так и во взаимоотношениях с Западом, возможна только при новом патриотическом правительстве в РФ и, как минимум, при новом, не прозападном Министерстве иностранных дел в Беларуси.

Полагаю, что руководству Беларуси нужно поставить перед РФ жесткие условия: глубокая интеграция в энергетике и транспортно-таможенной сфере возможна и необходима только по формуле Путина-Лукашенко; интеграция в финансовой сфере и налоговой политике возможна только при смене руководства правительства РФ, интеграции в социальной сфере быть не должно; решения в сфере социальной политики (в том числе - и пенсионная политика) должны быть прерогативой руководства суверенной Белоруссии.

Налоговые системы России и Белоруссии, конечно же, имеют свои различия, но по ряду основных положений они схожи, - отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев .

Например, базовую ставку НДС в размере 20% установили обе страны, хотя в Белоруссии эта ставка более гибкая и там существуют отраслевые исключения, в которых ставка снижается до 10%. Общий налоговый кодекс - это важнейшая законодательная основа для глубокой экономической интеграции. Это позволит на системном уровне избежать поводов для возникновения возможных конфликтов в торговой сфере, ведь сегодня зачастую именно разница между налоговыми системами наших стран закладывает фундамент для разногласий между Москвой и Минском. Именно налоговые маневры позволяют младшим участникам Евразийского экономического союза конкурировать с Москвой. Минск не является в данном случае исключением. Если стороны таким образом смогут урегулировать, например, экспортные пошли и налог на полезные ископаемые, то это снимет периодически возникающую повышенную напряженность во взаимоотношениях между странами.

Что касается пенсионного возраста, то Минск, не исключено, воспользуется возможностью поднять пенсионный возраст до того уровня, который уже установила Москва после своей пенсионной реформы. При таком сценарии белорусским властям будет просто обосновать для своего населения именно такой сценарий.

В Белоруссии в последнее время и так происходит обсуждение сценария повышения пенсионного возраста, один из которых подразумевал как раз российский вариант. А тут появится хороший повод для введения наиболее радикального сценария повышения пенсионного возраста - будет идти ссылка на Москву и на глубокую эконмическую интеграцию, которая происходит между РФ и РБ. Для белорусских граждан главным виновником повышения пенсионного возраста станет Москва, что снимет негатив в сторону самих белорусских властей.

«СП»: - Почему в Белоруссии многие непопулярные реформы осуществляются более плавно, чем в России и не вызывают такой волны недовольства?

Вряд ли можно говорить о том, что в Белоруссии непопулярные реформы проходят более гладко, чем в России. Критика со стороны оппозиционных ресурсов, недовольные комментарии в интернете - эти элементы присутствуют и там. Можно вспомнить и весьма массовые протесты, которые последовали после крайне неудачной реформы по введению в действие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества», призванного бороться с тунеядством. Минск стремился компенсировать социальные расходы, попытавшись собирать дополнительные налоги. Но население восприняло это крайне негативно, так как у граждан наших стран пока крайне актуальной остается историческая память о советском периоде, в котором борьба с тунеядством была одним из элементов подавления свободы граждан.

В России также весьма активно обсуждают, каким образом собирать налоги с граждан, которые скрыты от налоговых регуляторов, но занимающиеся предпринимательской деятельностью. Вполне вероятно, что Минск и Москва объединят усилия по этому направлению, и сценарий Москвы с налогом для самозанятых выглядит более перспективным для внедрения в обеих странах, чем подход Минска по этому вопросу.

То, что мы увидели - это очередной дежурный документ по интеграции, - считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец .

Наблюдая, как Александр Лукашенко старательно подбирает нужные слова, я очень скептически отношусь к тому, что данная программа будет выполнена. Это не первая попытка и все прошлые не были до конца реализованы. В случае реализации данной программы Россия через экономическую интеграцию будет способствовать проведению реформ в белорусской экономике. «СП»: - К чему приведет создание общего налогового кодекса? Кто под кого будет в большей степени подстраиваться? - Изменение налогового законодательства плохой сигнал для бизнеса и инвесторов. Изменение правил игры создает определенные риски. Принятие общего для двух государств налогового кодекса - очень сложный процесс. Пока у меня понимания, как это будет происходить с учетом интересов двух стран, нет.

«СП»: - Если будет такое сближение, то можно предположить, что Лукашенко надо будет и пенсионный возраст подтягивать российскому. А то странно получается, мы выходим на пенсию в 65, они в 63. Пойдет ли на это Лукашенко?

Вопросы пенсионного возраста не самые главные. Чиновники часто говорят о массовых сокращениях, исчезновении тех или иных профессий, но мало кто предлагает места трудоустройства для уволенных граждан. Поднимаясь на высокую трибуну, политики не замечают человека. Новый мировой тренд - переход на 4-дневную рабочую неделю. Считаю данный вопрос должен войти в повестку дня. «СП»: - Какие еще вызывающие недовольство населения факторы российской экономики могут стать белорусской реальностью при углублении интеграции? - Наибольшее беспокойство вызывает коррупция. В Беларуси она тоже присутствует, но другой масштаб.

Постсоветское пространство: Донецк стучится в дверь России, но ему не открывают

Новости Союзного государства: В Кремле прокомментировали новости об интеграции России и Белоруссии

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Пенсионеров все больше, пенсии все выше. Потянет ли экономика?

В конце 2018 года в Беларуси проживал 2 млн 561 тысяч пенсионеров (это 27% населения). Практически все - пенсионеры по возрасту, их 2 млн 102 тысяч человек. При этом в стране каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске , по последним данным - и вовсе каждый третий (35%). С принятием пенсионной реформы в 2016 году число пенсионеров стало закономерно и понемногу уменьшаться.

С принятием решения о повышении пенсионного возраста пошло снижение [количества пенсионеров]. Реформа, бесспорно, оказала свое влияние, - сказала в январе этого года министр труда и соцзащиты Ирина Костевич , передает БелТА. Министр добавила, что главный критерий изменения пенсионного возраста - демографическая ситуация в стране.

Продолжительность жизни повышается во всем мире - и это, без сомнения, хорошие новости. Но есть и обратная сторона медали: люди на пенсии живут дольше, а значит, бюджет тратит на пенсии все больше. Это беспокоит не только наших, но и международных специалистов. Так, эксперты МВФ советуют Беларуси повысить пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам и больше привлекать к работе после 55 лет, ведь они совсем не старики. Иначе стране грозит финансовая нестабильность и снижение уровня жизни.

«Белорусские женщины живут на пенсии около 23 лет, мужчины - только 7»

Некоторые эксперты считают, что еще одно повышение пенсионного возраста неизбежно. Например, по совету МВФ станут ориентироваться на среднюю продолжительность жизни при определении возраста выхода на пенсию или увеличат этот возраст до 65 лет для обоих полов. Но это приведет к тому, что мужчины будут едва доживать до заслуженного отдыха:

У меня нет оснований не доверять советам МВФ, - говорит HR-эксперт и редактор журнала «Отдел кадров» Валерий Кичкаев. - Рост числа белорусских пенсионеров происходит за счет женщин. Мы среди лидеров по сроку жизни женщин на пенсии (в среднем 23 года!) не только потому, что у них довольно высокая средняя продолжительность жизни, они раньше выходят на пенсию по сравнению с другими странами. Намного хуже дело обстоит с мужчинами - они живут на пенсии около семи лет. После повышения пенсионного возраста в Беларуси эти цифры уменьшатся и для мужчин станут критичными.

Мой сценарий развития событий такой: это не последнее повышение возраста выхода на пенсию, и скорее всего, мы остановимся на цифре 65 лет для мужчин и для женщин, хотя для мужчин это будет значить то, что жизнь на пенсии им фактически не светит, но чем-то надо же компенсировать пенсии женщинам.

Есть ли альтернативы? Фактически нет. Хотя главную проблему я вижу в другом. Мир роботизируется, и в нем сложнее будет найти работу не только пожилым, но и молодым. Это действительно глобальная проблема! Что делать? Многие страны видят выход в безусловном базовом доходе. Это определенная сумма (что-то вроде прожиточного минимума), которая выплачивается жителю страны независимо от того, работает он или нет. Речь идет о разных суммах и зависит от страны. Эксперименты проводились как в богатых странах и регионах (например, в Силиконовой долине), так и бедных, например Кении . Кто-то скажет: если человеку давать деньги, то он перестанет работать, а если это безработный - то не станет искать работу. На самом деле эксперименты показывают, что подавляющее большинство людей рационально относятся к БД, например, вкладывают его в собственное развитие или более тщательно ищут работу, не хватаясь за все подряд, кто-то начинает мелкий бизнес и в конце концов бросает нелюбимую работу. Откуда взять деньги? Деньги есть, они тратятся на различные программы социальной помощи и льготы и на целый штат людей, которые в этом задействованы. БД существенно упрощает всю эту громоздкую систему.

«Есть логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст»

Альтернативное решение - менять распределительную пенсионную систему на накопительную. Правда, это очень долгий и дорогой процесс.

У нас ситуация со старением населения соответствует среднеевропе йскому уровню: доля людей старше пенсионного возраста - около 25% населения, - объясняет социолог Елена Артеменко. - И ситуация будет усугубляться: по прогнозу ООН , в Европе к 2050 году эта доля достигнет 35% (в Беларуси - примерно так же). Это происходит не только за счет снижения рождаемости, но и за счет увеличения продолжительности жизни. Поэтому логика в том, чтобы повышать пенсионный возраст, есть, главное, чтобы люди не только жили дольше, но и дольше сохраняли здоровье и трудоспособность. Но наша распределительная пенсионная система с такой высокой долей пожилых людей в перспективе не справится, даже если повысить пенсионный возраст (это только отсрочка, но не решение). Выход в том, чтобы диверсифицировать источники финансирования. Например, базовая минимальная часть - государство, что-то отчисляет работодатель, а что-то - сами работники. И второй момент - если эти накопления заставить работать, инвестировать их (например, создать систему коммерческих пенсионных фондов), они смогут в виде процентов приносить дополнительные средства к пенсии. Но такая реформа - сложная и дорогостоящая, в России ее начинали делать, но пришлось пока свернуть, т. к. для этого нужна благоприятная экономическая ситуация.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Не верю, что дедушек можно переучить

Президент портала «Суперджоб» Алексей Захаров считает:

Проблема в том, что люди за 3-5 лет до выхода на пенсию, а иногда и раньше, останавливаются в профессиональном росте, деградируют и не могут составить конкуренцию более молодым сотрудникам. И потом им все кругом виноваты. То, что такие люди в какой-то момент оказываются без работы, печально, но это объективная тенденция. На производстве обновляют оборудование, и пожилой токарь не может работать на станке с программным управлением, не в состоянии научиться - что же прикажете делать администрации? Ситуация тяжелая, но это жизнь. Если человек с 40 до 60 лет ничему не учился, то никакие попытки переучить его успехом не увенчаются. Способность к постижению новых знаний атрофируется, это мозговая химия. Он не может и не хочет учиться - это его беда. Наверное, дешевле и справедливей поддержать таких людей, выделять им социальные пенсии, если получение трудовой пенсии отодвинулось. Я не верю в эффективность курсов в центрах занятости для старшего поколения, а ведь на них придется тратить большие государственные средства.

А КАК У НИХ?

Польша снизила пенсионный возраст, а остальные наши соседки - повысили

Украина

Повышение пенсионного возраста у наших южных соседей началось в 2011 году. Пенсионный возраст для женщин решили поэтапно поднимать до мужского - 60 лет. А в прошлом году начался второй этап реформы: теперь возраст выхода на пенсию будет зависеть от стажа, который будет постепенно повышаться.

Россия

Пенсионная реформа началась здесь в 2019 году и продлится до 2028-го. К этому времени возраст вырастет на 5 лет для обоих полов: 65 лет для мужчин, 60 - для женщин.

Польша

В 2012 году поляки решили повысить пенсионный возраст до 67 лет для обоих полов. Мужчины должны были начать выходить на пенсию в этом возрасте уже в 2020 году, а женщины - в 2040-м. Но с октября 2017-го его снизили: мужчины могут выходить на заслуженный отдых в 65, женщины - в 60.

Литва

Пенсионный возраст начинается в 62 лет и 9 месяцев, но к окончанию 2025 года его планируют увеличить до 65 лет. При этом с 1 января 2019-го всех граждан младше 40 лет автоматически включили в накопительную пенсионную систему. Теперь им помимо государственной пенсии можно будет получать еще и дополнительную.

Латвия

Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин был одинаковым - 62 года. В соответствии с пенсионной реформой 2014 года пенсионный возраст ежегодно увеличивают на 3 месяца. И к 2025 году он будет уже 65 лет. Страховой стаж для выплаты пенсии к 2025 году увеличат с 15 до 20 лет.

Пенсионным возрастом юридически называется определяемое государством число лет, прожив которое граждане страны конституционно получают право на регулярные выплаты из бюджета республики, именующимися пенсионными пособиями.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с 01.01.2017 по 01.01.2022 . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.

Важно знать, что дата обращения в регулирующее учреждение также определяет дату зачисления на обеспечение государством.


Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962
01.07 — 31.12.2017
55,5
01.07 — 31.12.1962
01.07 — 31.12.2018
56
01.01 — 30.06.1963
01.07 — 31.12.2019
56,5
01.07 — 31.12.1963
01.07 — 31.12.2020
57
01.01 — 30.06.1964
01.07 — 31.12.2021
57,5
01.07 — 31.12.1964 и младше
01.07 — 31.12.2022
58

Таблица выхода на персию в РБ, мужчины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957
01.07 — 31.12.2017
50,5
01.07 — 31.12.1957
01.07 — 31.12.2018
61
01.01 — 30.06.1958
01.07 — 31.12.2019
61,5
01.07 — 31.12.1958
01.07 — 31.12.2020
62
01.01 — 30.06.1959
01.07 — 31.12.2021
62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше
01.07 — 31.12.2022
63

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Пенсионный возраст в мире

Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис 1990-х годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в