ВВЕДЕНИЕ
Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением рода, воспитанием нового поколения, а также с нравственно-правовыми и психологическими отношениями. Семья - важнейший инструмент индивидуального становления личности. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта и житейской мудрости. Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной гармонии в семье.
О любви. Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья - это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь - это теорема, которую надобно доказывать каждодневно. Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается вглубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человек, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему.
Любовь, на мой взгляд, является неотъемлемой и наиглавнейшей составляющей семьи. Если есть любовь «двоих» - есть и гармония в семье.
У ИСТОКОВ СТВНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ И ЛЮБВИ
ПЕРВОБЫТНАЯ СЕМЬЯ
Сплочению первобытного человеческого объединения, возникновению и развитию коллективизма способствовал не только процесс охоты, но и совместное потребление добычи, совершавшееся, видимо, как на это указывает археологический материал олдувайской эпохи, не на месте смерти животного, а на жилых стоянках. Отсюда следует, что видимо, мясо получали и те, кто не участвовал в охоте, а оставался на стоянке: женщины, дети, больные, инвалиды. Индивидуальной охоты в Олдувае, по-видимому, не было из-за низкой технической вооруженности древнейших охотников.
В отличие от охоты собирательство, как бы велика ни была его роль в балансе питания, носило лишь индивидуальный характер и поэтому не могло стать таким важным фактором в процессе гоминизации и возникновения общества, как охота.
Думается, что переход от сообществ обезьян к человеческим коллективам был результатом длительного развития.
Как пишет П. И. Борисковский, «в рамках старого качества длительно и сложно вызревают элементы нового. Переход от стада обезьян к человеческому обществу нельзя представлять схематически, упрощенно. Это был сложный диалектический процесс. В стадах обезьян постепенно зарождались отдельные элементы человеческого общества. А с другой стороны, у древнейших людей, архантропов, еще долгое время переживали отдельные элементы, характерные не для людей, а для обезьян». Мы вполне согласны с этим утверждением исследователя, как и с другим: «С появлением творцов олдувайской техники начинается история человеческого общества, первый этап первобытнообщинной общественно-экономической формации - эпоха первобытного стада»...
А. Н. Рогачев считает, что, став еще в мустьерское время постоянным и обязательным элементом культуры, жилище «ограничило действие биологического закона единства организма и среды в отношении человека» и тем самым «задолго до появления неоантропа и верхнепалеолитической культуры совершился новый, третий после изготовления каменных орудий и добывания огня решающий шаг выделения людей из мира животных».
При этом «поселения и жилища с самого своего возникновения являлись главными центрами производственной, домашнехозяйственной, общественной и духовной жизни и во всех этих качествах сыграли исключительную роль в формировании и укреплении общественной сущности людей. Общественные отношения возникающих людей, познавших огонь и начавших жить в жилищах, не могли быть стадными, они выступали в своей первоначальной, первобытной, естественной элементарной форме семейно-родовых отношений, проще говоря, в осознаваемой родственной связи коллектива». В другой работе А. Н. Рогачев высказывает убеждение, что к началу мусте стадо исчезло полностью...
С. Н. Бибиков, обращает внимание на то, что в неандертальских погребениях в скальных убежищах Европы половой и количественный состав захоронений может быть выражен пропорцией: 20 детей: 9 женщин: 3 мужчин или 20:8:4. Если учесть, что в ту эпоху детская смертность была очень высока, то понятно преобладание в захоронениях детей. Соотношение женщин и мужчин в захоронениях явно не соответствует тому, которое существовало в общинах неандертальцев. С. Н. Бибиков считает, что можно говорить о тенденции предпочтительного захоронения женщин и детей внутри жилища.
Женщины и дети в соответствии с этими нормами погребались в той среде, к которой они принадлежали со дня рождения. (Мужчины принадлежали к чужеродной половине общины.) Развивая мысль С. Н. Бибикова, можно предположить, что трупы мужчин было сложно доставлять в общины, из которых они происходили. Поэтому их погребали за пределами жилищ, а то и вовсе не хоронили. Однако мужских захоронений могло быть мало и потому, что мужчины часто погибали на охоте, вне жилища. Преобладание женщин в захоронениях в жилищах в этом случае лишь результат различия в преобладающих причинах смертности у мужчин и женщин и не помогает в решении вопроса о наличии или отсутствии у неандертальцев, равным образом
Итак, многие данные подтверждают высказанную еще в середине 50-х годов точку зрения А. П. Окладникова о том, что зачатки материнской родовой общины возникают в мусте и окончательно оформляются в верхнем палеолите. А. П. Окладчиков писал: «Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой - широко распространенные изображения женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных, по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов»...
ОБЩИННАЯ СЕМЬЯ
Весьма сложным и дискуссионным является вопрос о характере брачно-регулирующих отношений в коллективах ранних гоминид. Утверждение Г. П. Григорьева (его разделяют также некоторые другие археологи), что общины состояли из семей, не опирается на какие-либо, хотя бы косвенные, данные о жизни архантропов, а есть лишь результат прямой и вряд ли правомерной экстраполяции наших знаний об обществах современных охотников и собирателей на формирующееся общество архантропов.
Для решения поставленного вопроса интересны общие соображения, высказанные Э. Каспари. Исследователь полагает, что у нас нет определенных данных о типе половых отношений у древних людей и, может быть, даже вообще не существует ответа на этот вопрос. Он считает, что в принципе были открыты три возможности:
1) моногамия, когда каждый мужчина участвовал в дето производстве с одной определенной женщиной;
2) полигамия, когда один или несколько мужчин принимали участие в воспроизводстве потомства, а остальные мужчины в этом участия не принимали, а в охоте участвовали;
3) промискуитет, без установления постоянных связей между мужчинами и женщинами.
В советской и зарубежной литературе существуют различные гипотезы о причинах, этапах и механизме возникновения экзогамии.
По мнению многих исследователей, главной причиной, тормозившей развитие социальных норм у наших нижнепалеолитических предков, был зоологический индивидуализм, особенно проявлявшийся в безудержной игре половых инстинктов и столкновениях из-за женщин в условиях господства в стаде промискуитета.
Так, А, М. Золотарев писал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения. Она явилась уздой, наложенной обществом на индивида первым средством воспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на два экзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений. Каждый из двух первоначальных родов, на которые разделилось стадо, стал «замиренной средой», т. е. коллективом, внутри которого были уничтожены браки.
Роль биологических предпосылок, их воздействие на процесс сложения общественных форм постепенно все уменьшались за счет возрастания значения социальных факторов. По-видимому, с появлением человека современного физического типа роль биологических предпосылок в сложении типов социальной организации и норм социального поведения сходит на нет.
С завершением формирования Homosapiens и исчезновением неандертальцев по всей ойкумене завершается и сложение общинно родового строя.
ГРУППОВОЙ БРАК
Вместе с родом и Homosapiens, мы вступаем в общее ню сформировавшихся людей. Пришедший на смену первобытному стаду род был первым подлинно социальным организмом. Он представлял собой первое человеческое объединение, все особенности которого определялись потребностями развития производства, его фундаментом были разборные отношения распределения. В нем не существовало никакой другой собственности, кроме коллективной.
Однако на том историческом этапе нормальное функционирование производства предполагало и требовало не только существования определенной системы собственно производственных отношений, т. е. отношений собственности, распределения, но и отсутствия между членами производственного объединения полового общении. Последнее было связано с характером половых отношений в предшествовавшем роду первобытном стаде. Будучи аномными (нарушающий обычаи, законы), они препятствовали производственной деятельности. Производство не было еще в состоянии подчинить себе эти отношения, ввести их в определенные рамки. Оно смогло лишь вытеснить их из коллектива, т. е. превратить производственное объединение в полностью агамное (запрещающее половые отношения определенной группы, рода).
Агамия производственного коллектива была необходимым условием нормального функционирования и развития производства. Она была не чем иным, как особого рода производственным отношением. Как всякое производственное отношение, она носила объективный, материальный характер. Отражением этого объективного отношения было агамное табу (строгий запрет).
В силу полной агамии род не мог существовать в одиночку. Возникновение рода было одновременно и образованием дуально-родовой организации. Оба рода, составлявшие дуальную организацию, были социальными организмами. Вполне понятно, что и связь между ними носила чисто социальный характер. Отношения между полами стали осуществляться теперь только в рамках этой социальной связи.
С появлением рода и дуальной организации половые отношения стали социально упорядочены.На смену агамии и промискуитету пришел брак, причем не между индивидам, а между их группами.
Первой формой брачных отношений был групповой, дуально-родовой брак. Дуально-родовая организация была брачной организацией, брачным союзом двух родов.
Роды, составлявшие дуальную организацию, связывали социальные отношения не по производству, а по дето производству. Социальные отношения по дето производству были столь же объективны, столь же материальны, как и производственные. Их объективность была с неизбежностью обусловлена объективностью агамии производственного коллектива. Производство не могло прямо, непосредственно упорядочить половые отношения. Оно упорядочило их косвенно, породив полную агамию коллектива, а тем самым и групповой, дуально-родовой брак. Таким образом, на заре родового общества наряду с материальными отношениями по производству существовали материальные социальные отношения по дето производству. Первые связывали членов рода, вторые - коллективы, входившие в состав дуальной, т. е. брачной, организации...
Таким образом, на заре родового общества производственные и дето произволе таенные отношения взаимно исключали друг друга. Если люди принадлежали к одному хозяйственному коллективу, то между ними не могло быть половых отношений. Половые отношения были возможны только между людьми, не связанными производственными узами, принадлежавшими к разным, совершенно самостоятельным в хозяйственном отношении социальным организмам. Входя в состав разных хозяйственных коллективов, люди имевшие право вступать в половые отношения, должны были, разумеется, и жить раздельно.
В таких условиях связи между индивидами противоположного пола, принадлежавшими к разным коллективам, неизбежно должны были сводиться лишь к половым отношениям, носить сугубо личный характер. А это может означать лишь одно: между принадлежащими к разным родам дуальной организации мужчинами и женщинами, взятыми не вместе, а по отдельности, брачных отношений не существовало. Их отношения не были брачными, не были браком. На первый взгляд такой вывод кажется парадоксальным. Попытаемся в этом разобраться.
Никто, вероятно, не будет спорить с тем, что половые и брачные отношения далеко не одно и то же. Половые отношения могут существовать и существуют и без брачных. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных, признанных обществом прав и обязанностей между связанными им сторонами. Там, где социальная санкция отношений между полами отсутствует, они не являются бракам и в том случае, если имеют долговременный характер.
Но надо определенные права и обязанности по отношению друг к другу существовали у родов, составлявших дуальную организацию. Каждый из них, строжайше воспрещая половое общение между своими членами, предписывал членам своей мужской группы вступать в половые отношения с членами женской группы другого коллектива и соответственно членам своей женской группы - с членами мужской его группы. Этим социальное регулирование половых отношений на первых порах и ограничивалось.
Связи по дето производству были социально организованы только как отношения между группами индивидов, но не между индивидами, взятыми в отдельности. Ни один конкретный мужчина не был обязан вступать в связь с любой женщиной другого рода, равно как ни одна конкретная женщина не была обязана отдаваться любому мужчине иного рода. Для каждого конкретного члена, скажем, мужской группы одного коллектива обязанность вступать в половые отношения с членами женской группы другого рода являлась лишь указанием на круг лиц, внутри которого он имел право искать полового партнера, и только. Кто же из данного круга лиц становился его партнером и на какое время - это определялось лишь доброй волей вступавшие в связь. Вступление в половые отношения лиц, принадлежавших к разным родам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало на них никаких обязанностей по отношению Друг к другу
Таким образом, половые связи между индивидами, как таковыми, не были социально организованы. Они были социально упорядочены между ними лишь как между членами определенных групп.
Групповой брак, пришедший на смену агамии и частичной агамии, небыл ни суммой, ни системой индивидуальных браков. При своем возникновении он никак не был связан с индивидуальным браком и существовал без него. Первоначальный групповой брак был просто-напросто союзом двух родов, существование которого обеспечивало половые отношения между их членами …
ОДНОСТОРОННИЙ МЕЖРОДОВОЙ БРАК
Возникновение одностороннего межродового брака открывало определенную возможность расширения круга возможных брачных партнеров. Реализация ее достигалась путем заключения групповых брачных союзов с родами, с которыми раньше таких отношений не существовало. Однако при этом круг потенциальных брачных партнеров оставался все же ограниченным. Члены каждой данной группы могли вступать в индивидуальный брак с членами только тех родов, с которыми данный род состоял в брачном союзе, причем мужчины могли вступать в брак лишь с женщинами родов, выступавших по отношению к данному как «жены», а женщины только с мужчинами родов, приходившихся данному «мужьями».
В дальнейшем развитии все эти предписания постепенно исчезают, и в конце концов сохраняется одна лишь родовая агамия, а тем самым всего лишь требование вступать в половые отношения вне данной, сравнительно небольшой группы. Таким образом, экзогамия, которая на поздних этапах эволюции родового общества выступает как единственная, исключая индивидуальный брак, форма регулирования отношений между полами, представляет собой не что иное, как пережиток группового брака, остаток брачно-группового регулирования …
СУЩНОСТЬ ЛЮБВИ - ТЕМА ФИЛОСОФСКОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ
В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особым вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Это признается каждым, даже не находящимся в состоянии любви. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть, в противном случае не было бы человека. Так же как слепой знает что-то о свете, глухой - о звуках, так и человек - о любви. «То, что ты не любишь - писал Л. Н. Толстой, - не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть нечто мешающее любить... Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того, что ее очерняет...»
В процессе формирования личности человек впервые осознает свою конечность, ограниченность своего существования и т.п. и одновременно в нем зарождается стремление преодолеть свою ограниченность. Любовь - это тоже одна из форм выражения этого стремления к совершенству (противоположного несовершенству), абсолюту (противоположного относительному), вечности (противоположной преходящему). Не зря сама философия понимается как «любовь к мудрости». Это подчеркивает, с одной стороны, тот факт, что человек бесконечно далек от истины (близки ей совершенные, бессмертные боги - те живут в соответствии с истиной), может ее только любить, но, с другой - то, что именно в любви к истине, стремлении к ней - отличие человека от других живых существ (которые ни к чему не стремятся).
Любовь как экстатический призвана преодолеть природные физиологические рамки человека, индуцировать его вечное стремление к недостижимому совершенству (также и в нравственном значении).
Этот аспект любви очень хорошо понимал Платон, который трактовал его как божественную силу, помогающую человеку преодолеть несовершенство, помощницу ему на пути к вечной красоте, нравственности, выражающую вечную необходимость совершенствования. Направляя человека к чистому полету в «возвышенное», в вечность. Эрот пробудил человеческую душу, воодушевил ее стремиться к непреходящей и абсолютной истине, эталону высшей нравственности, цели морали.
Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность чистой любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения.
Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности.
Любовь же - другая сторона человеческой жизни она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по своей сути антипрагматична. Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени).
Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку. «…Она связывает любящих, она создает такое соприкосновение и близость, которое сильнее осязаемого, это жизненная двойственность. Любящий онтологически близок любимому, его судьбе, какой бы она ни была» .
«Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - это активная сила человеке, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от грубого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое. Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, состояние, в котором любишь, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не с восприятием. Однако надо иметь в виду, что одна из самых распространенных ошибок считать, что отдача - это значит отказ от чего-то, жертва. Эта позиция характерна для людей, которые готовы отдать в том случае, если сами приобретут, пожертвовать, но с целью получить подтверждение значимости своей жертвы в глазах других. Для характера продуктивного, созидающего процесс отдачи приобретает совсем другой смысл. Этот процесс для него - выражение высшей возможности. В процессе отдачи я открываю свою силу, могущество, богатство. Это возвышенное ощущение жизни и своих способностей наполняет меня радостью. Я ощущаю себя переполненным, щедрым, живым, счастливым. Отдавать радостнее, чем брать, не потому, что это означает отказ от чего-либо, а потому, что это мое жизненное самовыражение сфере материальных вещей (давать - значит быть богатым). Не тот человек богат, которому многое принадлежит, а именно тот, кто много отдает. Скупец - нищ независимо от того, сколько ему принадлежит. Тот, кто может от чего-либо отказаться, чувствует себя богачом. Но самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор интересы и т. д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Отдавая от души, человек не может не получить того, что идет от другого, таким образом объединяясь в чувстве радости за обретённое.
Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:
Забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;
Отзывчивость как готовность «отозваться» на призыв другого, просьбу и т. п.;
Уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это возможно только тогда, когда любовь свободна;
Познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви. В современном капиталистическом мире любовь отвечает, указывает Фромм, общему социальному положению: автоматы не могут любить. Семья тоже образуется в соответствии с общим господствующим законом рынка, как «единая упряжка, как хорошо смазанные отношения между двумя людьми, остающимися чужими друг другу, и не достигающими настоящей близости, однако очень мило обходящимися друг с другом и старающимися жить по возможности приятнее». Это - «эгоизм вдвоем», подменяющий любовь близостью, его можно считать и «сумасшествием вдвоем». Примером псевдолюбви Фромм считает и сентиментальную любовь, переживаемую лишь в воображении, а не в реальных отношениях. Она связана с подменой любви «заменителями»: фильмами, романами и т. д. В современном западном мире властвуют только две «нормальные» формы любви: любовь как удовлетворение полового влечения и как «работа в общей упряжке», бегство от одиночества.
Любовь возможна лишь в том случае, когда два человека вступают в связь сознательно и, следовательно, каждому надо найти в себе центр этой «сознательности». Только в таком центре, «центре существования», человек является самим собой, только здесь его жизненная сила, только здесь основа любви. Любовь, которую осознают в таком виде,- непрерывный призыв; в ней нет места отдыху, а есть движение, рост, общий труд; находятся ли двое в согласии или в конфликте, в радости или в горе - все это вторично в сравнении с тем фактом, что эти двое воспринимают друг друга глубиной своего сознания, что они не чувствуют друг друга, а живут друг другом так же, как собою. Есть только одно, подводит итог Фромм, доказательство любви - глубина отношений, жизненная сила каждого любящего. Это тот плод любви, по которому можно судить, есть ли она вообще.
Как писал Гегель: «Истинная сущность любви в отказе от самого себя, забвении себя в другом, и все-таки в этой раздвоенности и забвении прежде всего человек найдет себя и будет собою управлять».
Л. Н. Толстой отмечал, что настоящая любовь возможна тогда, когда другого ставишь выше себя, и вырастает она из отказа от себя, самопожертвования. Любовь тогда любовь, если это самопожертвование. Ее невозможно перенести на лучшие времена или условия (например, материальные); любовь или «здесь и сейчас» и вся сразу (не существует половинчатой любви), или ее вообще нет. Любви не бывает в будущем; любовь - это действие единственно в настоящем. У человека, не испытывающего любви в настоящем, нет любви». Любовь, так же как и добро, невозможно отложить и перенести на завтра. Она абсолютно конкретна и делает самого человека реальностью, дает ему возможность переживать себя реально - в абсолютной конкретности и целостности. Единственно реален тот, кто чувствует, страдает, сопереживает, любит, жаждет...» .
Это чувства, появившиеся без особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том что они необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его особенностях, «Любовь, дружба» - это влечение к самому предмету любви, выросшее из совместной жизни, взаимной общности взглядов на многие вещи. Основное душевное состояние здесь - «духовный покой», внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означает холодную расчетливость или слепую импульсивную страсть.
В середине века христианство трактовало любовь как некий принцип нравственности, наиболее глубоко распознающий человеческую сущность. Под любовью подалась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без устали распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию.
Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.
И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать: работать, даже совершать зло, но не любить) - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело свободной инициативы, она основа самой себя. У нее нет внешних побудителей, она не сводится ни к умозаключениям, ни к природным влечениям, инстинктам. Нередко она хорошо понятна разуму, и поэтому многие сближают любовь и разум, противопоставляя их иррациональной вере.
Арнольд Хейнлинк в своем вышедшем в 1665 г, труде «Любовь» разделяет ее на два подвида - чувственную и действенную любовь.
Чувственная любовь еще не сама нравственность, а награда за нее (можно принимать, можно не принимать ее). Она выражается как телесная и чувственная любовь, то есть страсть и желание (так же душа связана с телом); сама по себе она не плоха и не хороша; и, так же как духовная любовь есть подтверждение того, что наши действия находятся в зависимости от разума и высшего закона нравственности (люди, однако, этого не ценят).
Действенная любовь как целенаправленное, твердое желание к действию выражается в трех формах. Первая - любовь-уважение - формирует нравственность как готовность действовать по велению разума. Вторая - любовь-доброжелательность - не может быть преступной, плохой, ибо является одной из черт Бога. Третья - любовь-стремление, склонность - характеризует деятельность как нравственную наиболее глубоко.
В древнем обществе, когда представления о личности (ее ценности, самостоятельности, независимости) находились в зачаточном состоянии и индивид был растворен в коллективе как в едином целом, где его действия и побуждения были подчинены интересам коллектива, соответственно понималась и любовь. Мифология как мировоззрение древних рассматривает любовь не столько как факт личной жизни, сколько как универсальный космический процесс, в котором человек только участвует, но не играет ведущую роль. В этом смысле решались и две основные проблемы: с одной стороны, вопрос о единстве человечества и вселенной, с другом - понятие о властвующей в нем поляризации (где центром является оппозиция мужского и женского). Важным был вопрос (актуальный для любой культуры): как возможен тот факт, что единое само по себе человечество «выражено в двух полах, в двух организациях тел - в мужчинах и женщинах»? Где тот объединяющий момент, который преодолевает физиологическое отличие полов, их отчужденность? Человечество, подчеркивается во многих древних памятниках, несмотря на физиологические отличия, в своей сущности едино. Об этом свидетельствуют мифы, об изначально едином, здоровом, неделимом существовании людей.
ЧАСТЬ II
ЛЮБОВЬ КАК СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Философский анализ феномена любви есть, прежде всего, анализ формальных, «чистых» условий любви вообще как человеческой способности, как инварианта, остающегося неизменным в культурных различных формах, в различных исторических эпохах.
Любовь - одно из фундаментальных свойств человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода. Любовь - это событийное определение человека, поскольку она не имеет никаких внешних причин для своего существования. Нельзя объяснить возникновение любви с помощью какой-либо причины (например, красота, ум, сила и т.п.), ибо, если такие причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только ее имитация. Всегда найдутся сотни, тысячи людей более красивых, более умных, более сильных, и непонятно, где критерий выбора, почему я остановился на этом человеке, а не на другом. Любят не за что-то, любят, потому что любят, хотя психологически любовь всегда объясняют конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый и самый умный.
Человек делает добро, поступает по совести не потому, что преследует такую цель, а потому, что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживается, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Но любящему часто нет до этого дела, его душу переполняет огромная энергия, требующая выхода, он находится в стихии любви, в которой не только творит сам себя как человека, но и пытается творить других. В этом смысле любовь к ближнему, к человеку есть творчество, излучение творческой энергии.
Интенсивность любви, следовательно, объясняется и определяется способностью любить, а не предметом любви. Гораздо важнее причины, по которым человек любит, важнее то, что происходит с человеком, какие внутренние изменения происходят, как раскрывается его душа. Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, который всегда случаен, но развитостью человеческих качеств любящего.
Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования. Нет таких законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается выше своей природной стихии. Когда мы видим людей, которые расстаются, нас это не удивляет. Долго любить друг друга нельзя: чувства приедаются, притупляются. Но, если мы видим людей, которые любят друг друга всю жизнь, и умирают, как в сказке, в один и тот же день, то для нас это всегда чудо. Этого не должно, быть ни по каким, природным законам, но это есть. По-видимому, любовь встречается очень редко, и огромное большинство людей любви не переживает, а удовлетворяется только ее имитацией, убеждает себя в том, что любит, довольствуясь на самом деле лишь суррогатом любви.
Любовь встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как для нее нужна внутренняя свобода, готовность к поступку, нужна живая душа. В этом смысле любить - это жить в постоянной самоответственности, заботе и тревоге, и это совсем не совпадает со счастьем в будничном, повседневном значении этого слова. Любить - значит быть живым в самом точном смысле этого слова. Часто люди (пусть бессознательно) понимают, что живут только тогда, когда любят, что только любовь вырывает их из монотонной механической повторяемости повседневного быта.
Любовь, как и все фундаментальные выражения бытия человека, является тайной. Тайна в философском смысле - это не то, что где-то спрятано, не то, что рано или поздно можно открыть, тайна - это то, что лежит на поверхности, всем видимое и, тем не менее, недоступное. Человеку, никогда не испытавшему чувства любви, бесполезно объяснять, что это такое. Если полюбит - узнает.
Любовь стоит у самых истоков существования человека: его психическая защищенность и уравновешенность, его способности и таланты закладываются материнской любовью. Лишенному этой любви, выросшему в равнодушной и отчужденной атмосфере всю жизнь плохо - он чувствует себя одиноким, даже если окружен многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает не уютность и неустроенность своего бытия, опасную хрупкость окружающего мира.
Любовь парадоксальна по самой своей сути. Во-первых, любовь всегда возникает тогда, когда любить нельзя. Вся художественная литература построена на описании этого конфликта - от Ромео и Джульетты до наших дней. Во-вторых (и это вытекает из первого положения), любовь всегда связана со смертью - или потому, что препятствия оказываются непреодолимыми, или потому, что любовь каким-то образом связана с гармонией бытия, с жизнью вселенной, и для нее главный враг - распад, смерть.
Многие мыслители подчеркивали примат любви над теоретическим научным познанием. Любовь не только конституирует человека как личность, но и является средством более глубокого, а потому и более точного открытия реальности.
Только в состоянии любви возможна встреча с внутренним существованием мира. «Мысль разума», которой дана лишь внешняя предметность, всегда должна сопровождаться «мыслью сердца». «Сердце» не есть некая отдельная инстанция, противоположная разуму, но есть целостность внутреннего бытия, одним из излучений которого может быть и разум. Сердце противостоит лишь отрешенному, оторванному от этой целостности разуму. То, что не дано сердцем, вообще не дано в точном смысле слова, не затрагивает человека и, в конечном счете, делает невозможным объективное познание. Отношение к окружающему через «мысль сердца» есть отношение любви.
Несколько слов надо сказать о психоаналитической трактовке феномена любви. Зигмунд Фрейд, выдающийся австрийский психиатр, полагал, что вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами - Эросом и Танатосом - инстинктом любви и инстинктом смерти. Эрос - мощнейшая сила человеческой психики; как бы человек ни развивал свою культуру, свои социальные институты, половая энергия, доставшаяся ему в наследство от животного состояния, определяет все его развитие. Выдающиеся личности - это, по Фрейду, всегда люди с мощным половым инстинктом, которые смогли претворить его (сублимировать) в приемлемые для общества культурные формы - в творчество, политику, науку и т.д. Вся исторически развивающаяся человеческая культура есть обуздание любовной жизни, и первые собственно культурные законы направлены сначала на запрет сексуальных отношений между родственниками, а потом и на ограничение сексуальной жизни вообще, например, браком. Но многочисленные запреты, наложенные на сексуальное наслаждение со стороны культуры, сказались и в том, что позднейшее разрешение его в браке уже не давало человеку полного удовлетворения. Правда, и неограниченная половая свобода не приводила, по Фрейду, к лучшим результатам. Ценность любовной потребности тотчас понижалась, если удовлетворение становилось слишком доступным.
Люди начали создавать условные препятствия, чтобы наслаждаться любовью. Там, где не было таких препятствий, любовь была обесценена, а жизнь пуста. Настоящую психическую ценность любви дали, согласно Фрейду, аскетические течения христианства. Никакие предшествующие эпохи не наполняли любовь таким глубоким и сильным напряжением чувств, воли, памяти.
Культура всегда находится в разладе с сексуальной жизнью. Человеческие гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и потому любовь, считает Фрейд, в основе своей осталась такой животной, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, а когда их пытаются обуздать, подавить, это приводит к серьезнейшим нарушениям психики, к неврозам. Поэтому вообще невозможно найти равновесие между требованиями полового влечения и культуры, ибо иначе в будущем человеческий род вообще бы прекратился в силу ею необычайно мощного культурного развития.
Человек не удовлетворен культурой, которая резко обуздывает его свободу; в том числе и сексуальную, не дает ему возможности полного удовлетворения своих сексуальных позывов. Но именно эта неспособность полового влечения давать полное удовлетворение, становится, по Фрейду, источником величайших культурных достижений - ибо половая энергия переходит в культурную деятельность. Какие еще мотивы могли бы заставить людей находить другое применение своим сексуальным импульсам, если бы они в половой деятельности могли быть полностью счастливы? Полностью счастливый человек ничего не стал бы делать для развития культуры.
Таким образом, любовь, прежде всего сексуальная любовь, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. Она не просто связывает одного человека с другим. Эрос объединяет семьи, племена, народы, нации в одно большое целое - человечество.
ТЕМА ЛЮБВИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема любви всегда была очень близка русской философии, много глубоких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, - это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Любовь - важнейшая составляющая человеческого духа. Уже в физиологических основаниях любви - в половых особенностях человека, в брачных отношениях - русские мыслители открывают трансцендентные бездны, подтверждающие основную идею философии: человек есть самая великая и самая глубокая тайна Вселенной.
Так, удивительный, яркий и неповторимый писатель и философ В.В. Розанов считал, что пол - это не функция и не орган, иначе не было бы любви, целомудрия, материнство и дитя не были бы само излучающими явлениями. Пол - это второе, едва просвечивающее в темноте лицо - потустороннее, не от мира сего. Никто, по Розанову, и не считает источники жизни посюсторонними. Касание мирам иным гораздо более непосредственно происходит через пол и половое общение, более чем через разум или через совесть. Секунда зачатия человека - естественное построение ноуменального, глубинного плана его души. Тут и более нигде и никогда, хоть на секунду, но соединяются «пуповиной» земля и таинственное, не астрономическое, небо. Огонек новой зажигаемой жизни не от мира сего.
Исходя из такой метафизики пола, Розанов создает и свою картину мира, которая предстает как живая связь всех вещей: человека, природы, истории, Бога, трансцендентного. Но связывает все это любовь, именно чувственная любовь, которая, несмотря на ее грозовые и временами разрушительные воздействия, драгоценна, велика и загадочна тем, что пронизывает все человечество какими-то жгучими лучами, но одновременно и нитями прочности.
Брак, согласно Розанову, должен быть основан на любви, на половом инстинкте в самом глубоком метафизическом его смысле. Теперь же зачастую он является продолжением холостых удовольствий. Его строгая и действительная, в самом сердце зиждущаяся моногамия, или «вечность», теперь, по Розанову, вовсе недостижимы, они реально не осуществляются. Стоит ли удивляться, что пол, исключенный из «дыхания», из религии, не пронизываемый этим дыханием, не высвечиваемый религиозно, лег в основу «пассивной» семьи и номинально религиозного (лишь в минуту венчания) брака. Отсюда очень малое количество счастливых семей. Это, согласно Розанову, семьи, где сильно «животное» (в вышеприведенном смысле) начало, где члены семьи сбиты в «кучу», копаются друг около друга, живут в теплой атмосфере дыхания, у них есть чувство серьезности, если не религиозности, разлившееся на самый ритм брака, его реальное и длительное существо. В такой семье дети почитают своих родителей, почитают именно религиозно, а не благодарят за квартиру и стол. Дети - религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями. Это как разбежавшиеся слова одной молитвы, связь которых уже непонятна. Но лишь в этой связи постигается существо ребенка, неразрывная связь мужа и жены, любовь до гроба.
Пренебрежение полом, его бездонной трансцендентностью, постепенно, по Розанову, ведет к вырождению, к потере связи с «землей», с «материнством». Великая задача женщины, по его мнению, - переработать нашу цивилизацию, увлажнить ее сухие черты влажностью материнства, а «деловитость» ее - безгрешностью и святостью.
Любовь, по мнению другого видного русского мыслителя Н. Бердяева, лежит уже в ином плане бытия, не в том, в котором живет и устраивается человеческий род. Любовь вне человеческого рода, она не нужна ему, перспективе его продолжения и устроения. В любви нет перспективы устроенной в этом мире жизни. В любви есть роковое семя гибели Ромео и Джульетты, Тристан и Изольда погибли от любви, и неслучайно их любовь несла с собой смерть. Любви всегда присущ безысходный трагизм в пределах этого мира. Над любовью нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологи-зировать, она вне всего этого, она не от мира сего, она нездешний цветок, гибнущий в среде этого мира. Любовь скинута со всех мирских расчетов, и поэтому проблема пола, брака и семьи решалась вне проблемы любви.
Любовь - свободное художество. В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого через оболочку природного мира, через кору, лежащую на всяком лице. Это есть путь к раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир.
Не любящий знает лишь поверхность лица, но не знает его последней тайны.
Права любви абсолютны и безусловны. И нет такой жертвы, которая не была бы оправдана во имя любви. В любви нет произвола личности, нет безудержного личного желания. В любви воля более высокая, чем человеческая. Именно божественная воля соединяет любящих, предназначает их друг другу. Поэтому любовь всегда космична, нужна для мировой гармонии, для божественных предназначений. Поэтому не может быть, не должно быть неразделенной любви, ибо любовь выше человека. Неразделенная любовь - грех против мировой гармонии, против начертанного в мировом порядке андрогинического образа. И вся трагедия любви - в мучительном искании этого образа, космической гармонии.
Одно из самых больших и доступных человеку чудес, говорит Семен Франк, - это непостижимое чудо явления другого, второго «я».
В любви человек действительно может «выскочить из собственной кожи», прорвать скорлупу своего эгоизма, своего абсолютного, ни с чем не сравнимого значения. В любви «ты» - не просто мое достояние, разъясняет Франк, не просто реальность, находящаяся в моем владении и существенная лишь в пределах моего само бытия. Я не вбираю «ты» в себя, напротив, сам «переношусь» в него, оно становится моим только в том смысле, что я сознаю себя принадлежащим ему. Здесь впервые открывается возможность познания изнутри, познания другого в его знаковости и единственности через сопереживание. Это познание есть тем самым и признание. Лишь на этом пути, через любовь «ты» становится для меня вторым «я». В любви «ты» открывается как личность, нам становится доступным откровение святыни личности, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, озверелом человеке.
Конечно, не существует совершенной, «чистой» любви, потому что никогда до конца не снимается момент чуждости «ты». Капля горького разочарования содержится в самом интимном и счастливом отношении «я - ты». Всегда остается не преодоленным некоторый осадок несказанного, невыразимого, лишь самому себе молчаливо открывающегося одиночества. Мое внутреннее одиночество - это мое своеобразие, это моя субъективность, от которой нельзя избавиться никаким трансцендированием, никакой сверхсильной любовью. В этом смысле и самая интимная любовь даже не имеет права пытаться проникнуть в это одиночество, вторгнуться в него и преодолеть его через его уничтожение, ведь это значило бы разрушить само внутреннее бытие любимого. Любовь должна быть - Франк приводит слова P.M. Рильке - нежным сбережением одиночества любимого человека
В самой своей сути любовь есть религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нем некоего божественного начала. Всякая истинная любовь есть, с точки зрения Франка, религиозное чувство, и именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще. Все остальные виды любви - эротическая, родственная - суть лишь зачаточные формы истинной любви, цветок на стебле любви, а не ее корень. Любовь как религиозное чувство в своей основе не есть просто любовь к Богу. Любовь к Богу, купленная ценой ослабления или потери любви к живому человеку, вовсе не есть настоящая любовь. Любовь, наоборот, постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого. Через внешний, телесный и душевный облик любимого мы, по Франку, проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик выражает - к тварному воплощению божественного начала в человеке. Иллюзорное обоготворение эмпирически-человеческого преобразуется в благоговейно-любовное отношение к индивидуальному образу Божию, к богочеловеческому началу, которое есть в любом, самом несовершенном и порочном человеке.
Религиозная, христианская суть любви не имеет ничего общего с рационалистическим требованием всеобщего равенства и альтруизма, который постоянно вновь и вновь возрождался во многих идейных течениях - от софистов пятого века до коммунистического «Интернационала». Нельзя любить как человечество, так и человека вообще, можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. Любящая мать любит каждого своего ребенка в отдельности, любит то, что есть единственного, несравнимого в каждом из ее детей. Универсальная, всеобъемлющая любовь не есть ни любовь к «человечеству» как некому сплошному целому, ни любовь к «человеку вообще»; она есть любовь ко всем людям во всей их конкретности и единичности каждого из них.
Такая любовь объемлет не только всех, но и все во всех, она объемлет полноту многообразия людей, народов, культур, исповеданий и в каждом из них - всю полноту их конкретного содержания. «Любовь, - говорил Франк, - есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость душ и, которая открывает свои объятия всякому проявлению бытия как такового, ощущает его божественный смысл»".
Как общая установка любовь впервые открыта христианским сознанием. В христианстве сам Бог есть любовь, то есть сила, преодолевающая ограниченность, замкнутость, обьединенность нашей души и все субъективные ее пристрастия. В любви к другому человеку дело обстоит так, как если бы обретенное мною через самоотдачу «ты» даровало мне мое «я», пробуждало его к истинно обоснованному, положительному, бесконечно богатому бытию. «Я «расцветаю», «обогащаюсь», «углубляюсь», впервые начинаю вообще подлинно «быть» в смысле опытно-осознанного внутреннего бытия, говорит Франк, когда я «люблю», то. есть самозабвенно отдаю себя и перестаю заботиться о моем замкнутом в себе «я». В этом и заключается чудо или таинство любви, которое при всей его непостижимости для «разума» самоочевидно непосредственному живому опыту».
Любовь к людям как природное расположение и сочувствие, не имеющее религиозного корня и смысла, есть нечто шаткое и слепое, поскольку, считает Франк, истинное основание любви к ближнему заключается в благоговейном отношении к божественному началу личности, т.е. в любви к Богу. Если Бог есть любовь, то иметь и любить Бога и значит иметь любовь, т.е. любить людей. Следовательно, наше отношение к ближнему, ко всякому человеческому и ко всякому живому существу вообще совпадает, по Франку, с нашим отношением к Богу. И то и другое суть единый акт преклонения перед Святыней. Любовь и вера здесь совпадают между собой. Любовь - радостное и благоговейное видение божественности всего сущего, непроизвольный душевный порыв служения, удовлетворение тоски души по истинному бытию через отдачу себя другим - эта любовь, говорит Франк, есть сама сердцевина веры.
Христианство, будучи поклонением Богу, есть одновременно религия Богочеловека и Богочеловечности, и оно является религией любви, ибо открывает в таком естественном чувстве, как любовь, великое универсальное начало, норму, идеал и цель жизни. После распространения христианства мечта о реальном осуществлении всеобщего царства братской любви не может уже исчезнуть. Человек, утверждает Франк, часто попадает на ложные пути в стремлении установить это царство, чаще всего видит этот путь через принудительный порядок, но любовь может - вплоть до просветления мирового бытия - лишь несовершенно и частично реализовываться в мире, оставаться лишь путеводной звездой. И тем не менее, считает Франк, если душа узнала, что любовь есть оздоровляющая, благодарствующая сила Божия, никакое глумление слепцов, безумцев и преступников, никакая холодная жизненная мудрость, никакие приманки ложных идеалов - идолов - не могут поколебать ее, истребить это знание спасительной истины.
Стремление к установлению всеобщего царства любви через принудительный порядок обнаруживает, что вера русского интеллигента-революционера обязывает его к ненависти - ненавидеть всех и все, что мешает осуществлению его утопических идеалов. Ненависть, по Франку, способствует разрушению и является двигателем разрушения, тогда как любовь есть двигатель творчества и укрепления. Разрушительные силы иногда нужны в человеческой жизни и могут служить творческим целям, но замена всего творчества разрушением, вытеснение всех социально-гармонизирующих аффектов дисгармонирующим началом ненависти есть нарушение и искажение нормального соотношения сил в нравственной жизни. Конечно, человеческая жизнь пронизана борьбой, человек часто наталкивается на препятствия, встречается с врагами, но борьба всегда должна рассматриваться как временное, необходимое зло, она не может без вреда для общества долго препятствовать социальному сотрудничеству. Литература, искусство, наука, религия вырождаются, когда в них борьба с чужими взглядами вытесняет самостоятельное творчество новых идей. Нравственность гибнет, когда отрицательные силы порицания, осуждения, негодования начинают преобладать в моральной жизни над положительными мотивами любви, одобрения, признания сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.
Состояние постоянной борьбы в сегодняшнем российском обществе, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того факта, что любовь - это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь, это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а объективный закон существования человеческого мира. Любовь - это усилие во что бы то ни стало остаться живым, не поддаться омертвляющему воздействию «мира»: ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведения, сохранить в себе искру божественного начала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любить - это и желание быть любимым. Любовь, и смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно-эмоциональную усладу. От взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также и самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют влюбви единство. Любовь оказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение, на выявление ее творческих потенций
Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно для непосредственного чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъем жизненных сил, игру воображения, заостренное чувство восхищения длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний. Кто действительно любит, верит, по словам СН. Булгакова, не может не верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении исключительными достоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и в таком качестве незаменимую ценность. Мало того, он видит эти достоинства, он чувствует эту ценность.
О проблеме любви можно говорить бесконечно. Эта тема актуальна во все времена и для всего мира. Это всего лишь чувство, но самое прекрасное из всех чувств. «Так давайте же будем любить друг друга и нашей любовью изменим этот мир к лучшему»!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семья «Энциклопедия в двух томах», М. 1987
2. Философия любви «Энциклопедия в двух томах», М. 1994
3. Учебник философии под редакцией Спиркина, М. 1999
4. Журналы «Вопросы философии», №1-10, 1997
5. Журнал «философия и общество», №7, 1998
6. К. С. Льюис «Любовь, страдание, надежда», М. 1989
7. Журнал «Человек», №1, 1997
Здравствуйте, дорогие друзья!
Счастье и состояние спокойствия попросту недостижимы, когда гармония в себе - не найдена или сломлена. Порой под маской расслабленности, улыбки и даже мудрости, скрывается множество терзающих душу проблем и переживаний, то осознать вину багажа неразрешенных вопросов бывает крайне сложно.
Чем больше утекает времени, тем опаснее скрывать свои страдания, тем болезненней и претендовать на успешную жизнь.
Почему мы страдаем душевными разладами и испытаем противоречивые чувства?
Как остановить процесс археологических экспедиций в свой разум, для раскопок новых поводов подорвать внутренние силы?
Случается так, что даже после « исцеляющей исповеди » другу, мы чувствуем себя раздавлено и депрессивно.
Такие состояния - бомбы замедленного действия, что детонируют в самый неподходящий момент.
В сегодняшней статье, я собрала 7 причин, благодаря которым вы сможете найти повод отыскать внутреннюю гармонию и заслуженно полюбить себя.
Ситуация требует немедленного вмешательства и глубинного анализа « корня или сути » проблемы, для того, чтобы вдох жизни происходил на максимум запаса легких. Итак, поговорим об истоках?
Что? Где? Когда?
Здравыми, позитивными мыслями, радужной перспективой горизонта и верой в светлое будущее, может похвастаться далеко не каждый человек.
Простые смертные особи, рано или поздно начинают переживать и вестись на провокации , подвергаясь излишней эмоциональности , искаженной трактовкой реальности, агрессии и плаксивости .
Страждущий человек, стремиться закрыться от всего мира и носить груз подавляющих мыслей в своей голове по двум причинам. Первая: он не хочет перегружать других людей своими проблемами, либо же, страх быть не понятым , перевешивает часу весов.
Самая опасная и повышенная зона риска ожидает за поворотом тех людей, что пережили стрессовую ситуацию в жизни и именно она спровоцировала утечку гармонии и силы.
Так же опасный удар наносится при постоянном пребывании в стрессе или некомфортных условиях жизни:
- бесчисленные поиски себя , а так же переходной возраст (подростковый, юношеский, в зрелом возрасте и в старости);
- конфликты (ссоры, неразделенная любовь и т. д.);
- потеря материальных благ (пожар, катаклизм, увольнение с работы):
- потеря близкого человека ;
- физическое насилие (в семье и за ее пределами);
- ужасные условия жизни (нищета, проблемы с алкоголем или другой зависимостью у близких, болезни родственников, за которыми нужен постоянный уход, а так же деспотия);
- чувство неискоренимого одиночества , сексуальной неудовлетворенности или другие угнетающие состояния;
- неудовлетворенность собой (желание иметь больше, нежели получается заработать) и т. д.
Основная проблема скрыта в нашем отношении к разнокалиберной проблеме. Ведь если не считать реальные несчастья и трагедии, то все остальное — это куча накопленных , « капающих » на подсознание и рано или поздно, кран прорывает.
7 причин отыскать внутреннюю гармонию
Прежде чем я рассыплюсь советами, мне хотелось бы предложить вам устроить собственную ревизию чердака переживаний и мучительных образов, что так мастерски разрушают гармонию.
Прежде всего необходимо выписать в блокнот все то, что ранит, беспокоит и тревожит. Представьте, что вы просто изучаете другого, не знакомого вам человека. На анализ может уйти не один день, но упражнение того стоит.
Разобравшись в мыслями и визуализировав их на бумаге, вы сможете понять ключевые моменты решения проблемы.
Пройдитесь по каждому пункту списка и определите как можно решить проблему. Написав способ ее решения, осознание уверенности в своих силах, вновь познакомиться с вами и позволит оставшиеся « невыполнимые пункты » переключить с режима « невыполнимо », в фазу « меняю к этому отношение ». Достучавшись до подсознания палкой, начните глубокую моральную проработку.
Причина 1. Разрешить себе впустить в жизнь перемены
Погрязая в болотце собственных рамок или жизненных обстоятельств, мы становимся зависимыми от ситуации и не проживаем свою жизнь гармонично.
Что можно изменить в порочном круге?
- Смените место работы , если сменили вас, то воспринимайте это как помощь в поисках нового места заработка денег и собственной реализации;
- откажитесь от вредных привычек и почувствуйте себя лучше (режим питания, здоровый сон, активная жизненная позиция);
- расширьте свой кругозор , наполните мозг новой информацией, новыми встречами и развитием своих талантов . Времени для негативных попросту не останется.
Причина 2. Духовное выше материального
Зацикливание на материальных благах - огромная медвежья услуга.
Постоянная гонка за успехом, богатством и новым бассейном - испепеляет гармонию и душевное равновесие.
- Помогайте людям , у которых дела идут хуже чем у вас. Таким образом вы увидите насколько сильным может быть человек и сделав доброе дело, почувствуете себя лучше;
- начинайте свой день с улыбки , а вечер с благодарности ;
- исключите потребительское отношение к людям и выгодам. Видеть в человеке человека, а не кошелек или трамплин - заслуживает уважения.
Причина 3. Любовь к себе и к людям
Все мы знаем, что ненависть к себе и патологическое самобичевание - путь вникуда. Излучать энергию любви - теперь ваша прямая задача.
- Работайте над своими улучшениями ежедневно, составив четких план действий, руководствуясь анализом, проведенный ранее;
- побалуйте свой разум и тело приятными водными или spa-процедурами ;
- уделяйте внимание своим чувствам и не стесняйтесь собственных мыслей .
Причина 4. Сильное плечо и опора
Избавьтесь от людей, что тянут вас назад и вы увидите, что их жизнь и ваша после разрыва не закончилась.
- Кумир или лицо для подражания , сможет наполнять вас энергией и силой 24 часа в сутки. Читайте книги великих людей или найдите в реальности;
- проговорите с близкими суть проблемы и заручитесь поддержкой;
- исключите возможность участвовать во вранье себе самому .
Причина 5. Ответственность за свою жизнь
Осознание факта вашей прямой причастности к собственной жизни, диктует иное восприятие мира.
- Искорените привычку перекладывать вину на других людей , но и не будьте себе палачом;
- перестаньте зацикливаться на неудачах и копаться в прошлом, судорожно пытаясь там отыскать истину. Сосредоточьтесь на сегодняшнем дне и на том, что получается;
- наведите порядок не только в своей голове, но и в доме.
Причина 6. Близкие и контроль эмоций
Поставьте себя на место близких и подумайте о том, как им нужно трактовать ваше молчаливое поведение или постоянные срывы?
- Проводите больше времени с семьей и научитесь обговаривать проблему или пугающие мысли;
- откажитесь от обвинений и постоянных упреков, если не хотите остаться в одиночестве;
- совместно составьте четкий план по « выхождению с зоны дисгармонии » ;
Причина 7. Собственная реализация
Человек, как никто иной способен на подвиги , взлеты, открытия и поражающих масштабов демонстрации силы и воли. Найдя повод и смысл в жизни, поставив точку во всевозможных переживаниях и проблемах, перед вашими глазами откроется мир, который является не таким уж и серым.
- Начав экономить , у вас появится повод отложить средства для путешествий или собственного дела;
- научитесь , а не одержимо искать повод « слить негатив или эмоции »;
- делайте любую работу с удовольствием и отслеживайте .
Друзья, на этом все. Я думаю, причины по которым у вас может возникнуть желание вернуть гармонию в собственную жизнь ясны и понятны. Все зависит от вашего действия и упорства!
Подписывайтесь на обновления моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким образом вы восстанавливаете внутренний баланс энергии и гармонии?
До встречи на блоге, пока-пока!
Здравствуйте, дорогие читатели! Новую статью для вас подготовили Ирина и Игорь. Думаем, у каждого взрослого человека есть семья, своя работа и какие-либо увлечения. Казалось бы, что еще нужно для счастья в жизни? Однако, довольно часто, бывает, что мы недовольны своей работой или отношениями в семье, или совсем не хватает времени на увлечения, а это все не слишком нас радует.
В такой ситуации мы часто слышим совет:
Начни жить в гармонии, и в твой дом придет счастье!
Но что это значит — жить в гармонии? Сегодня в нашей статье мы хотим в этом разобраться.
Прими себя таким, какой ты есть!
Очень часто корни неудовлетворенности своим состоянием жизни кроются в неприятии себя, своих мыслей, эмоций, и так далее.
И первым шагом к гармонии в жизни, конечно же, является обретение внутренней гармонии. Поймите, что если даже вы сами себя не устраивайте, то окружающая жизнь и подавно вас не устроит!
Для обретения внутренней гармонии следует примириться со всеми своими качествами и мыслями, даже если они вам не нравятся. Признайтесь себе в том, что они есть у вас! «Да, я имею проблемы с лишним весом!» или «Да! У меня есть проблемы с уверенностью в себе!»
Но не корите себя за присутствие этих проблем! Помните, идеальных людей нет! А это значит, что свою проблему следует воспринимать лишь как направление движения и работы над собой, для обретения .
Проведите несколько сеансов медитации, разберитесь в клубке своих мыслей, выстроите их в планомерную работу над собой! Что вам не нравится? Что вы хотите, чтобы было? Как этого достичь? Отвечайте на эти вопросы честно, а потом – время для действий!
Лови баланс
Мы уже говорили о том, что в жизни любого человека есть место семье, работе и увлечениям.
Но иногда жизнь складывается так, что человек думает: «Я сейчас заработаю много денег, а потом у меня будет время для семьи!» или «Заработать я всегда успею, а вот побыть с семьей или наедине со своим хобби мне нужно время!»
Но в итоге, какая-то «чаша» перевешивает, оставляя другие «не у дел». Начинает не хватать поддержки семьи, не хватать денег или не хватать вдохновения – все это выливается в большое недовольство своей жизнью в целом.
Следует научиться находить этот баланс трех самых важных «чаш» вашей жизни. Вы живете здесь и сейчас!
А это, значит, что не должно быть никаких «потом»: учитесь здесь и сейчас уделять внимание сразу всем областям своей жизни! Попросите близких помочь вам найти это состояние, они вам не откажут!
Планирование
Этот пункт тесно связан с предыдущим. Чтобы уделять время всем трем «чашам», вам нужно научиться грамотно распределять и контролировать свое время в целом.
В этом вам сможет помочь планирование и , ознакомиться с которыми вы можете по средствам видеокурсов:
- «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова»
- «Тайм-менеджмент, или как повысить свою эффективность»
Позитивное мышление
Вы видели хоть одного «счастливого пессимиста»? Правильно – нет! Просто потому, что их не бывает!
Люди с пессимистичным взглядом на мир всегда ищут его изъяны, несовершенства и неизменно расстраиваются по этому поводу.
Хотите увидеть больше «красок жизни»? Просто посмотрите на мир под другим углом! В мире всегда есть то, чему можно порадоваться.
Например, можно порадоваться возможности бесплатного обучения по видеокурсу: «Постановка и достижение целей. Как добиваться результатов в любом деле?» .
Оставьте себе право «на ошибку»
Перфекционистам всегда труднее в жизни, поскольку желание идеализма убивает них право «на ошибку» или несовершенства. А это существенно осложняет жизнь, заставляя появляться новые и новые недовольства.
Оставьте себе право ошибаться! Люди не машины или роботы, а это неизбежно приводит к каким-либо несовершенствам. Все ошибаются. Даже самые успешные ошибаются.
Другое дело, что следует извлекать из ошибок урок, находить путь для своего совершенствования и не стоять на месте.
Развитие и обучение
Это правило вытекает из предыдущего. Развитие и обучение – основа для гармонии в вашей жизни. Ведь все проблемы имеют свое решение, просто нужно научиться их видеть! А для этого может потребоваться обучение, тренировки или что-то еще.
В вопросах гармонии, например, незаменимым обучающим звеном может стать книга Лесли Гарнер, Брайна Люк Сиворд «Кризисы – уроки жизни. Жизнь в гармонии (комплект из 2 книг» .
С уважением, Ирина и Игорь
Фото: Vladimir Nikulin/Rusmediabank.ru
"Любовь и работа - единственные стоящие вещи в жизни. Работа - это своеобразная форма любви", - говорила Мэрилин Монро. Как найти подходящую именно вам работу и сделать ее любимой?Об этом сайт рассказал коуч, бизнесмен и Денис Кузнецов.
- Денис, для начала - между человеком и любимой работой, как правило, может стоять HR, который иногда задает шаблонные вопросы. Откуда они вообще берутся, эти однотипные "Кем вы видите себя через 5 лет"?
- Стоит подумать, что стоит за каждым конкретным вопросом. Ведь это вполне может быть провокация, чтобы проверить, как специалист высокого класса ответит на какую-то банальщину, насколько он умеет держать себя в руках и проявить чувство юмора. Моя рекомендация: используйте этот вопрос как трамплин, оттолкнитесь от него, чтобы перейти к выигрышной для себя теме.
- Еще один сложный для многих вопрос - "На какую зарплату вы претендуете"...
Подготовьтесь к нему заранее. Изучите среднюю зарплату по рынку, в том числе у конкурентов. Можно также пообщаться с представителями кадровых агентств и сотрудниками этой компании (например, через социальные сети). Да, на первый взгляд, это сложно и требует определенных действий. Но подумайте, что из-за отказа вы можете потерять 10-20-30, а то и больше тысяч рублей в месяц!
Также можно задать встречный вопрос: "Я прошу вас обозначить, какая вилка для этой должности у вас в компании существует и от каких параметров она зависит". Он показывает, что вы занимаете активную позицию. И обычно HR на этот вопрос отвечает.
- Какие слагаемые у успешной карьеры?
Для кого-то успешная карьера - это когда все успеваешь. И поработать, и провести время с семьей, детьми. Для других важен драйв - заниматься только интересными проектами.
Чтобы разобраться в своих приоритетах, выпишите именно "свои" параметры. Их будет несколько, отметьте, какие из них главные, а какие второстепенные.
И, конечно, важен баланс карьеры с жизненными целями и личной жизнью. Должно оставаться время на отношения: в семье, с друзьями, с родственниками, а также на поддержание красоты и здоровья.
- Как сделать свою работу любимой?
- Иногда бывает, что, проработав на каком-либо месте, человек решает уволиться. Но зачастую либо на этой должности, либо в другом подразделении компании можно найти обязанности, сочетающиеся с вашими интересами и сильными сторонами. В результате нелюбимая работа становится любимой, но при этом менять организацию не нужно. Вопрос лишь в том, насколько вы способны увидеть такие возможности и договориться с начальством.
Если же вы сейчас ищете работу, стоит разобраться, что у вас хорошо получается делать, что доставляет удовольствие. И уже исходя из этого выбирать как вакансию, так и саму компанию.
- А что может способствовать более быстрому продвижению человека на работе?
Его проактивность, или, иными словами, инициативность. Узнавайте о новых возможностях, подходите к руководству с предложениями, развивайте отношения в коллективе.
Также профессиональный рост - это фундамент для успешной карьеры. В этом помогут обучающие программы, тренинги, и, конечно, опыт реализации проектов.
Не стоит недооценивать связи как внутри компании (с сотрудниками своего подразделения и филиалов, контакты с руководством), так и с коллегами по рынку и с кадровыми агентствами. Чем больше их у вас, тем устойчивее и успешнее может быть ваша карьера.
Также нужно осознавать свои цели и сильные качества, способности. Тогда вы сможете опираться на них и максимально развивать ваши сильные стороны и заниматься процессами, которые вам нравятся и служат вдохновением.
- Денис, различаете ли вы для себя понятия «мужская карьера» и «женская карьера»?
Этот вопрос всегда вызывает неоднозначные реакции при обсуждении. Скажу от себя лично: разделение только у нас в голове, оно весьма субъективно. Большинство специальностей существует и для женщин, и для мужчин.
Но все же мужчины и женщины очень различаются, зачастую - своими целями и ценностями в жизни. Это различия на уровне психологии, эмоций, энергии и строения тела. Женщина на какой-то работе может быть более терпеливой и выносливой, а где-то быстрее уставать. Где-то лучше чувствовать ситуацию, а где-то хуже.
- Рано или поздно многие женщины становятся матерями. С точки зрения рынка труда, когда оптимальное время для рождения ребенка и декретного отпуска?
Со мной делились своими впечатлениями как женщины, уходившие в декретный отпуск, так и другие карьерные специалисты. Общий вывод такой: свою карьеру нужно подстраивать под рождение ребенка, а не наоборот. Женственность и материнство важней. Если же ориентироваться на карьеру, высчитывать, планировать - это волнение, тревога, стресс. Неуверенность и страхи очень влияют на успех на работе.
Материнство для большинства работодателей - это плюс, ведь у женщин появляется больше ответственности.
Единицам, позабыв о всех неприятностях и завалах на работе, в наше время удается прийти домой и не вспоминать о дедлайнах, к которым не успеваешь, о невыполненном плане и ошибке в годовом отчете, к примеру. Нужно быть, мягко говоря, безразличным к делу, которому посвящаешь жизнь и время, чтобы полностью абстрагироваться от профессии после того, как, по окончанию дня, закрываешь рабочий кабинет.
В апреле этого года исполнилось 20 лет с того момента, как Наталья Крылова впервые ступила на порог тогда еще отделения БПС-Сбербанка в Житковичах. И все эти годы, по ее словам, не было и дня, когда она, вернувшись с работы домой, забыла об офисных хлопотах.
Пинский учетно-кредитный колледж на специальности «банковское дело» - именно там Наталья провела студенческие годы и получила среднее специальное образование. И только несколько лет назад удалось окончить вуз в России, а именно Брянскую сельскохозяйственную академию. Раньше, признается, не получалось поступить из-за семьи и подрастающих детей. К слову, наша героиня не только превосходный банковский сотрудник, но и замечательная мама двух чад. Старшая дочь в этом году окончит первый курс университета в Минске и тоже свяжет жизнь с экономикой. Сын в седьмом классе, мечтает стать программистом.
Выбор очевиден
Почему именно банковское дело? Сестра стала примером. Но это не значит, что Наталья просто от неопределенности повторила за родственницей. Выбор был осознанным, ведь девушка четко понимала, что именно в этой сфере добьется успеха и сможет себя реализовать.
Ведущий специалист группы клиентского сервиса – именно так звучит должность женщины, начинала секретарем. Спустя полгода стала экономистом, затем забрали в бухгалтерию…
- Сегодня работать намного легче. Развитие компьютерных технологий поспособствовало упрощению нашего труда. Вспоминаю время, когда приходилось сидеть до поздней ночи в отделении с завалами. Сейчас счетные операции, которые отнимали много времени, производит программа. Не сказка ли? - размышляет ведущий специалист дополнительного офиса №316 ОАО «БПС-Сбербанк».
Наталья Николаевна занимается обслуживанием юридических лиц. К ней приходят зарегистрировавшиеся индивидуальные предприниматели или представители фирм для того, чтобы открыть счет, проверить поступление средств и т.д. Что волне естественно, специалисту приходится постоянно находить контакт с людьми, а клиенты бывают разные.
- Благо, я обладаю такими качествами, как коммуникабельность, сдержанность, стрессоустойчивость, ибо без всего перечисленного ни один сотрудник долго на этой должности не задержится , - считает Наталья. - Я не просто отрабатываю положенные восемь часов, а посвящаю себя профессии и вкладываю во все это душу. Может поэтому и получаю удовольствие от того, чем занимаюсь, и преуспеваю.
Идеальное сочетание
Стереотипное выражение о том, что все работники в области экономики скучны и неинтересны, при взгляде на Наталью теряет всякий смысл. Она легка в общении, не стесняется рассказывать о себе, делится рабочими и жизненными секретами, из чего складывается положительное и отчасти теплое впечатление об этой женщине. О хобби и увлечениях молодости пришлось давно забыть, ведь забот хватает не только в офисе, но и дома. В свободное время ухаживает за участком земли, выращивает овощи и фрукты. И даже с лопатой в руках она частенько прокручивает в голове вчерашнюю встречу с очень важным клиентом, правильно ли оформила отчет, можно ли как-то исправить ошибки, которые иногда совершает, как и все в этом мире.
А еще наша героиня заметила очень важную закономерность: если в профессиональных делах разлад и трудности, то и в семье создается такая же атмосфера. Тянешь с собой накопившийся негатив и проблемы, затем делишься всем этим с домочадцами через мелкие ссоры, недовольства. Это уже вошло в привычку, от которой Наталья мечтает избавиться.
Что касается дресс-кода, то белый верх и черный низ, а именно из этого состоит цветовая гамма формы работника БПС-Сбербанка, ее вполне устраивает. Женщина считает, что именно офисные сотрудники являются лицом любой организации. И, если ты приходишь, к примеру, на работу на двенадцатисантиметровых шпильках и в вызывающей блузе с огромным вырезом, то и впечатление о компании сложится соответствующее, несерьезное. Тем более, стандартную однотипную форму, которая была раньше, в банке отменили. Аккуратная блузка белого или любого пастельного оттенка и черные брюки или юбка - лучшее, по мнению Натальи, сочетание.
Почему из всех работников отделения в центре внимания именно ведущий специалист? Первое: потому, что она именно ведущий, а не просто специалист. Второе: ее имя прозвучало (и уже не первый раз) на слете передовиков региона. Заслуженно ли? В этом случае однозначно да, ибо если бы каждый так добросовестно и качественно выполнял свои обязанности, то определить лучшего из лучших было бы невозможно.
Диана РИДЕЦКАЯ