Проведение утренника в детском саду. Сборник методика организации и проведения выставок, концертов, конкурсов и клубных дней. Специфика организации и проведения праздников

Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все концентрированно, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму (А.В.Луначарский).

Праздник – своеобразная форма организации жизни и деятельности коллектива, которая имеет большое воспитательное значение, так как знакомит воспитанников с жизнью своего края, страны, обогащает яркими образными впечатлениями, вносит в жизнь коллектива радость, дает возможность весело и культурно отдохнуть. Подготовка и проведение праздника активизируют детей, повышают общий тонус жизни и тем самым оказывают благоприятное воздействие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Праздник – это ожидание завтрашней радости, взаимное обогащение, проявление творчества, впечатления и открытия. Включаясь в подготовку праздника, младшие школьники обязательно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, эмоциональная насыщенность, красочность театрализованных представлений и праздников формируют морально-эстетические чувства: радость, гордость, восхищение, восторг. Долг педагога – ввести детей в мир духовных ценностей, научить удивляться многоцветью жизни, получать наслаждение от общения с искусством. При этом, чем шире используемая педагогом палитра средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение педагога с воспитанниками, тем чище атмосфера в коллективе: у ребят есть общие заботы, переживания, им есть о чем поговорить, обсудить, есть чему поучиться у других. Впечатление, – писал Ш.А.Амонашвили, – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Одно из основных условий успешного проведения праздника является четкая его организация.

Для проведения праздника создается комиссия (совет дела), которая не позже чем за месяц до праздника составляет подробный план его проведения. В плане должен быть отражен весь ход подготовки, предусмотрены мероприятия, связанные с его проведением, определено содержание, формы и методы работы учащихся. В плане указываются лица, ответственные за разные участки предпраздничной работы.

Важной особенностью плана подготовки праздника является продуманное распределение творческих заданий всем первичным коллективам. Это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности. Подготовленный план обсуждается и утверждается на заседании совета дела. После этого он вступает в силу.

Участие в подготовке праздника детей разных возрастных групп создает в коллективе особый настрой, атмосферу близости, делового сотрудничества педагогов и воспитанников, объединяя их как соучастников, равных партнеров организации общего дела.


Создание радостного предпраздничного подъема в коллективе является важным психологическим фактором, который обеспечивает педагогам успешное решение многих педагогических проблем.

Праздник обычно содержит три части , каждая из которых вносит свою долю в общее содержание.

В первую часть включаются все торжественные моменты: поздравление с праздником, подведение итогов работы, награждение победителей соревнования, выступления почетных гостей и т.д.

Вторая, художественная часть , подаваемая по возможности в неожиданных, ярких формах раскрывает саму идею праздника, обогащает воспитанников яркими впечатлениями. Нередко эта часть строится в форме концерта художественной самодеятельности, концерта-сюрприза первичных коллективов.

Третья часть может состоять из массовых танцев, игр, аттракционов, конкурсов.

Большую роль на празднике играет искусство , которое должно быть представлено в разных видах и формах. Музыка, танец, живопись, театрализация украшают праздник, делают его веселым, интересным. Праздничное оформление помещения, звуки веселой музыки создают хорошее настроение, заставляют учащихся почувствовать, что они пришли именно на праздник, где все не так как в будни, где все интересно, необычно, где их ждет много приятного и радостного.

Проведение праздника должно быть продумано до мелочей : вход в зал, рассадка по местам, порядок выступлений, выход из зала после окончания праздника – все это нужно детально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушили праздничного настроения участников.

Несмотря на то, что проводится большое количество разных по своему характеру и тематике праздников, каждый из них готовится с учетом общей методики. Вместе с тем, праздник в зависимости от его предназначения имеет некоторые особенности в его подготовке и проведении.

К примеру, остановимся на некоторых особенностях фольклорного праздника.

Самобытность народных праздников и обрядов, обусловленная включением и их содержание торжественных ритуалов, действий, устного народного творчества, воспринимается сердцем, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу личности . Причем вместе с красотой художественного народного творчества учащиеся усваивают и национальные черты трудолюбивого, влюбленного в свой край народа: гостеприимство, жизнелюбие, оптимизм, справедливость, религиозность, доброту, любовь к природе и др.

Народные праздники и обряды белорусов подчинены годовому календарю.

Работа по подготовке фольклорного праздника делится на несколько этапов. Первый – изучение литературы, подбор текста, песен, инструментального и хореографического материала. Можно провести специальную работу по сбору праздничного фольклора определенной местности, сделать записи народных песен в исполнении талантливых коллективов художественной самодеятельности, отдельных исполнителей.

На праздник приглашаются гости – родители, бабушки, дедушки, народные исполнители, мастера художественных промыслов, народные музыканты.

Второй этап – вступительная беседа , цель которой – рассказать о сущности праздника, заинтересовать его подготовкой. Третий этап непосредственная разработка сценария , подготовка костюмов, ведущих, оформление помещения. Главное в разработке сценария – ярко подчеркнуть главную идею праздника, тщательно проработать сюжетную линию, композицию , последовательность действий.Сценарий фольклорного праздника обязательно включает театрализацию, хороводы, народные игры и танцы, шуточные приговоры, пословицы, поговорки. Важным условием успешности проведения праздника является подготовкаведущих , их владение языком, способность к импровизации, эмоциональному заражению.

При проведении фольклорных праздников в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей: конкретность мышления, импульсивность, эмоциональность, особенности мировосприятия.

После проведения праздника надо дать возможность детям обменяться мыслями, высказать свои впечатления, чувства, пожелания.

Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива и он нужен как исполнителям так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении двух, трех и более месяцев. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей. Сумеет ли коллектив за такой маленький кусочек жизни на сцене создать атмосферу тепла, доверия, творческого уюта, сумеет ли увлечь слушателя своей программой - именно от этого зависит перспектива данного коллектива.

Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса. Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.

Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны. Это концертные программы, рассчитанные на большую зрительскую аудиторию и камерные выступления, обращенные к не столь многочисленной публике. Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год - в торжественнойобстановке. Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связис этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективнаяформа нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.

Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта, показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы.

Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально- психологическоеи физиологическое состояние.

Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интефицируется воспитательный процесс.

Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.

Виды концертной деятельности.

1. Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

2. Отчет - ознакомление с достижениями коллектива художественной самодеятельности в целях информации населения, повышения его культуры, а так же пропаганда отдельных видов любительского творчества, освещения и анализа их предварительных или окончательных результатов.

3. Конкурсы - познавательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их групп в какой-либо области народного творчества.

4. Смотры коллективов художественной самодеятельности - публичный показ достижений и результатов деятельности коллективов художественной самодеятельности, групп и отдельных исполнителей с последующейоценкой достигнутого уровня и награждения победителей. Смотры также проводятся по отдельным жанрам и по общему творчеству.

5. Фестиваль (праздник искусства) - массовое празднество, смотр достижений профессионального, самодеятельного и художественного творчества. Организация этой работы - сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания соответствующей методики, владения специальными навыками и умениями, определенных личностных свойств и характеристик.

Специфика воспитательной работы в самодеятельном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных коллективов в ее проведении и обеспечении.

В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться Красный день календаря, литературный юбилей, вечер отдыха молодежи - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Часто праздничные концерты являются художественным продолжением торжественного вечера, а и иногда самостоятельными развлекательными программами. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров. А каковы особенности тематических концертов, посвященных литературным, музыкальным датам?

Есть поэты и музыканты, творчество которых нашло отражение в произведениях искусства самых различных жанров.

Например, Александр Пушкин. Сколько романсов написано на тексты его стихов, сколько опер и балетов создано на сюжеты его произведений! Если позволяет оборудование зала, в концерте можно использовать отрывки из фильмов, поставленных по пушкинской прозе, и из кинокартин о самом поэте. Хорошо, конечно, включить в программу сцены, из пьес Пушкина. Такой концерт будет чрезвычайно насыщенным по материалу и, несомненно, вызовет интерес зрителей.

Программу можно построить либо по принципу разнообразил тем и проблем, затрагиваемых в творчестве поэта, либо по хронологическому признаку. Надо подготовить и текст, который бы сжато, но ясно комментировал каждый номер.

Очень важно, чтобы текст конферанса (ведущего) тематических концертов постоянно удерживал внимание зрителей в определенном русле основной темы.

Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.

В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Если это оркестр, то для разнообразия программы можно включить пьесы с солистом, ансамбли и солирующие произведения. Например, первое отделение может быть классическим, а второе народным. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.

Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.

Что касается выездных концертов. Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки инструментов, костюмов и участников. Лучше, чтобы руководитель уже побывал в том месте, где будет проводиться концерт и прорепетировал с оркестром. Это делается для того, чтобы узнать акустику зала; как расположить инструменты, чтобы они звучали; узнать где на сцене находятся розетки; сколько микрофонов имеется в наличии или вести аппаратуру свою. Руководитель должен вести себя собранно и спокойно. Он должен назначить ответственных за количество костюмов, пультов, нот, инструментов, медиаторов, чтоб не чего не искать в последний момент.

По приезду он должен провести беседу с участниками, психологически настроив их на концерт. Перед самим концертом, за пол часа, на сцене уже должно все стоять: стулья, пульты, папки, инструменты.

Выездные концерты могут быть самыми различными по виду, их особенностью является «пропаганда своего искусства» в чужом учреждении культуры.

Есть еще вид концерта который называется «капустник» - это шуточное или сатирическое представление, которое обычно готовится для "закрытого" вечера, т.к. в «капустниках» затрагиваются, как правило, темы внутренней жизни данного коллектива.

Кроме полуимпровизационной драматургии, «капустник» отличается от иных форм эстрадного представления и основным принципом сценического воплощения. Исполнители лишь внешними признаками, очень условно обозначают характеры действующих лиц. Все перемены оформления производятся открытым приемом, места где действия зачастую определяются одной - двумя деталями, понятными только осведомленной аудитории. «Капустники» более импровизационны и условны не только в текстовой части, но и в исполнительской. Они увлекают не только юморным содержанием, но и тем, что среди действующих лиц обязательно присутствуют лица всем знакомые, занимающие подчас даже довольно высокое положение в данном учреждении. Дружеская пародия друг друга, дружеский шарж всегда воспринимаются легче и с очень большим интересом.

Эстрадное обозрение. Но не путайте его с эстрадным концертом. Эстрадный концерт, как правило, обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанром. В них много юмора и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные жанры»: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

В эстрадном обозрении (эстрадном спектакле) подобные же номера объедены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в свою очередь в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер. Особое внимание нужно обращать руководителю, как организатору досуговых программ, на четкость переходов от номера, к номеру, от эпизода к эпизоду. Тщательно отработать с исполнителями темпоритм их появления на сцене и их ухода со сцены.

Специально выверяйте тексты интермедий, учитывая реакцию зала. Бывает, что исполнители, хорошо подготовленные в драматическом коллективе для участия в спектаклях, в эстрадных шуточных номерах плохо доносят текст, проходят мимо каламбуров, реприз и т.д.

Постановочно-организационная работа.

Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, участники массовых сцен, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.

Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.

Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).

Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.

Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.

Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.

Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.

Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.

Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.

Партитура концерта.

Чтобы успешно осуществить концерт, режиссеру постановщику необходимо держать в памяти буквально все слагаемые концерта. Любая упущенная во время работы над концертом «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно у режиссеров профессионалов отменная память, но иногда и она может подвести.

Для того, чтобы избавить себя от случайностей, им создается «партитура концерта» или «постановочный план». Такая партитура не только дает представление, из чего складывается каждый момент концерта в их последовательности и временной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каждой службы. К тому же партитура значительно облегчает и ускоряет создание постановщиком так называемых «выписок» - последовательного описания содержания и порядка работы каждой службы (реплики и действия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления и закрытия занавеса и т.д.)

В ней фиксируется кому и какие нужны костюмы, реквизит, что происходит в каждый момент действия за кулисами и на сцене.

Как выглядит партитура концерта?

Это своеобразное графическоеизображение концерта, в котором по горизонтали описаны действия всех участников концерта и помощников в определенный момент, а по вертикали - порядок действия и его временная протяженность.

Методика организации праздников в детском саду.

Подарить детям праздник…. Легко это или трудно? Легко, если ты этого хочешь. Ведь ребенок воплощение радости в этом мире. Праздник должен дать ребенку возможность полноценного его проживания, самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия. Трудно? Да! Потому что это итог долгой многоплановой работы, синтез различных видов деятельности. Мелочей на празднике не бывает и, чтобы подарить настоящий, яркий, запоминающийся праздник, который открыл бы индивидуальный мир ребенка, заставил зазвучать его внутренний мир - большой труд. Любой труд, когда ты делаешь что-то с удовольствием, энтузиазмом, принесет всем радость.

При подготовке к празднику музыкальный руководитель может воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • Планировать праздники в конце предыдущего года;
  • Собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);
  • Обсуждать праздник по - деловому;
  • Собирать репертуар для выступлений из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив 1-2 новых;
  • Не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми;
  • Тщательнее готовить взрослых! Они должны знать все движения в играх, слова и движения в песнях, танцах. Их движения на праздниках должны быть упреждающими! (воспитатель чуть раньше меняет движения в танце, хороводе, чтобы дети, глядя на него могли следовать вовремя за ним;
  • Применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения
    (если всем детям на новогоднем празднике хочется рассказать стихи Снегурочке и Дед Морозу, но это удлиняет праздник, то нужно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание.)
  • Дети на празднике показывают не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а ощущают себя участниками события, получают радость, усваивают смысл сценария;
  • На празднике нужно соблюдать щадящий режим, не подвергая детей эмоциональному стрессу, заранее дети могу видеть элементы костюмов персонажей, частично оформленный зал.
  • Ведущий на празднике – главный герой. Он следит, чтобы не было заминок, может помочь актеру, забывшему слова, он создает атмосферу праздника (не эмоциональный ведущий - праздник провален, не спасет даже самый прекрасный сценарий.) Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, с особым настроением завершает праздник, подводит итог всему мероприятию.

Работа над праздником как формой организации досуговой деятельности детей всегда была объектом пристального внимания ученых, педагогов и психологов. При проведении этой работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях;
  2. основой детского настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность»;
  3. развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание

Между всеми участниками праздника;

4.дифференцировать детей по склонностям и способностям;

5.позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества

Праздник дело коллективное, один человек не может справиться с этим. В коллективе должны быть распределены обязанности, кто за что отвечает: одни делают декорации, другие играют роли, третьи помогают на репетиции, четвертые отвечают за костюмы. В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они важны для успеха. На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Выготский Л.С. указывал, что праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда он окажет на них эмоциональное воздействие. Главное вовлечь детей в атмосферу подготовки и ожидания праздника. Дети рисуют декорации, делают элементы костюмов, продумывают музыкальное оформление праздника, движения в танцах. Главное – вовлечь всех детей в атмосферу праздника.

На втором этапе нужно создать празднично - торжественную атмосферу перед самым началом. Убедить родителей - приводить детей в группу заранее, чтобы было время спокойно переодеться, вспомнить роли, полюбоваться на себя в зеркало, услышать от воспитателя и музыкального руководителя последние напоминания и указания. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить детей, не давать им лишней нагрузки после праздника, а предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя их нервную систему. Воспитатель должен перед входом в зал настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросив их мнение о празднике. На заключительном этапе, который можно назвать «проводы праздника» педагоги, наблюдая за детьми, прослеживают степень усвоения праздника:

  • какое мнение у детей осталось после праздника и стало через несколько дней;
  • разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника;
  • насколько информированы родители о празднике и каково их мнение

Педагоги делают выводы об эффективности участия детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы нужно использовать перед проведением следующего праздника.

И вот праздник продуман, организован, проведен. Огромная награда для организаторов праздника, блестящие от радости и переполняющих эмоцией глаза детей, восторг и благодарность родителей.

Так давайте совершать это прекрасное чудо - дарить праздник детям , большим дружным педагогическим коллективом единомышленников.


В дошкольном учреждении составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы. Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

методика организации и проведения праздников и развлечений.doc

Картинками

Экскурс в методику проведения праздников и развлечений В дошкольном учреждении составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно­эстетического воспитания. Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы. Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Действие сценария должно подчиняться следующим требованиям: 1.Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим. 2.Действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания. 3.Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой. 4. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария. 5. Заключительная часть (финал) ­ это проявление активности всех участников. В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца ­ смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных видов не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.

Задолго до праздника на педагогическом совете вместе с заведующей детским садом, воспитателями и музыкальным руководителем обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней: планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни, программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, вестибюля, участка, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д. Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей. Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально­физиологической нагрузки. Длительность утренника - 45-50 минут (в старших), 35-40 минут (в младших группах). Превышать ее не имеет смысла: на 12-14­й минуте малыши и на 25-30­й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:

Младшая группа: ­ 2 песни 2 танца общих; 1 игра общая; аттракционы. 2 стихотворения индивидуальных. Средняя группа: 2 песни общие 1 ансамбль; 2 танца общих 1 танец для девочек; 1игра; аттракционы; 4 стихотв.индивидуальных. 3. Старшая группа: песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло; танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; Игра музыкальная; аттракционы. 6 стихотв. индивидуальных 4. подготовительная к школе гр.: ­ песни ­ песни ­ 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль; танцы – 1­2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых; музыкальный игры ­ 2;

стихи индивидуальные ­ 8. Конечно же, если дети способные, то и репертуар стараешься немного расширить. Не забывайте, что в каждом утреннике плюс еще и сказочка или инсценировка с участием детей. Главное, чтобы у детей, на протяжении всего праздника, "НЕ ПОТУХЛИ ГЛАЗКИ". Вот для этого мы с вами и призваны всё просчитывать: репертуар, переодевание.... В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз). Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает. Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей - все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами. На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки­драматизации. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально­творческие способности. Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей­ детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было. Труд детей, занимающий достойное место в воспитательно­образовательной работе детского сада, накануне праздника приобретает особое значение. Педагоги включают в план воспитательной работы занятия, на которых совместно с детьми мастерят поделки и украшения для игр, танцев и хороводов (звездочки, цветы, значки, флажки, ленточки, веточки и др.). Сделанные собственными руками, эти поделки и украшения дороги детям. С большой радостью они играют и танцуют с ними на празднике, а потом берегут их, используют в послепраздничных играх. Заведующий детским садом ежедневно проверяет ход подготовительной работы, помогает коллективу. Только такая четкая организация дает возможность своевременно и спокойно подготовиться к празднику. Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданны и

сюрпризны. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, поднимается. В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; несомненно, каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из­за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты. Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий» Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие­то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий

не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты. Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки». Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках ­ порвутся, атрибуты сломаются и пр. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике. Детям необходимо знать некоторые из них: ­ говорить не громко (не кричать); ­ ходить спокойно (не бегать); ­ помнить для чего мы находимся в зале; ­ смело показывать свои способности; ­ заботиться друг о друге (не обижать); ­ помогать друг другу (не смеяться); ­ внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому); ­не отвлекаться на родителей. Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант ­ чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья

девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей. Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Проходит обсуждение утренника и среди педагогов.  Удачно ли он был построен утренник?  Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.  Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей - подбором праздничной музыки и ее исполнением.  Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации.  детей.  Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей.  В чем проявилось творческое развитие детей.

 Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось. Как реагировали они на выступления взрослых. Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления   детей. Музыкальные развлечения проводятся 2раза в месяц. Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели. Вокруг этого дня всегда должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза. Виды и формы развлечений Виды их зависят от характера участия в них детей:  развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей;   где дети сами активные участники и исполнители участие принимают и взрослые, и дети. Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности.         Концерты Музыкально­литературные композиции, Музыкальные игры и игры­забавы Новая игрушка ­ это развлечение для младших групп. Инсценировки, игры­драматизации, спектакли кукол Театр игрушек, кукол и картинок Танцевальные и оперные миниатюры Аттракционы, соревнования Литература

Праздник - это вид совместной деятельности детей ивзрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциаломи решающий сразу целый комплекс образовательных задач.

Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации.

В настоящее время праздники становятся мероприятиями, а не особыми событиями в жизни детей. Поэтомусегодня необходимо уделитьособое внимание культуре проведения праздников.

Авторы образовательной программы «Березка»(С.А. Трубицына.В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич) считают, что «праздники - это неотъемлемая часть культуры народов. Они возникли не случайно, поскольку являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Кругооборот года, значительные,выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности: семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей, - во время праздника оживают вновь в одухотворенной форме. Так образуется память поколений: культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность (Дни рождения). В ходе праздника все участники становятся причастными к особым событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится Событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников».

Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

Можно выделить следующие виды праздников:

Календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, праздник весны и т.д.

Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

Международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

Бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник группы и т.д.

Праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей» и т.д.

При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.

Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства, танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей эстетические чувства и эстетическое мировосприятие. Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника.

Детский праздник может проводиться в разных формах:

Утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника - стихи, песни, танцы, игры и т.п.;

Как музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного;

Праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями);

Комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей, День защитника отечества и др.;

Спектакля на основе литературного или музыкального произведения;

На основе фольклорного материала, при проведении которых важны знания детей о народных традициях;

Экскурсий с выступлениями детей, например, Международный день музыки в музыкальной школе и др.

Степень участия детей в празднике также различна: в одних случаях дети принимают самое активное участие, выступают с отдельными номерами, участвуют в играх, хороводах, аттракционах, например, в Новый год, в Международный женский день, праздник выпуска в школу. В других - взрослые выступают главными исполнителями, например, в фольклорных праздниках, День победы и др.

Праздники не должны напоминать показательные отчетные мероприятия, предназначенные для демонстрации родителей достижений воспитанников. Родителей и других взрослых членов семей воспитанников необходимо вовлекать в процесс подготовки и проведения праздников.

Подготовка и проведение праздников требует четкой организации действий всех его участников.

В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Программу составляют таким образом, чтобы в нее можно было внести изменения. Обсуждается и утверждается программа на методическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, учит песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают программу праздника, расположение детей, последовательность детских выступлений и сюрпризных моментов.

Педагоги должны руководствоваться разумным подходам к организации праздника, продумывая заранее и планируя все этапы подготовки. При этом не следует забывать о том, что праздник проводится, прежде всего, для детей, для того, чтобы доставить им радость.

К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа.

Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия за 1,5-2 месяца до праздника. Распределение музыкального репертуара позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

Если в празднике участвуют не одна, а две близких по возрасту группы, достаточно одной-двух сводных репетиций, продолжительность которых не должна превышать в среднем 15 минут. На таких репетициях исполняются лишь общие песни, пляски и построения. Остальной репертуар разучивается на занятиях по подгруппам или индивидуально.

Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. В роли ведущих могут выступитьи дети старших группах вместе с музыкальным руководителем. На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в качестве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым.

Очень важно привлекать детей к оформлению зала и группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию, оригами и т.д.).

При оформлении помещения к празднику следует помнить об основных правилах. Дизайн должен:

отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

развивать художественно-эстетический вкус;

создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

При подготовке к празднику нужно обеспечить выполнение санитарно-гигиенических правил (уборка помещения, организация праздничного обеда). Кроме того, желательно, чтобы в дошкольном учреждении в этот день были праздничный завтрак, обед и полдник. Это позволит сформировать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в соответствии с которыми положено, чтобы стол был покрыт скатертью, празднично сервирован и т.д.

Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник родителей, так как дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос, и он может быть решен положительно, если в группе назначен карантин в связи с инфекционной болезнью. В других случаях лучше, если на праздники будут приглашены гости, которые станут активными участниками веселья. Совместные переживания детей и взрослых сближают их; родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, родители заботятся о них, интересуются ими и стремятся помочь.

Музыкальный руководитель, воспитатель и руководитель дошкольного учреждения обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями. В беседах они обращают внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Желательно поручить одному из родителей (сотрудников), владеющему технологией видеосъемок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении залаи т.д.

Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребенка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:

яркое и торжественное начало праздника;

развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея,
предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок,
сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов, которые
идут по линии увеличения эмоционального подъема;

кульминацию, в конце которой, как правило, вручаются подарки,
которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).

Музыкальный руководитель, воспитатель или педагог продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затягивался по «техническим» причинам.

Праздники можно проводить в утреннее время (младшая и средняя группы) или во второй половине дня (старшие группы). Их продолжительность в старших группах составляет 45-50 минут , в младшей и средней группах — 30-35 минут. Достаточно сложно объединить на утреннике детей разных возрастов (малыши быстро утомляются, им тяжело принимать участие в праздниках, где действие длится 50-60 минут).

Структура праздника:

  • танцы народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные;
  • пение: хоровое, сольное, дуэт;
  • художественное слово;
  • инсценирование стихов, сказок;
  • постановка пьес: детская опера, музыкально-пластический спектакль;
  • шутки, репризы, сюрпризы;
  • игры (подвижные, музыкальные и др.);
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • оформление зала;
  • привлечение родителей.

При составлении сценария и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие. При подборе песен надо учитывать направленность праздника. Сейчас появилось очень много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5 песен.

Особое внимание следует уделить использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. Кроме того, каждое произведение записано в авторском исполнении, и не всегда дети могут почувствовать, как следует его исполнять, а воспитатель вынужден при помощи счета, движений рук, голосом помогать им.

На праздниках лучше всего использовать «живую» музыку . Музыкальный руководитель чувствует не только исполняемое музыкальное произведение, но и то, как дети передают его голосом или движением. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально исполняют произведение. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса.

Использовать аудиозаписи нужно умеренно , осторожно и грамотно в начале или конце праздника, при выходе сказочных героев, роли которых исполняют взрослые, в сюрпризных моментах.

Включая в сценарий праздника выступления взрослых, следует помнить, что праздник — это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения, например, роль Бабы Яги, Карлсона, Мэри Поппинсе и др. Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя.

Особое внимание следует уделить играм и танцам . Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры, нужно помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные и бальные танцы. Их направленность зависит от содержания праздника. На практике педагоги часто используют старинные и современные танцы. Необходимо провести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем — детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Сольные танцы, которые исполняются взрослыми, будут ярким сюрпризом для детей. На праздниках, как правило, исполняется два общих танца и в зависимости от сценария два-три сольных . Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми, при этом веселье становится всеобщим.

При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными . Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

Музыка играет важную роль на празднике, и чем выше её качество, тем выше художественная ценность праздничного действа. При отборе репертуара педагог руководствуется задачами воспитания художественно-эстетического вкусадетей, приобщения их к музыкальной культуре. Значение музыкальной классики в данном случае невозможно переоценить. Классические произведения украшают и возвышают любой праздник, духовно обогащают впечатления детей ивзрослых. Используя эталонные образцы музыки, педагог отбирает произведения, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию, по продолжительности звучания, по стилю, соответствующему идее праздника.

Проверенные временем песенные, танцевальные композиции являютсяосновой праздничного репертуара, создают чувство уверенности у детей, помогают решать много воспитательных задач. Музыка Д. Кабалевского, Т. Попатенко, И.И. Красева, В.П. Герчик, Ю.М. Чичкова, А.Е. Крылатова, В.Я. Шаинского, А.Д. Филиппенко и многих других известных композиторов составляет неотъемлемую часть художественной культуры дошкольников и занимаетдостойное место в репертуаре детского сада.

Недопустимо использование классических произведений в электронной обработке. Это портит эстетический вкус детей и разрушает их представления о подлинном звучании.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми - необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т.д.

При проведении праздников в каждой группе важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для детей раннего возраста нежелательно появление сказочных персонажей в масках, загримированных, с неестественными голосами - в этом возрасте дети могут сильно испугаться такого персонажа, что может привести к стойкой неприязни к праздникам и театру в дальнейшем.

Для детей младшего возраста нужно подбирать простую по содержанию сюжетную историю, не «перегруженную» эмоционально, без «страшных» персонажей (Бабы-Яги, Волка и т.д.).

Старшим детям появление «страшной» Бабы-Яги или Волка уже не страшно всерьез, скорее оттеняет общую атмосферу веселья. Тем не менее, для всех детей дошкольного возраста недопустимо использование в празднике пугающих или вызывающих отвращение масок, грима, инфернальной символики, неожиданных, слишком «сильных» спецэффектов (полное выключение света, неожиданные вспышки, взрывы и пр.). Также важно знать индивидуальные особенности и возможные страхи каждого ребенка в группе (например, боязнь громких звуков) и учитывать это, планируя праздник. Ведь праздник только тогда Праздник, когда он в радость всем маленьким участникам без исключения.

В начале учебного года для детей дошкольного возраста проводится «Праздник осени». Он может сопровождаться исполнением фольклорного материала, звучанием классических и народных произведений.

Особое место среди них занимает праздник Нового года , один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

В основу новогоднего сценария берется новогодний сюжет, в котором участвуют добрые (зайцы, белки, снеговик, и др.) и злые (лиса, волк, Баба-Яга) силы. Между ними постоянно возникает конфликт. Это придает остроту происходящему действию, вызывает у детей бурные эмоции. Желание помочь добрым героям.

Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки.

Елку лучше поставить не в центре зала, а ближе к центральной стене, так как почти все игры и выступления детей проходят перед елкой.

Укрепление елки и развешивание электрических лампочекпоручаетсяспециалисту. Елка должна быть достаточно ярко освещена. Светящиеся огоньки, фонарики очень радуют детей, придают елке особую прелесть.

Для оформления зала к новогоднему празднику не требуется никаких специальных декораций. Елка должна оставаться в центре внимания детей. Но иногда, исходя из содержания сценария, приходится делать добавочное оформление, например домик Снегурочке, берлогу медведю и т. д.

Елочные украшения надо повесить так, чтобы дети могли лучше разглядеть: на более низких ветках - сюжетные игрушки, на более высоких - блестящие украшения, стеклянные шары, бусы и т. п.

Самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса. Не нужно, чтобы Дед Мороз был в зале с самого начала праздника, так как это снижает у детей интерес к нему, утомляет их. Деду Морозу лучше появиться тогда, когда пройдет примерно третья часть утренника.

На празднике у ребят до 3-х лет, роль Деда Мороза желательно поручить воспитателю: воспитатель лучше сумеет найти подход к малышам. Иногда малыши пугаются Деда Мороза. Поэтому воспитатель может наряжаться в шубу Деда Мороза в группе, в присутствии детей. Так же можно не использовать бороду в костюме Деда Мороза.

Для детей младших групп хорошо сначала показать детям Деда Мороза издали. Например, музыкальный руководитель, который пришел в групповую комнату звать детей на праздник елки, «замечает» за окном во дворе Деда Мороза. Он говорит об этом детям и предлагает им подойти к окну, поздороваться с Дедом Морозом и пригласить его к себе на праздник. Дети издали без боязни рассматривают Деда Мороза и зовут его в гости. Затем они идут в зал, осматривают елку, поют песни, танцуют. В положенное по сценарию время Дед Мороз входит в зал, и праздник продолжается.

Взрослый в роли Деда Мороза должен руководствоваться сценарием, который ему предлагает музыкальный руководитель, а не «навязывать свои шаблоны и заготовки», потому что только педагог знает особенности, способности и возможности детей конкретной группы, в которой проводится праздник.

Рекомендуется не увлекаться большим количеством отрицательныхперсонажей на празднике. Желательно, чтобы их было не более двух. Даже одного отрицательного персонажа достаточно, чтобы придать сценарию динамизм, яркость и остроту. Драматургия праздника только выиграет, если в концедети растопят ледяное сердце Снежной королевы, научат Несмеяну улыбаться,перевоспитают Бабу Ягу и т.д.

При отборе персонажей и составлении сценария важно не забывать о нравственной составляющей, о том, что важно научить ребёнка радоваться со всеми,приобщить к красоте и доброте.

Раздачу подарков нужно провести занимательно, с элементом неожиданности, но не следует вносить излишней пышности, ненужных эффектов.

После проведения новогоднего утренника елка в зале стоит еще несколько дней, и дети всех групп приходят полюбоваться ею и повеселиться возле нее. Перед тем как разобрать елку, устраивают прощанье с елкой. Дети двух-трех групп собираются в зале, поют новогодние песни, водят хороводы, играют и пляшут, повторяют некоторые номера, которые исполнялись на утреннике; причем часто выступают те дети, которые не участвовали в этих номерах на празднике.

Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие.

Международный женский день 8 марта также является одним из самых любимых праздников. К нему дети для мам готовят подарки - праздничные открытки, открытки, аппликации и др. Праздник обычно проводят в форме концерта. Можно составить сценарий на основе веселых состязаний и конкурсов, в которых будут участвовать и дети, и их мамы и бабушки.

В подготовительной к школе группе в конце учебного года празднуется традиционный праздник проводов детей в школу - «До свидания, детский сад!» В сценарии широко представлена тема школы, предстоящего обучения. Дети показывают свою готовность к школьному обучению. Сотрудники детского сада и дети младших групп поздравляют выпускников.

Анализируя качество проведения праздника необходимо учитывать следующее:

  • деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
  • деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
  • организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;
  • праздничное оформление зала.

Очень важно провести проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились.

Материал праздника можно использовать в развлечениях, в процессе самостоятельной музыкальной деятельности или в процессе проведения дети старшего дошкольного возраста концерта для малышей. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

Список используемой литературы:

1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». - Дубна:Феникс+, 2014

2. ПрасловаГ.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

3. ЗацепинаМ.Б., АнтоноваТ.В.«Праздники и развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006

4. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2005

5. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000

6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного», М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2004

7. Мерзлякова. С. И.«Для кого в ДОУ праздник?», журнал «Обруч», 1999г., № 4

8. Материалы из сборника «Подарите детям праздник», М.: «Издательский дом Воспитание дошкольника», 2012