Себя убеждение. Что такое Убеждение? Позитивные и негативные убеждения человека. Психология убеждения человека и роль слушателя

Убеждения человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации...

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.

Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.

Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.

  • Во-первых , потому, что они расходятся с убеждениями других людей.
  • Во-вторых , убеждения порой вступают в конфликт с его внутренними потребностями или естественными желаниями.
  • В-третьих , внутренние убеждения человека превращаются в барьеры и ограничения для его свободного развития и движения вперед и навстречу людям. Конечно, каждому из нас хотелось бы этого избежать. Научиться жить в гармонии с собой и миром, понимать смысл своего существования, любить и быть счастливым. Как это сделать?

На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» - эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.

И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.

Формирование убеждений

Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?

Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

  • Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
  • Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
  • Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
  • Влияние кино, интернета, СМИ.
  • Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)

Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

  • либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
  • либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

  • стремление к счастью;
  • избегание несчастья.

Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как , властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.

Сущность понятия «убеждение»

Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Человек действует на основе имеющихся у него убеждений, изменение убеждения является одновременно изменением его поведения. Убеждение - это не только представление о реальности, но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. .

В процессе убеждения психологи выделяют шесть основных этапов:

1. Предъявление сообщения адресату (целевой группе). Если объект убеждения не увидит или не услышит сообщение, оно не окажет на него влияния.

2. Обращение внимания на сообщение. Убеждаемый должен обратить внимание на сообщение, иначе цель сообщения не будет достигнута.

3. Понимание информации. Чтобы сообщение могло оказать влияние, убеждаемый должен как минимум понять его суть.

4. Принятие вывода, диктуемого сообщением. Чтобы установка изменилась, объект убеждающего воздействия должен принять продиктованный сообщением вывод.

5. Закрепление новой установки. Если новая установка забывается, сообщение теряет способность оказывать воздействие на будущее поведение объекта убеждения.

6. Перевод установки в поведение. Если целью сообщения было оказание влияния на поведение, то в релевантной ситуации поведением должна руководить новая установка .

Также на эффективность убеждающего воздействия, кроме выделенного раннее, огромное влияние оказывает среда, в которой происходит взаимодействие. Для начала мы приведем несколько характерных и ярких примеров влияния, которое можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия: межличностной среде, специально создаваемой среде убеждения и в средствах массовой информации.

Одним из различий между подобными сферами проявления влияния является то, насколько личностными, или индивидуализированными, они являются. Второе же различие заложено в степени или широте охвата целевой аудитории, на которую направлено влияние.

Наиболее индивидуализированные ситуации влияния встречаются в межличностной среде, где число непосредственных участников невелико и общение агента влияния с его объектом происходит с глазу на глаз. Специально создаваемая среда убеждения также представляет собой достаточно распространенный вариант. Здесь коммуникатор, как правило, обращающийся к слушателям с речью, пытается убедить аудиторию согласиться с каким-либо утверждением или совершить какое-либо действие. В процессе убеждения задействован один агент влияния, пытающийся воздействовать на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей .

Специально создаваемая среда убеждения менее индивидуализирована, чем среда межличностного взаимодействия. Несмотря на это, многие коммуникаторы достигают значительного успеха, увлекая за собой аудиторию, их призывы оказываются настолько эффективными и страстными, что мы присваиваем им титул харизматических личностей.

Влияние осуществляется и в среде, характерной для средств массовой информации. Сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару. По природе своей эти сообщения наименее индивидуализированы. Их объединяет не только предназначенность для широкой публики и наполненность смыслом для многих, но и то, что все они передаются опосредованно .

Конечной целью любого субъекта влияния является коррекция, изменение поведения объекта этого влияния. Изменение поведения - самое подходящее название для всех игр, связанных с влиянием .

Однако можно ли считать, что попытка влияния окончательно провалилась, если поведение объекта влияния никак не изменилось? В большинстве случаев - нет. Усилия, вложенные в попытку повлиять на человека, могут вызвать изменение его убеждений или установок. То, как человек оценивает свои отношения с окружающим миром, отражает его установки.

Установка имеет диспозициональный характер в том смысле, что является благоприобретенной, усвоенной путем научения тенденции думать о каком-либо предмете, человеке или проблеме каким-либо определенным образом. Изменение установки или убеждения у «мишени» приносит агенту влияния немалую выгоду, поскольку внутренние изменения зачастую создают предпосылки для дальнейших изменений в поведении. Сложившаяся позитивная установка по отношению способна сделать человека более восприимчивым в дальнейшем.

Существует четырнадцать правил, которые могут убедить собеседника :

1. Первое правило (Правило Гомера): очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

2. Второе правило (Правило Сократа): для получения положительного решения по важному для убеждающего вопросу нужно поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит «да».

3. Третье правило (Правило Паскаля): не следует загонять собеседника в угол. Нужно дать ему возможность «сохранить лицо». Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Например, открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым, человек поступает вопреки требуемому, возможно, даже в ущерб себе. Или когда мы уличили собеседника в чем-то, порочащем его достоинство, то согласиться ему -- значит признать отрицательную оценку своей личности.

4. Четвертое правило: убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный, уважаемый, другое - когда незначительный, не принимаемый всерьез.

Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним - и вес его аргументов. Поддержка коллектива также повышает статус индивида, поскольку статус коллектива выше статуса любого его члена.

5. Пятое правило: человек не должен загонять себя в угол, понижать свой статус. Следует избегать извинений (без должных к этому причин), проявления признаков неуверенности.

6. Шестое правило: не нужно принижать статус собеседника. Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию.

7. Седьмое правило: к аргументам приятного нам собеседника человек относится снисходительно, а к аргументам неприятного - с предубеждением. Одно из правил ведения деловой беседы гласит, что задача первой части беседы - создать атмосферу взаимного доверия.

8. Восьмое правило: при желании переубедить, нужно начинать не с разделяющих моментов, а с того, в чем согласны оппоненты. Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании собеседника. Если же Вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает, конечно, крайне редко), то необходимо поблагодарить хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию, что Вам интересно было познакомиться с его точкой зрения на проблему и т.п. Затем нужно изложить свои аргументы, подводящие собеседника к Вашим выводам.

9. Девятое правило: необходимо проявить эмпатию. Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как говорится «влезть в его шкуру».

Многие приведенные правила взаимосвязаны друг с другом. Например, не проявив эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера). Действительно, силу аргументов необходимо оценивать с точки зрения лица, принимающего решение, то есть человек должен как бы поставить себя на его место. То же касается и правил Сократа и Паскаля - нужно предвидеть реакцию собеседника на Ваши слова, то есть опять проявить к нему эмпатию. Для использования статуса в процессе убеждения (правила 4 и 6) также необходимо оценить статусы с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима и для выполнения следующего правила.

10. Десятое правило: нужно быть хорошим слушателем. При внимательном анализе споров выясняется, что многие из них разгораются потому, что спорящие говорят зачастую о несколько разных вещах, но не понимают этого.

Поэтому внимательное слушание - залог убедительности: никогда не убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того, внимательный слушатель располагает к себе собеседника, то есть использует и правило 7.

11. Одиннадцатое правило: необходимо проверить, правильно ли Вы понимаете собеседника. Наиболее употребительные слова имеют множество значений в зависимости от контекста. Это характерно для любого языка (например, в английском языке 500 наиболее употребительных слов имеют в среднем по 28 значений, и русский язык не является здесь исключением).

12. Двенадцатое правило: нужно избегать конфликтогенов. Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

13. Тринадцатое правило: необходимо следить за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника. Процессу убеждения мешает наше незнание того, что думает слушатель по поводу наших слов. Далеко не всегда собеседники откровенны. Помогает здесь знание языка жестов и поз. Дело в том, что в отличие от речи и мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы, это происходит неосознанно.

14. Четырнадцатое правило: необходимо показать, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника .

Потребности делятся на пять уровней:

Физиологические потребности (пища, вода, сон, жилье и т.д.);

Потребность в безопасности, уверенности в будущем;

Потребность принадлежать какой-то общности (семья, друзья, коллектив и т.д.);

Потребность в уважении, признании;

Потребность в самореализации, проявлении своих возможностей; духовные потребности .

Процедура убеждения включает в себя четыре вида убеждающих воздействий:

Информирование

Разъяснение

Доказательство

Опровержение .

1. Информирование.

Прежде чем действовать, человек должен быть проинформирован о том, что нужно сделать. При этом ему необходимо осознать, стоит ли это делать и сможет ли он это сделать. Для этого следует проинформировать слушателя о ценности цели, о ее достижимости, а еще лучше и о средствах ее достижения.

2. Разъяснение.

Основные виды разъяснения: инструктивное, повествующее, рассуждающее.

Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от слушателя требуется запомнить, что и как надо сделать;

Повествующее разъяснение сродни рассказу;

Рассуждающее разъяснение имеет целью активизировать мыслительную деятельность слушателя. Для усиления воздействия приводятся аргументы «за» и «против», ставятся вопросы перед собой и слушателем.

3. Доказательство.

Оно строится на законах логики: законе тождества, законе противоречия, исключенного третьего и законе достаточного основания.

При убеждении-доказательстве следует постоянно учитывать необходимость удовлетворения потребностей человека.

Человек неохотно продвигается к более высокой ступени потребностей, не удовлетворив низшую. Как только потребность удовлетворена, интерес перемещается к более высокой ступени потребности и это становится сильнейшим мотивом в данный момент.

Эти закономерности должны учитываться при построении доказательств, а тем более - опровержения.

4. Опровержение.

Если взгляды расходятся, то, чтобы доказать свою правоту, нужно опровергнуть точку зрения собеседника.

Это наиболее сложный момент убеждения, поскольку люди с большим трудом меняют свои взгляды. Здесь особенно важно соблюсти приведенные выше правила убеждения № 3, 6, 8, 9, 10, 11, дабы не травмировать чувство собственного достоинства собеседника.

Психологи рассматривают классическую схему убеждения последовательного воздействия на сознание человека, которая хорошо проверена (в частности, опытом удачных рекламных кампаний): внимание - интерес - желание - действие .

Внимание можно привлечь необычностью изложения, его формой, визуальными средствами.

Интерес возникает, когда слушатель поймет, что он может удовлетворить какую-то из своих потребностей.

Желание возникнет, когда он увидит, что цель достижима.

Действие является результатом желания и подсказки о том, что надо сделать.

Существуют наглядные средства, которые помогают привлечь внимание: видеосюжеты, слайды, плакаты. Большой убедительностью обладают: графики, схемы, диаграммы .

Конечно, подготовка наглядных материалов требует сил, времени, средств, но проигрыш от того, что не убедил аудиторию или руководство, бывает так значителен, что не стоит о нем забывать.

Убеждение - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера (уверенность).

Убеждение - вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований.

Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований ("слепой верой"). Если высказывание представляет собой чье-то убеждение, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, убеждение предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но тем не менее оно должно существовать.

Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить "новый прекрасный мир", и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С другой стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора "мышеловкой" и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: "Боже, но это невозможно!"; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.

Убеждение включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него Убеждение, их изменение влечет за собой изменение его поведения.

Убежденность - особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ориентации ценностных и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, коими она руководствуется. Осознанные на основе убежденности потребности личные, ориентации ценностные и нормы социальные органически включаются в содержание форм жизнедеятельности и определяют поведение личности. Убежденность зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Она основывается на знаниях, прежде всего мировоззренческого характера, кои тесно переплетены с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют установки личности. Убежденность - идейно-психологическая основа развития таких волевых качеств, как мужество, решительность, стойкость, верность идеалам. Но она может принимать извращенные формы, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость некоих принципов и авторитетов.

Прошу прощения за длинные цитаты, но ведь люди стремились наиболее точным образом раскрыть понятия, о которых я надеюсь по-умному поговорить.

Беда когда у человека нет убеждений.

Не меньшая беда, когда его убеждения - слепая вера.

Мне довелось пообщаться в тех или иных блогах с наиболее активными участниками ФШ. Видимо приглашение пообщаться на философские темы производит определенную антиселекцию, и такой концентрации носителей слепой веры, неспособных ни аргументировать свои мысли, ни сосредоточиться на теме блога в реальной жизни встречается нечасто. Объективно говоря, это - строго противоположный любви к мудрости полюс.

Может в философии что-то надо изменить?

Казалось бы, всё просто и легко. Тогда почему же мы этому не следуем? Потому что в нас есть то, что этому препятствует.

Права и принципы личности

В своей работе я постоянно замечаю, что люди не знают своих прав, придумывают их сами, причём оборачивая их против себя и усложняя себе жизнь.

Есть права, которые являются нормой для любого человека.

Мануэль Смит, американский психолог и психотерапевт, совершил прорыв в вопросе самооценки человека, значительно облегчив нам жизнь, вывел "формулу" её улучшения. Он говорил о том, что у каждого человека есть способность не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Называется такое поведение "ассертивным". В этом ему помогает следование принципам и правам.

Принципы:

1. Принятие на себя ответственности за собственное поведение.

2. Демонстрация самоуважения (изначально человек должен уважать себя сам и с достоинством нести себя) и уважения к другим людям.

3. Эффективное общение, которое строится на 3 китах: честность, открытость, прямота.

4. Демонстрация уверенности и позитивной установки (это происходит от нашего профессионализма в том, чем занимаемся).

5. Умение внимательно слушать и понимать.

6. Переговоры и достижение рабочего компромисса (имеется в виду не в работе, а работающего).

Права:

1. Выражать чувства.
2. Выражать мнения и убеждения.
3. Говорить «да» или «нет».
4. Менять мнение.
5. Сказать «я не понимаю».
6. Быть самим собой и не подстраиваться под других.
7. Не брать на себя чужую ответственность.
8. Просить о чем-либо.
9. Устанавливать собственные приоритеты.
10. Рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно.
11. Ошибаться.
12. Быть нелогичным, принимая решения.
13. Сказать «мне это безразлично».

Казалось бы, всё просто и легко. Тогда почему же мы этому не следуем? Потому что в нас есть то, что этому препятствует. Это наши убеждения - то, во что мы верим. Что делать, чтобы это изменить? Поверить в обратное! Благо, убеждений, влияющих на самооценку, всего 10. Все остальные сведены к 10.

Что это за убеждения?

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. (Негативное убеждение - то, которое препятствует этому - "Я не должна бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и своё поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должна не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный").

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение. (Негативное убеждение - "Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывалась перед ними и объясняла все, что я делаю, извинялась перед ними за свои поступки").

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей. (Негативное убеждение: "У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться").

4. Я имею право изменить своё мнение. (Негативное убеждение: "В случае, если я уже высказала какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должна была извиниться или признать, что ошибалась. Это бы означало, что я не компетентна и не способна решать").

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки. (Негативное убеждение: "Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должна чувствовать себя виноватой. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали").

6. Я имею право сказать: «я не знаю». (Негативное убеждение: "Желательно, чтобы я смогла ответить на любой вопрос").

7. Я имею право быть независимой от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне. (Негативное убеждение: "Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь"). Не забываем, что любят не за что-то, а просто так.

8. Я имею право принимать нелогичные решения. (Негативное убеждение: "Желательно, чтобы я соблюдала логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично").

9. Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю». (Негативное убеждение: "Я должна быть внимательной и чувствительной по отношению к потребностям окружающих, я должна «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостная невежда и никто меня не будет любить").

10. Я имею право сказать: «Меня это не интересует». (Негативное убеждение: "Я должна стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должна стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я чёрствая, безразличная").

Поставить на место негативных убеждений позитивные, ориентироваться на них и наблюдать за улучшением своей жизни.

Обычно у людей есть желание получить разрешение извне на какое-то действие:

1. Вы нашли подтверждение своим правам у известного психотерапевта. Их придерживается всё психотерапетическое сообщество.

2. Эти права, включая то, во что желательно верить, отражены в конституции.

Сейчас есть двойное разрешение и подтверждение, что придаёт уверенности в том, чтобы применять это в своей жизни. На мой взгляд, распечатать этот список и держать его перед глазами будет совсем не лишним. опубликовано


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Правильно ли в наше время иметь убеждения? Ответ прост и до смешного очевиден: хорошие убеждения - это правильно. Но какие убеждения хорошие? Проверить это легче, чем может казаться. Если ваши убеждения ведут к уважению окружающих, приобретению интересных и умных друзей, и достижению сложных целей, тогда скорее всего они правильные. И наоборот.

Некоторые люди убеждены, что жизнь - это вечная борьба. Они видят во всех соперников и врагов. И приобретают их. Пожалуй, это не лучшее убеждение, потому что ставит таких людей выше других. Если вы научитесь находить подход к людям и эффективно с ними взаимодействовать, это и будет говорить о правильности убеждений. Вот список, над которым стоит задумываться.

Убеждение первое: моя жизнь - это невероятный дар

Даже в самых сложных ситуациях можно вспоминать эту простую вещь: вы живы, можете взаимодействовать с другими и развиваться.

Замечайте мелкие вещи вокруг вас, будьте благодарны за все, что имеете. Это убеждение помогает достичь эффекта спирали: чем лучше вы думаете о своей жизни, тем лучше она становится.

Убеждение второе: все, кого я встречаю, потенциально - мои лучшие друзья

Такова уж человеческая психика: если мы хорошо относимся к незнакомцу, то он зачастую отвечает взаимностью. Поэтому ведите себя с новыми людьми как с лучшими друзьями. Эта стратегия поможет в приобретении знакомств и кто знает, быть может, однажды они сыграют ключевую роль в вашей судьбе.

Если вы считаете всех окружающих врагами, то получите в ответ только вражду. Наживете недоброжелателей, заработаете стресс и будете отовсюду ждать удара. Так какое убеждение лучше?

Убеждение третье: следующие 24 часа - важнейшие в моей жизни

Нет никакого «завтра», существует только «сейчас» и «сегодня». Привычка считать, что через несколько дней мы начнем менять жизнь, приводит к лени и , к полной неспособности принимать решения и действовать.

То, что происходит сегодня, влияет на завтра и так далее. Поэтому если вы с уважением отнесетесь к следующим 24 часам, будете искать возможности и развивать себя, то это придаст силы для ближайших дней.

Выложитесь на полную сегодня: это единственное, что можно сделать.

Убеждение четвертое: все в итоге закончится хорошо

Согласитесь, в большинстве случаев все жизненные неурядицы разрешаемы. Уволили с работы? Это возможность. Новый вызов, способ найти достойное применение своим способностям или развить новые. Отчислили из университета? Ну что ж, тоже не конец света. Найдите работу, станьте профессионалом, развивайте навыки. Жизнь - вечная школа, надо только быть постоянно готовым воспринимать новое и учиться.

Убеждение пятое: жизнь - это игра, в которую нужно играть, а не проблема, которую нужно решить

Когда мы смотрим на жизнь как на игру, то получаем массу положительных эмоций. В противном случае - это стресс, беспокойство, апатия и .

Согласитесь, человек, который во всем видит игру, способен справиться с любыми трудностями. Ему просто интересно, почему он ошибся или потерпел поражение. Это научный, изобретательский интерес. Такая жизнь становится приключением, загадкой и тайной.

Убеждение шестое: я во что бы то не стало реализую свой потенциал на 100% и добьюсь успеха

Убеждение для самых мужественных. Какой потенциал в вас заложен? Не лгите, вы думаете о себе очень хорошо и считаете, что достойны большего. Так может пора прекратить заниматься ерундой, сетовать на судьбу и взять дело в свои руки?

Не ждите подходящего момента. Найдите настоящую страсть и следуйте за ней до конца, параллельно поглощая новую информацию, знакомясь с новыми людьми и добиваясь серьезных целей.

Убеждение седьмое: никому неинтересно, что я на самом деле думаю

Все люди думают только о себе. И их волнуют только свои проблемы. Это ни хорошо, ни плохо: это данность. Они могут подумать о вас, когда вы будете в центре внимания, но потом забудут, потому что каждого окружают сотни мелких проблем и десятки больших.

Прекратите о том, что о вас думают. Это достаточно смешно выглядит, на самом деле.

Убеждение восьмое: задавать вопросы - это нормально, говорить «нет» - тоже

Не понимаете чего-то - спросите. Не стесняйтесь задавать вопросы, потому что люди любят на них отвечать.

Также помните, что можете отказать в ответ на любую просьбу. Это не значит отказываться всегда, просто знайте, что имеете право.

Убеждение девятое: сначала измените себя

Некоторые из нас хотят изменить мир и это похвальное желание. Но проходит год за годом и ничего не получается.

Если вы измените сначала себя, то мир начнет автоматически меняться сам. Друзья и ближайшее окружение начнет тянуться к вам, вы станете примером для подражания. И тогда вас начнут слушать.

Желаем вам удачи!