Происхождение и развитие психики человека. Происхождение психики; основные этапы развития психики 9 происхождение и развитие психики рисунок


Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.

В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? - или: как развивалась и усложнялась психика? Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии.

Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом.

Единственный путь здесь - найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

Понятно, что если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны с психикой и именно с ней, то можно будет приблизительно сказать, где находится граница, которая разделяет непсихические (допсихические) и психические формы существования материи. В истории естествознания существовали различные попытки "локализовать" психику в природе.

Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" приписывала психику всему живому, включая растения.

Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория "антро-попсихизма": согласно ей психика существует только у человека, а животные, как и растения, только "живые автоматы". Концепция "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т. п.

Во всех этих представлениях критерии психического были внешними по отношению к форме существования организма (предмета). Психика приписывалась какому-либо существу не потому, что оно обнаруживало определенные свойства поведения, а просто потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов; наличие же психики у данного класса постулировалось аксиоматически.

Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных, критериев. Это более современные теории, и все они не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Однако критерии, которые они выдвигают, приводят и здесь к разной локализации "порога" психического.

Вот некоторые из них: способность к поисковому поведению, способность к "гибкому" (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и др.

Нет необходимости сейчас разбирать все эти точки зрения, их сходства и различия. Замечу, что само их разнообразие говорит о том, что мы имеем дело здесь скорее с дискуссионными гипотезами, чем с хорошо разработанными теориями. Однако среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание. Она принадлежит А. Н. Леонтьеву.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ.

Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Почему же оказывается полезным их отражать, или на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами.

Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.

Рассмотрим пример. Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ - поведением. До того процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. п. Теперь появляется как бы вставленная активность.

Она "вставлена" между актуальной ситуацией и биологическим витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, сразу. Представьте себе на минуту, что такой активностью обладали бы растения.

Тогда они должны были бы, например, разбегаться при приближающихся звуках шагов или едущей машины или перебираться к реке в засушливую погоду, а затем возвращаться на места с более плодородной почвой.

Поскольку растения не "ведут" себя таким образом, мы говорим, что у них нет психики. Напротив, практически все животные обнаруживают сигнальное поведение, и на основании этого мы считаем, что у них есть психика.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".

Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Предположение о том, что субъективная форма отражения впервые появляется вместе с реакциями на абиотические раздражители, является очень важной научной гипотезой. Хотя гипотеза Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных.

Этот результат А. Н. Леонтьев "связывает с одним из фундаментальных методологических положений марксистской психологии о том, что ощущение как элементарная форма психического - это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными процессами и не имеет никакой функции. Наоборот, оно составляет необходимое звено условного приспособительного акта. Функция этого "звена" - ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредстоватъ его витальные приспособительные акты.

Перейду к вопросу об адаптивном значении психики.

Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Развивая это представление, советский ученый А. Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды путем изменения строения и функционирования органов и путем изменения поведения без изменения организации.

Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления.

Одно из них состояло в медленных изменениях наследуемых форм поведения - инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменений внешней среды. Ее темпы совпадали с темпами изменения морфологической организации животных. Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению, или, по терминологии А. Н. Северцова, способности к "разумным действиям".

"Разумные действия", по Северцову, - это быстрые изменения поведения, своего рода "изобретения" новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным. Эти действия не должны были фиксироваться, передаваться по наследству, ибо их преимуществом была их высокая пластичность. Поэтому по наследству передавалась лишь способность к ним. Последняя, по мысли Северцова, и определяет высоту психической организации животного.

Многое теперь понимается иначе, чем во времена А. Н. Северцова. Однако его идея о двух различных механизмах развития поведения (путем изменения инстинкта и путем приобретения индивидуального опыта), равно как и самая общая оценка психики как важнейшего фактора эволюции, остаются важными и бесспорными теоретическими положениями.

Итак, еще раз: психика возникла потому, что она оказалась, "могучим средством приспособления животных к окружающей среде".

Значительно труднее ответить на вопрос: как возникла психика? И здесь мы снова попадаем в область только гипотез.

Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. Вот как он описывает главные события этого процесса.

Вполне вероятно, что простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для усвоения этих веществ им достаточно было простой раздражимости.

Если биотических свойств, к которым были раздражимы организмы, было несколько, то витальная реакция на одно из них могла подготавливать (обусловливать) реакцию на другое. Иными словами, уже на стадии раздражимости какие-то свойства могли приобретать двоякую функцию: непосредственного участия в обмене веществ и сигнализации о другом жизненно важном воздействии.

Следующий шаг мог состоять в том, что из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Однако организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раздражимости. Вместе с тем она означала качественно новый тип отражения. Дело не только в появлении ее субъективного компонента: вместе с ней впервые появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

Естественно, что появиться и получить дальнейшее развитие этот тип отражения мог лишь в условиях, где существовала устойчивая связь между объектами или их отдельными свойствами.
Такую устойчивую связь и обеспечивала вещно-оформленная среда.

Теперь обратимся к крупному и очень сложному вопросу о процессе развития психики.

Здесь так же, как и в вопросе о происхождении психики, нет прямых свидетельств, поэтому мы вынуждены строить гипотезы, опираясь на общие соображения и доступный фактический материал. Таким материалом могут служить, с одной стороны, данные палеонтологии.

Однако они настолько скудны и отрывочны, что не позволяют восстановить эволюцию даже морфологических форм, не говоря уже об эволюции психики животных. С другой стороны, имеются данные сравнительной зоопсихологии. Они неизмеримо более ценны, поскольку реально наблюдаемы. Однако нужно помнить, что их значение для восстановления филогенеза психики ограничено.

Дело в том, что ни одно ныне живущее животное, даже самой примитивной организации, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных. Современная инфузория - такой же продукт длительной эволюции, как и современное высшее млекопитающее. Поэтому, "выстраивая" современных животных в некоторую последовательность на основе признаков усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Несмотря на это, главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены.

В качестве таких основных тенденций отмечаются следующие:

Усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

Совершенствование способности к индивидуальному научению;

Усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

Прежде чем перейти к краткой характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях. Первое положение: как показал А. Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных начала складываться в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т. е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

Качественные особенности психики человека, которые решительно выделили его из животного мира. Эти особенности возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития.
Главным событием здесь явилось возникновение сознания.


отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию"

Вся материя обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения , т.е. способностью отвечать на воздействия. Отражение (от лат. - рефлекс).

Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе возникает психика как качественно новая форма отражения. Психика – отражение окружающего мира в мозгу человека.

Переход к психическому отражению становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познание внешних воздействий.

Основные формы поведения животных

Все живые организмы обладают биологической формой отражения – раздражимостью – это способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к значимым факторам называются тропизмами , которые характерны для биологической формы отражениярастений .

Различают:

    фототропизм (тенденция живого организма двигаться под воздействием света)

    термотропизм (тенденция двигаться под воздействием тепла)

    хемотропизм (тенденция избирать определенную химическую среду)

    топотропизм (тенденция к движению под воздействием механического раздражителя).

У животных возникает новая форма раздражимости – чувствительность – это раздражимость по отношению к воздействиям среды , которая ориентирует организм в среде, выполняя сигнальное значение.

Инстинктивное поведение характерно для 1 стадии - элементарной сенсорной психики. Эта стадия низшей ступени эволюционного развития наблюдается у насекомых, червей, улиток, некоторых беспозвоночных. Такому уровню отражения соответствует на низшей ступени развитиясетевидная (у кишечнополостных) и на высшей стадии узловая, илиганглиозная нервная система (у насекомых).

У насекомых существует сложная форма поведения на условия среды – инстинкты – врожденное, автоматическое поведение. Инстинкт ограничен.Инстинктивные действия строго приурочены к определенным условиям, они теряют целесообразность, как только изменяются стандартные условия. Например, лягушка ловит насекомое, если оно мелькает перед ней, если двигать на опыте бумажкой, то она также кинется. Или паук: как только насекомое попадает в паутину, паук направляется к нему и начинает опутывать соей нитью. Что вызывает эту деятельность паука? Опытным путем установлено: для паука важна вибрация, производимая крыльями насекомого, которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве.

Виды инстинктов : охраны потомства, половой, пищевой, защитный.

Развитию инстинктов способствует опыт, который приобретается в процессе индивидуальной жизни особи.

Чем выше в эволюционном ряду находится животное, тем более сложными могут стать выработанные условные связи и тем более пластичными они оказываются.

У рыб условные связи образуются быстро. У щуки, например, легко вырабатывается условный охотничий рефлекс на рыбок. Угасить его трудно. В эксперименте рыбок отделяли стеклом от щуки, но она долго билась о стекло, пока не образовалась новая временная связь, которая также долго не снималась: стекло убрали, а щука не реагировала на рыб, плавающих рядом.

Следующая стадия эволюции перцептивная психика, (перцепция - восприятие). Животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы –ЦНС .

Наряду с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки , усвоенные в процессе жизни. Навык – действия, в основе которых лежат условные связи и которые функционируют автоматически. Явно выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору головного мозга. Для их поведения важную роль играет анализ и синтез не отдельных свойств среды (температуры, света, запаха), а предметных ситуаций. Например, если перед курицей насыпать зерно и перед ним поставить рамку с сеткой, то она будет биться о сетку. А более высокоразвитые птицы (ворона, сорока) в этой ситуации после неудачных попыток обегут преграду и схватят добычу.

Т.е. в случае с курицей поведение определяется инстинктивной программой, основанной на врожденных, безусловных рефлексах, а в случае с вороной – действие происходит в результате анализа и синтеза ситуации (навыков, основанных на приобретенных, условных рефлексах). Этот тип поведения проявляется у млекопитающих, когда животные анализируют ситуации, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды. В опыте с цепной собакой : перед ней клали мясо, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо привязывали к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После неудачных попыток собака случайно подтянула веревку и овладела мясом. Это движение закрепилось и она уверенно подтягивала веревку с пищей. Затем веревку положили дальше на недосягаемое для передних лап расстояние. После некоторых неудачных движений передними лапами собака изменила поведение, она перевернулась и наступила задней лапой на веревку. Этот факт подтверждает положение о том, что усвоенные животным навыки могут переноситься в измененную ситуацию.

Таким образом, навыки могут существенно отличаться друг от друга: в одном случае по своему автоматизму они приближаются к инстинктам, в другом – к интеллектуальным проявлениям.

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Например, прибор состоит из 2 полых трубок со стеклянным переходником. На глазах у вороны в первую трубку вводилось на веревке мясо. Птица видела, как мясо входило в трубку, появлялось в стеклянном просвете между трубками и снова скрывалось во 2 трубке. Ворона тут же бежала ко 2 трубке и дожидалась появления мяса. (Так поступали и кошки, и собаки).

Т.е. высшие животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить (предвидеть) результат данной ситуации, т.е. учесть, где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является типомразумного поведения .

Приматы занимают особое место в наивысшем уровне развития перцептивной психики. Их привлекает манипулирование не только пищевыми объектами (как другие млекопитающие), но и с другими предметами. Эта активность расширяет круг восприятий у обезьян, увеличивает запас опыта и создает большую базу для формирования навыков, для зарождения сложных форм поведения.

Шимпанзе, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом животное различало форму, толщину, длину предмета. Если не было подходящего предмета, то обезьяна обрывала стебли с ветки, выпрямлял скрученную проволоку, т.е. обезьяна изготовляла «орудие». Но изготовленное орудие животные не берегут, впрок не изготавливают. «Орудие» возникает у обезьян в процессе ее непосредственного действия и сразу исчезает, не передается потомкам (в отличие от человеческой деятельности).

Характерной особенностью высших обезьян является подражательность. Например, обезьяна может подметать пол или смачивать и отжимать тряпку, но эти действия имеют примитивный характер: они подражают не результату действия, а самому действию. Поэтому, «подметая», обезьяна перемещает мусор с места на место, а не убирает его с пола.

Итак, все формы отражения – тропизмы, инстинкты, навыки, интеллектуальные действия, резко не ограничиваются. Существует единая линия в животном мире: инстинкты, например, обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты.

Развитие психики на уровне человека приобретает другие формы. Оно идет за счет развития мышления и сознания.

Является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, - это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Интериоризация - фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций...

https://www.сайт/psychology/17514

Взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и глубже связывается со все более широкой сферой действительности. В ходе развития психики , по мере перехода к высшим ее ступеням, прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не... этой теории служит то бесспорно верное положение, что в развитии психики человека весьма большую роль играет речь. Однако эта теория не способна дать сколько-нибудь полного научного...

https://www.сайт/psychology/17314

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне...

https://www.сайт/psychology/14922

А также перспективы реального обретения бессмертия. Дальнейшей эволюционной ступенью развития духовной психики является божественная психика . Это то же самое, что духовная психика , только она имеет гораздо большие возможности за счет того... решает любые проблемы перенаселения и нехватки территории и ресурсов. В заключение статьи хочу дать перспективы развития божественной психики в абсолютную метапсихику. Для этого необходимо осознать сам принцип вечного и бесконечного психического взаиморазвития. ...

https://www.сайт/psychology/17795

В 1973 г. им была присуждена Нобелевская премия; К. Фриш). Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики , раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики . Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И. Тэн, известный французский философ...

https://www.сайт/journal/129711

Понять самое явление, природу существ. По отношению к воспитанию детей признается та же истина: чтобы с успехом воздействовать на детей, укреплять их силы, нужно предварительно знать историю их развития ». Знание психологии ребенка, происхождения и первоначального развития психики стало рассматриваться как неоценимое средство познания человека и решения основополагающих философских вопросов. Накопление фактов об особенностях детского...

https://www.сайт/psychology/17478

Предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития - единство строения и функции - получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры...

https://www.сайт/psychology/17359

Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных...

В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также как процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития живых существ их способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики – нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Раздражимость – основное свойство живых организмов – способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологическими) изменениями. Включает в себя множество реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализированными реакциями человека.

Выделяют несколько форм активности живого: 1) тропизмы (от греч. tropos – «поворот», «направление») – изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (света, притяжения земли, химических раздражителей); 2) таксисы (от греч. taxis – «порядок», «расположение») – ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденная способность к пространственной ориентации живых организмов в сторону благоприятных, жизненно необходимых элементов окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinctus – «побуждение») – генетически запрограммированное поведение, которое проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus – «отраженный») – форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

У высокоорганизованных животных возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Наиболее высокоразвитые животные способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Развитие психики в онтогенезе – процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой, а также процесс формирования основных структур психики.

Основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные, знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его сознание и личность.

Исследованием онтогенеза занимается возрастная психология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития.

Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии.

Психологический словарь – Психика – общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания.

2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики.

Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3) Дуалистическое понимание.

Существуют разные подходы к пониманию психики:



1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт)

2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм)

3. Свойство живой природы (биопсихизм)

4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин)

5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов)

6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев – психика – это энергия.

Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность.

Происхождение психики.

Начала – материальное, идеальное, дуалистическое.

Идеальное – Пьер де Шарден.

Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Концепция Фабри и Леонтьева (матер.)

1) Стадия элементарно-сенсорной психики

а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды.

2) Стадия перцептивной психики.

а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков.

б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению.

в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины.

Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир.

Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров.

Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности.

Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального.

Идеальное – есть отражение материального.

Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке).

Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю.

Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения.

Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия.

Внешняя среда – отражается в образах и понятиях.

Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка.

Внешнее отражение связано с побуждением к действию.

Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы.

Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики.

1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества.

2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость.

3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер.

4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева)

Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению).

Леонтьев: Возникновение психики.

Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды.

Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения.

Главенство деятельности в развитии психического отражения.