Стиль рококо в одежде и нежная мода рококо (XVIII век). Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века Английские платья 18 века

Не совсем "наш" период времени но ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ статья по форме платьев 18 века, все кратко и понятно:
http://destineedepaul-ru.blogspot.ru/2011/04/18.html

В 18 веке для пошива наряда модные дамы могли выбирать из 3 основных типов платья. Их крой, отделка, цвет и рисунок ткани, ширина и форма юбок и т.п., естественно менялись на протяжении лет, но все это было лишь варианты этих трех основных типов:
1 . Закрытое платье (round robe). Такое платье было цельнокроенным и носилось без юбки.

1730 Петтер Тиллеман. Портрет Эдварда и Мэри Марко.
Закрытое платье из синего сатина.


1727 Роберт Турнье. Граф Фердинанд Адольф фон Плеттенберг и его семья.
Два закрытых платья из шелкогвой тафты.
 



1742 Вильям Хогарт. Портрет детей мистера Грэма.
Три девочки одеты в закрытые платья с фартуками.


1790 Закрытое платье ("round robe";), Англия, коллекция Сноусхилл.


 2 . Распашное платье (open robe) было открытым спереди и носилось с юбкой. У его лифа обычно был сшитый отдельно стомакер (наживотник), как правило прикреплявшийся к корсету и платью булавками. Стомакер украшали вышивкой, декоративной шнуровкой, лентами, тесьмой или же каскадом бантов. Стомакер мог быть цельным или состоять из двух половинок (compéres) - в этом случае эти две половинки либо застегивались на пуговицы, либо просто имитировали такую застежку.


1765 Платье-сак с стомакером "компер". Музей Метрополитан.


 Придворное платье-мантуа с вышитым стомакером.


Вышитый стомакер.


1780 Robe à la turque. "Турецкая мода" с компер, застегнутым стык в стык
(шнуровка, крючки или булавки).


Примечание к верхней иллюстрации: такие "турецкие платья" - это особая история. Они вошли в моду в конце века, примерно в 1770гг, и встречались в самых разнообразных вариантах. Чаще всего это было своего рода платье-халат, одевавшееся поверх другого платья, часто контрастного цвета (например, шемиз де ла Ренн, платья-сорочки из тонкого муслина, или однотонного шелкового закрытого платья). В этом случае этот "халат" прикреплялся на талии для создания приталеного силуэта, либо спадал свободно (robe à la Polignaq). Либо это была имитация платья-халата, и тогда оно шилось как англез или франсез со стомакером-компер (как на иллюстрации). Крой этого платья, как и его названия (levité, robe à la circasienne, robe à la turque) также постоянно видоизменялся. Кто первым изобрел такое платье? Это неизвестно, но вкрадывается подозрение, что и тут не обошлось без мадам де Помпадур, если мы посмотрим на этот ее портрет:


1746 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур. Деталь портрета. Обратите внимание на лиф.

Трудно сказать, что это такое, но кажется, это закрытое платье, где на лифе ленты от банта пришиты
таким образом, что создается впечатление "перевернутого" стомакера.
Возможно, кого-то в свое время этот портрет вдохновил на создание новой моды.

В моде поздних лет были распашные платья с лифом, застегивающимся стык в стык. Ткань открытых платьев была сдрапирована сзади на талии и пришита так, чтобы создать приталеный силуэт - на манер, который с 1780 г стал известен как à l"anglaise, или же спадала складками от плечь до подола, - этот стиль был известен как "сак" или robe à la française.


(слева) Платье-сак было в моде на протяжении практически всего 18 века,
лишь в конце века уступив место простоте роб англез.
Ткань, драпированная на плечах, спадает вниз элегантными складками.

(справа) 1741 Жан Баптист Перроно. Мадам Соркенвиль.
Платье-сак из муарового шелка с отделкой из такой же ткани.
Стомакер украшен декоративной шнуровкой с голубой шелковой лентой.
Такие же ленты украшают рукава.


Как англез, так и франсез могли носить в стиле "полонез". При этом верхняя юбка платья приподнималась сзади с двух сторон, что открывало взгляду юбку, надетую под платьем.


1775-80 Платье-полонез

Одним из вариантом полонеза было платье "à la circasienne":

1780 Robe à la circasienne


1762-64 Джошуа Рейнолдс. Портрет Нелли О"Брайен.
Открытое платье в полоску, одетое поверх
стеганой юбки из светло-коричневого атласа.
Обратите внимание на горизонтальное направление полосок на рукавах.
Черная накидка из прозрачное ткани, по-видимому украшеная вышивкой, закрывает плечи и лиф платья.


Стеганые юбки были в моде на протяжении всего 18 века. Они шились из атласа и белой шелковой подкладки, между которыми находился слой тонкой шерсти. Иногда стеганые юбки были тяжелыми и неудобными, и тем не менее они были очень популярны в качестве неформальной одежды. Такие юбки часто приобретали в магазинах уже "прет-а-порте", готовыми к употреблению. Стеганые юбки носились всеми слоями населения - от женщин из высших слоев общество до бедных трудящихся женщин. Благодаря своей популярности и доступности, до наших дней дошло множество экземпляров таких юбок, дизайн которых все более и более усложнялся в течение 1740гг и мог представлять собой сложный рисунок из геометрических фигур и натуралистичных цветочных мотивов.


Стеганая юбка и корсет. Вторая половина 18 века, Америка. Музей Метрополитан.


1757 Фрасуа Юбер Дрюэ. Мадам Чарльз Симон Фавар.
Платье-сак из синего шелка, отделанное оборками и бантами.
Хорошо видны складки на спине.
Стомакер отделан оборками из той же ткани, что и платье.
Такой приталеный силуэт, несмотря на свободные складки на спине,
достигался с помощью швов под складками, соединявших лиф и подкладку,
а также шнуровки на подкладке, позволявшей утягивать или распускать платье.
Поэтому такие платья были практически "one size".


Подкладка платья-сак (1778) со шнуровкой.
К этому времени платья-сак практически вышли из моды,
все больше и больше уступая место английской моде.
Это платье же сделано в Дании, которая была на периферии мировой моды.


1750 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур.
Шелковое платье-сак, обильно украшеное оборками.
Стомакер отделан каскадом шелковых бантов.
Мадам де Помпадур оставалась законадательницей мод вплоть до своей смерти в 1764


1783 Елизабет Виже Лебрюн. Портрет Марии Антуанетты.
Шелковое открытое платье со спинкой на английский манер, украшеное кружевом и лентами.
Тюрбан из тонкой шелковой ткани, украшеный плюмажем.
В руках Мария Антуанетта держит розу - символ дома Габсбургов.


3 . Лиф и юбка отдельно были третей альтернативой. Например, носили стеганые юбки и pet-en-l"air такого же или контрастного цвета (pet-en-l"air - своего рода куртка для прогулок или работы по дому со складками как у платья-сак). Также были популярны приталеные рединготы и различные жакеты с юбками. Куртки и юбки были практичными и удобными для работы или неформальных случаев. Они не требовали так много ткани, как платья, и поэтому стоили немного. Женщины более привилегированных классов носили куртки с юбками в качестве неформальной повседневной одежды, одежды для путешествий, прогулок, охоты и верховой езды.


1745-46 Франсуа Юбер Дрюэ. Жанна Анетта Пуассон, мадам де Помпадур.
Жакет и юбка из серого атласа (?) или бархата (?) с шелковой розовой подкладкой.
Лиф застегивается на пуговицы. Из рукавов выглядывает рубашка из тонкого льна,
рукава которой, по-видимому, плиссерованные.


(слва) 1764 Джон Сингельтон Коплей. Портрет Катрины Осборн.
Костюм для верховой езды из шерстяной ткани с отделкой из золотой тесьмы и атласа.
Перед застегнут на пуговицы. Высокий воротник и крават, завязаный в бант.

(справа) 1781-82 Жан Луи Вуаль. Портрет Катерины Строгановой в детстве.
Темный редингот из плотной шерсти с двойным воротником и плоскими деревянными пуговицами.
Отделаный кружевом воротник выпущен поверх редингота.
Бежевая фетровая шляпа с широкими полями, очень неформальная прическа.


776 Джошуа Рейнолдс. Леди Ворслей.
Редингот из красной шерсти с отворотами контрстного
черного и жилетом контрастного кремового цвета.
Вокруг шеи повязан кружевной шарф-жабо.
Черная шляпа для верховой езды, украшеная перьями в тон отворотам на жакете
и элегантные атласные туфли в тон жилету. Каблуки у туфель к концу 1770-началу 1780х заметно укоротились.


Костюмы для верховой езды давно и прочно заняли место в женском гардеробе, несмотря на то что некоторые критики утверждали, что ношение рединготов делают женщин мужеподобными. Рединготы были очень практичны, и их часто надевали во время путешествий. Когда герцогиня Куинсберри в 1734 году отправилась в путешествие по Европе, она, скорее всего была одета в редингот. Ее брат впоследствии с удивлением писал, что герцогиню в дороге раз двадцать назвали "сир". Юную дофину Марию Антуанетту тоже часто критиковали за то, что она одевается "как мужчина":


(слева) 1771 Йозеф Кранцинген. Мариа Антуанетта.

(справа) 1775-85 Стеганая юбка и жакет.


1770-80 Юбка и "карако", хлопок. Англия.


1750 Костюм для верховой езды. Музей Виктории и Альберта.


1785 Жакет-пьерро с пеплумом и стеганая юбка. Франция.
Музей Метрополитан.


(слева) 1790 Жакет и жилет, украшеные вышивкой шелковыми нитями и блестками.
Франция. Институт костюма в Киото.

(справа) 1775 Pet-en-l"air (или caraco), из шелковой тафты с стомакером-компер (compére),
украшеный оборками, тесьмой контрастного цвета, манжеты-сабо (sabot). Франция
1720 Юбка, украшеная вышивкой цветов "в китайском стиле".
Туфли из льняной ткани на высоком каблуке, вышитые гладью.
Институт костюма в Киото.


1778 Утренний костюм.
Этот костюм принадлежал жене пастора Николая Клаусена из Олборга, Дания.
Она носила этот костюм утром после свадьбы.
Стеганый pet-en-l"air и такая же юбка.


1780 Pet-en-l"air (caraco) и юбка с вышивкой мотивов на манер китайских. Дания.


Как закрытые, так и открытые платья носили поверх нижней юбки на обручах из китового уса, стали или дерева. Юбки либо покупали в магазинах уже готовыми, либо заказывали индивидуальный пошив. Их форма и размер зависели от моды и от собственного вкуса. В 1710 году была мода на юбки конической формы, в 1730гг их форма стала куполообразной. В 1750г., когда была мода на юбки, сильно расширявшиеся по бокам, англичанка Миссис Делани писала своей подруге: "Я рада, что вам не нравятся похожие на лохань юбки, - я держусь в рамках, стараясь избегать всех особенностей, которые слишком модны или слишком немодны." В романе "Том Джонс" Генри Филдинг дал хорошее описание таких юбок: "Двери в комнату распахнулись, и, сначала боком протолкнув вперед себя свою юбку, вошла леди Белластон". Несмотря на явную непрактичность, юбки такой ширины носили повсеместно вплоть до 1760гг. В придворном костюме юбки, сильно расширенные в бедрах, достигали своих самых ужасающих размеров, и при именно дворе они сохранились аж до 1820г. 

В Европе 18 век – эпоха, названная веком женщин. Раскованность и эротизм, огромные платья и грандиозные прически – все это символы 18 столетия. Именно в 18 веке женская мода находится на пике роскоши и пышности.

История моды 18 века

Начало нового столетия знаменуется приходом пышного . Все модные новинки, как и прежде, диктуются из Версаля и Парижа. Мода начала 18 века на первый план выводит женский силуэт с узкой «корсетной» талией, с кружевными декольте и огромной юбкой на панье. Это особое приспособление для придания юбке необходимой куполоподобной формы. Вначале это были круглые панье, а во второй половине 18 века в моду входят панье с бочками. Появляются платья с сильно выступающими боками, но плоские спереди и со стороны спины. Французская мода 18 века предлагала и распашное платье – гродетур, которое одевалось сверху на нижнее платье из более легких тканей без каких-либо вырезов или декольте. Гродетур же изготавливался из тяжелых тканей – шелка, муара, атласа, парчи. Часто одежду отделывали мехом. К середине 18 века, подчиняясь французским веяниям, в Европе входят в моду фижмы, которые изготавливались из конского волоса. Они были значительно мягче панье из китового уса, позволяли сжать юбку, чтобы, например, пройти свободно в дверь. Следом появляются еще более мягкие каркасы – кринолины. А платья покрываются множеством бантиков, ленточек, оборочек. В торжественных случаях к платью прикреплялся шлейф, который можно было снять во время танцев. Это была статусная вещь: чем длиннее шлейф, тем знатнее дама.

Английская мода 18 века

В английской моде испорченный и развращенный стиль рококо не прижился. Практичные британцы предпочитали сукно и шерсть, а не шелк и кружева. Для английского общества того времени основными идеалами были гражданские и семейные ценности, потому мода 18 века в Англии на женское платье отличается простотой кроя и отделки. Предпочтение отдавалось гладким тканям спокойных светлых тонов. Платье могло быть украшено небольшим букетиком цветов. Знатные англичанки поверх нижней юбки с фижмами и корсета надевали платье англез, состоявшего из облегающего лифа и сборчатой прямой юбки. Вырез декольте прикрывали нагрудной косынкой. Зачастую в домашней обстановке английские дамы и вовсе отказывались от фижмы, отдавая предпочтение платью с простой стеганой юбкой. Такое платье называлось неглиже.


Мода XVIII века – это мода на юность, роскошь и беззаботность. – это мода последних беззаботных лет французской аристократии, да и аристократии всей Европы также. XIX век войдет в историю как век революций, одним из первых, в конце века XVIII, свою корону, а заодно и голову потеряет французский король.


Миниатюра с изображением Марии-Антуанетты (сидит справа) и ее сестер
Мария-Антуанетта – последняя французская королева, законодательница моды в стиле рококо


Но пока век XVIII, время балов и салонов. Время платьев с неимоверно пышными юбками, в таких платьях трудно пройти в дверные проемы, и невообразимо высоких причесок. С такими прическами иногда приходится ездить в открытых каретах, так как крыши карет малы для причесок рококо. В конце-концов, в это время на голове могли носить целый корабль.


Что касается костюмов, то мода XVIII века в одежде придерживалась трех основных принципов:



Портрет Людовика XVI – супруг Марии-Антуанетты, последний король Франции (до Великой французской революции)


Первый – юность. И мужчины, и женщины должны были выглядеть как можно моложе. Мужчины не носили бород и усов. Белили и румянили лица. Надевали на голову маленькие , собранными в небольшие хвосты или же узлы.


Женщины как можно больше утягивали корсетами талию, также в это время прекрасной считалась небольшая грудь. Были даже специальные планшетки, которые женщины подкладывали под лиф платья с целью грудь уменьшить. Лица белились и румянились, выделялись глаза и губы. По-прежнему, как и в XVII веке носили искусственные родинки-мушки.


К слову, в XVII веке при французском дворе наоборот ценились пышные женские формы – пышная грудь, округлые бедра, но талия при этом тонкая. Век XVII можно назвать временем, когда эталоном красоты считалась зрелая женщина, век XVIII – противоположность, теперь идеал красоты юная девушка.


То же самое происходило и с цветами одежды. Если в XVII веке преобладали насыщенные темные синий и красный, то в XVIII веке и мужской и женский костюм шился из тканей пастельных оттенков. И это второй принцип моды XVIII века – ваша одежда должна быть как можно наиболее нежных цветов: салатовый, белый, розовый, голубой. Голубой и розовый были любимыми цветами стиля рококо.



Портрет Франсуа Буше – французский художник XVIII века


Принцип третий – как можно больше бантов, лент и кружева. И в мужском костюме особенно. Как в XVII веке, так и в XVIII французская мода как никогда ранее и никогда позже приближала мужской костюм по его декоративности, силуэту и сложности к женскому. Мужчины не только использовали косметику, они также носили банты, кружево и чулки.


Выглядеть как мужчина в XVIII веке означало носить белую нижнюю сорочку с кружевными манжетами, чулки, верхние короткие брюки (кюлоты), украшенные бантами, обувь на каблуке и с бантиком на носке.


Верхней одеждой изначально был жюстокор, пришедший в век XVIII из века XVII. Жюстокор – это длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника (на него выкладывался кружевной воротник нижней рубахи) и с карманами, украшенный большим количеством пуговиц и подпоясанный широким поясом.


С жюстокором носили шейный белый платок – прообраз современного галстука. Во времена барокко, стиля XVII века, жюстокор был темных цветов, в период рококо начинают носить жюстокор голубого и даже розового цвета.



Карикатура XVIII века на высокие прически


Однако вскоре на смену жюстокору приходит сюртук. Сюртук XVIII века приталенный, расширяющийся к бедрам, со складками и с узкой линией плеч и рукавов. Сюртук шили из бархата, атласа, шелка, и декоративными пуговицами.


В конце XVIII века появляется новый вид одежды – фрак. Первые фраки шились из шелковых и бархатных тканей самых различных цветов и украшались вышивкой.




Женщины также носят нижние сорочки, украшенные кружевом. Затем корсет из китового уса и каркас под юбку платья. Каркасы в это время делаются на фижмах.


Фижмы - каркас для юбки в виде вшитых пластин китового уса или ивовых прутьев. Считается, что впервые фижмы появились в Англии в 1711 году. К середине XVIII века под нижнюю юбку начинают надевать овальные фижмы, а также появляется сложный шарнирный механизм для подъема юбки. Теперь очень широкую юбку для прохода в дверной проем можно сузить, а затем вновь расправить.



Антуан Ватто. Две кузины
Платье со «складкой Ватто»


Появляются различные типы платьев. Самым модным становится платье кунтуш. Платье кунтуш (либо платье со «складкой Ватто») – это узкое в плечах платье с довольно большим декольте, его главная особенность – широкие складки («складки Ватто») на спинке платья.


Названы данные складки по имени художника стиля рококо Ватто, на картинах которого можно найти изображения платья кунтуш. Также у данного платья можно увидеть типичные для платьев в стиле рококо рукава – узкие, расширяющиеся к локтю, украшенные каскадом пышных кружев.



Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур



Детали платья маркизы де Помпадур


Также в XVIII веке появляется платье неглиже. Такое платье можно было носить дома. Неглиже носили без каркаса и жесткого корсета. Сверху на него часто надевали карако – своеобразный женский фрак или же курточку с длинными рукавами, короткими фалдами и отворотами на груди.



Портрет Марии-Антуанетты кисти ее придворной художницы Виже-Лебрен



Детали платья Марии-Антуанетты (один из портретов Марии-Антуанетты Виже-Лебрен)


В конце XVIII века на моду Европы и, в том числе, Франции все большее влияние начинает оказывать Англия. В XIX веке Англия вытеснит Францию на второй план и европейская мода XIX века будет формироваться под влиянием английской моды.



Франсуа Буше. Портрет мадам Бержере


Так, из Англии в конце XVIII века во Францию приходит мода на платье полонез. Платье полонез считалось утренним платьем, при этом оно могло быть как домашним, так и парадным. Подол платья полонез был подобран в виде полукружий таким образом, что из под него была видна нижняя юбка.



Портрет миссис Освальд


Большую роль в женском костюме стиля рококо играли и различные аксессуары – веера, ленты, которые повязывали на шею, шляпы, гребни и броши, сумочки. К примеру, сумочка «помпадур», свое название она получила в честь фаворитки французского короля мадам де Помпадур. Сумочка «помпадур» - это небольшая дамская сумочка в виде бархатного, матерчатого или же кружевного мешочка.



Виже-Лебрен. Виконтесса Водрей
Декольте платья прикрыто под влиянием английской моды


Также дамы XVIII века могли носить и весьма специфические украшения, к примеру, блохоловки. Блохи в то время были не редкостью, а проблемы с гигиеной во дворцах существовали еще со времен Средневековья.


Европейские аристократы мыться не любили (да и условий не было – во дворцах отсутствовали бани) и поэтому предпочитали использовать духи в большом количестве. Так что блохоловки были и украшением, и вполне необходимой с практической точки зрения вещью. Выглядели они в виде вилочки с подвижными зубцами-усиками. Носили светские дамы блохоловки как украшение на шее.






Кольцо, подаренное Марией-Антуанеттой ее дочери Софи.

В XVIII в. сохраняется влияние Франции на европейскую моду. Именно во Франции рождается новый художественный стиль «рококо» , который начал складываться в эпоху регенства Филиппа Орлеанского при малолетнем короле Людовике XV (1715-1730 гг.). После некоторого застоя в последние годы правления Людовика XIV, когда ставший крайне религиозным стареющий король не желал видеть вокруг себя ничего нового (ни молодых лиц, ни новых костюмов), наступила эпоха безудержного наслаждения жизнью и бесконечной погони за удовольствиями. Вместо величественных государственных деятелей, которыми хотели казаться придворные Короля-Солнце, появились новые образы галантных кавалеров (Адонис в легких туфлях), считавших любовные интриги гораздо важнее государственных дел.

Костюм становится очень легким и изящным. Тяжелым парче и бархату теперь предпочитают легкие лионские шелка: тафту, гродетур, муар. Жюстокоры (с 1760-х гг. - аби - менее объемный вариант жюстокора) вышивают не металлическими галунами, а золотом, шелком, а со второй половины XVIII в. - мишурой, синелью, кусочками зеркал. Уменьшается размер париков, которые теперь обильно посыпают белой и цветной пудрой. Костюм украшают бриллиантами - самым модным драгоценным камнем в XVIII в. - от шляпы до пряжек на туфлях.

В женском костюме в это время вновь распространяются юбки на каркасе (панье ), но сделанном не из тяжелого металла, а из ивовых прутьев. Затем появляются панье из китового уса, прутьев или металлической проволоки, сильно расширяющие юбку с боков (панье с локтями). Такой костюм в сочетании с обильным гримом (в XVIII в. румянились и белились даже дети и мужчины) и пудреным париком лишал возраста, позволял каждой женщине выглядеть изящной и грациозной, всегда готовой к любовным приключениям, как того требовал «галантный век».

Появляются новые неприталенные широкие платья с живописно драпированной спинкой - контуш (адриен ) и приталенные спереди платья с драпированным полотнищем сзади (в XIX в. такая спинка получит название «складки Ватто» ). Все эти так называемые французские платья в качестве парадных туалетов широко распространились при всех европейских королевских дворах вплоть до конца XVIII в. Ассортимент одежды в XVIII в. значительно расширяется: в 1760-е гг. появляется «польское» платье для модного танца полонез с драпированными спинкой и юбкой, платье с драпированной верхней юбкой на нижней юбке («платье, подобранное в карманы»), «английское» платье, которое носили без панье, домашнее платье «дезабилье» .

Самой экстравагантной женская мода станет во время правления короля Людовика XVI. Королева Франции Мария-Антуанетта стремилась стать «королевой мод», «арбитром элегантности», самой модной женщиной в Европе, хотя на самом деле была настоящей «жертвой моды», нося самый неудобный костюм, какой только можно было придумать. Она никогда не надевала дважды одно и то же платье, каждый день трижды меняла платья, каждую неделю придворный куафер (парикмахер) Леонар Боляр делал ей новую необыкновенную прическу.

Прически были самым большим чудачеством эпохи: укрепленные на проволочном каркасе они иногда достигали в высоту полутора метров, были украшены искусственными буклями, драгоценностями, кружевами, лентами, перьями, искусственными и живыми цветами, а иногда и целыми сценами с макетами кораблей, фигурками людей и животных. Они доставляли огромные проблемы своим обладательницам: в них водилось множество насекомых, спать можно было только на специальной подставке, чтобы уберечь прическу, трудно было пройти в низкий дверной проем, ехать в карете можно было, только высунув голову наружу и т.п.

Каждая новая прическа имела сюжет на злобу дня: будь то победа в морском сражении, прививка королю против оспы, премьера новой оперы Глюка или голодные волнения бедноты в Париже. Парижский журнал «Курьер де ля мод» в 1770 г. в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок - всего 3744 образца в год, что считалось величайшим достижением времени, позволяющим каждому проявить свой вкус при выборе прически.

Настоящей законодательницей моды была модистка Марии-Антуанетты Роза Бертэн , которую называли «министром моды». Р. Бертэн можно считать первым кутюрье, так как именно она предлагала королеве новые модели платьев, шляп и отделок, дважды в неделю посещая Версаль. Р. Бертэн придумала много модных новинок того времени: например, цвет блохи (пюсовый ), турнюр. Знатные дамы часами просиживали в приемной «министра моды», дожидаясь аудиенции, чтобы заказать платье у модистки самой королевы. Именно Р. Бертэн принадлежит крылатая фраза: «Новое - это хорошо забытое старое», которая точно отражает сущность моды (хотя сказано это было по поводу переделки старого платья королевы).

Все эти крайности французской придворной моды были определенным символом крайней степени разложения одряхлевшего режима абсолютизма. Параллельно возникла новая мода, связанная с ценностями формирующегося буржуазного общества. В XVIII в. появилась вторая столица моды - Лондон. В Англии возник свой стиль, которому подражали даже в Париже. Новый класс - буржуазия, или «третье сословие», создает свою моду. В среде мелкого помещичьего дворянства - джентри - возникают новые формы одежды, которые впоследствии станут классикой: фрак и редингот .

Эта удобная и функциональная одежда предназначалась изначально для верховой езды, но максимально отвечала потребностям человека, ведущего активный образ жизни. В ней не было явных знаков социального положения (драгоценных тканей, вышивки), ее шили из однотонных шерстяных тканей английского производства, она была как бы нейтральным фоном для самого человека. Именно в Англии вновь вернулись к античному наследию в качестве основы для формирования нового модного стиля - неоклассицизма , который в последней трети XVIII в. станет самым популярным стилем в архитектуре, скульптуре, живописи, прикладном искусстве и женском костюме. Простые лаконичные формы, однотонные ткани, платья-рубашки, покрывала, элементы драпировки, отказ от панье, а иногда и от корсетов - все это, казалось, приближало к благородным античным образам. Античный стиль в женской одежде станет самым модным накануне Великой французской революции, так же, как и английский стиль (фраки и рединготы) в мужской одежде.

В конце XVIII в. в буржуазной промышленной Англии окончательно победил английский национальный стиль в костюме, зародившийся еще в XVII в.

Рококо, как и барокко, почти не имел влияния на английский костюм, который развивался в традициях классицизма. Это проявлялось в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линий и форм.

Практичные британцы предпочитали сукно и шерсть, а не шелк и кружева.

Английское влияние во французском костюме, так же как и французское влияние в английском, на протяжении всего периода носит обоюдный характер. Однако черты английской моды, строгой и целесообразной, более соответствующей духу времени, хотя и приобретали во французском костюме большую кокетливость и вычурность, обогащали и направляли основную линию развития костюма. Французское же влияние в английском костюме, становясь на определенный период господствующим, в конце концов отступало перед изысканной простотой и сдержанностью национального вкуса.

Женский костюм

Для английского общества того времени основными идеалами были гражданские и семейные ценности, потому мода 18 века в Англии на женское платье отличается простотой кроя и отделки. Предпочтение отдавалось гладким тканям спокойных светлых тонов. Платье могло быть украшено небольшим букетиком цветов.

Знатные англичанки поверх нижней юбки с фижмами и корсета надевали платье англез, состоявшего из облегающего лифа и сборчатой прямой юбки. Вырез декольте прикрывали нагрудной косынкой. Зачастую в домашней обстановке английские дамы и вовсе отказывались от фижмы, отдавая предпочтение платью с простой стеганой юбкой. Такое платье называлось неглиже.
В женском костюме применялись легкие светлые шелковые и хлопчатобумажные ткани, однотонные или с мелким цветочным рисунком.

Основой каркаса в костюме были корсет и фижмы. В 50 -60-е годы появляются овальные фижмы, которые надевали под нижнюю юбку на линии бедер. Для удобства их делали на шарнирах, что позволяло регулировать объем юбки, сжимая ее локтями. Применяли также стеганые юбки. В конце века фижмы исчезают и каркасной остается только верхняя часть лифа.

Поиски новых форм в женской одежде развиваются в направлении скромного и делового, строгого костюма - юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

Существовало множество вариантов этого платья - от домашнего до парадного. Были полонезы с низким декольте, с пышными драпировками, закрывавшими спереди почти всю юбку («полонез с крыльями») и т.д.

Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. Этот костюм дополнялся большой косынкой, отделанной кружевами или оборками, которую накидывали на плечи.

Под таким платьем состоятельные дамы 18 века носили льняную сорочку (chemise), которую часто стирали, в отличие от самого платья. На сорочку надевали корсет. Между половинами лифа спереди крепился стомак - треугольный элемент из ткани, который часто украшали вышивкой цветными шёлковыми и металлизированными нитями.

Парадные туалеты отличались большой пышностью и украшались кружевами, оборками, бусами, букетами и гирляндами искусственных и живых цветов, а головные уборы - страусовыми и павлиньими перьями. Перчатки, зонтик, трость и лорнет вошли в моду к 80-м гг. 18 века.

В 80-е гг. английская мода влияет и на женский костюм. Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий, их шьют из легких тканей светлых тонов. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом. Лиф с округлым вырезом мягко драпируется косынкой, покрывающей плечи и грудь.Английские корсеты были гораздо жёстче французских, но и те и другие стремились создать продолговатый плавный силуэт с тонкой талией и приподнятым бюстом. Для уплощения спинки до 1780-1790 гг. поперёк лопаток помещались прямые косточки, в моду начал входить более не-принуждённый стиль и завышенная линия талии, и менее жёсткие хлопчатобумажные корсеты стали кроить короче и уже в спинке.

К концу 18 века шнуровки с косточками временно выходят из употребления. (Возможно, их продолжали носить приверженцы более консервативной моды и дамы, не совсем довольные своими формами).

Для верховой езды аристократки надевали костюм, состоящий из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

Тенденция приспособить костюм к деловому образу жизни английского буржуа сочетается со стремлением к соответствию костюма естественным пропорциям фигуры.

Это особенно ощущается в женском костюме. В 50-60-е гг. англичанки изобрели шарнирные фижмы, что позволило регулировать объем юбки, сжимая ее локтями. В 80-е гг. и они исчезают, каркасной остается только верхняя часть лифа. Лиф женских платьев становится более свободным и закрытым: декольте закрывается нагрудной косынкой, рукава предпочитают узкие и длинные.
Отсутствует пышная орнаментация, исчезают парики с буклями и хвостами, перестают пудрить волосы.

Цветовая гамма - серый, коричневый, оливковый, фиолетовый. В летней одежде - легкие светлые шелковые и хлопчатобумажные ткани, гладкие или с мелким растительным узором.

В связи с семейно-хозяйственным образом жизни женщины в ее костюме широко используются такие дополнения, как передники, чепцы, наплечные и нагрудные косынки, обувь на низком каблуке.

Поиски новых форм активно развиваются в направлении скромного, делового, строгого костюма - юбки и жакета, напоминающего мужской фрак. Англичанки особенно широко наследуют в своем костюме покрой, форму деталей, элементы отделки мужской одежды: воротники, отвороты, канты, петлицы.

Благодаря удобству, практичности, элегантным в своей простоте и строгости формам английский костюм в 70-е гг. подчиняет себе европейскую моду. Он становится основным типом городского костюма во всех западноевропейских странах, в том числе и во Франции.

Мужской костюм

В мужском костюме бархат, шелк, атлас заменили шерстью, сукном.

Английский суконный фрак имел двубортную застежку, высокий стоячий воротник, более скромный шейный платок, галстук. Фрак был короче французского и имел прямую, скругленную внизу линию борта в противоположность французскому, в котором полы был резко скошены внизу. Кроме того, покрой и силуэт английского фрака обеспечивали большую свободу движения, не создавали сверхузких объемов.

На основе английского фрака появился редингот вначале как одежда наездников, а затем как верхняя одежда прилегающего силуэта, с двубортной застежкой и воротником с высокой стойкой или с несколькими воротниками.

Практичность, деловитость и удобство английских форм, соответствующих новому образу жизни буржуа, обеспечили Англии положение законодательницы мужских европейских мод с конца XVIII в. и до наших дней.

Фрак появился в Англии в 1-й половине 18 века. Первоначально он предназначался для верховой езды, а позже распространился в Европе как гражданская одежда. Его всегда носили без шпаги, и у него не было карманов.

Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка, например, во Франции. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. Покрой фрака часто менялся.

Особенно моден в 70-е гг. стал английский «редингот» - верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды.

У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались и кюлоты. Наряду с белыми появились полосатые шерстяные чулки.

В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук - чаще всего из полосатого сукна.

Обувь

Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками.

В английской обуви широкое распространение получают мужские сапоги с отогнутыми краями на светлой подкладке, гусарские с короткими голенищами. Сначала их носили только для верховой езды, но в конце века они становятся частью городского костюма

Высокие ботинки с отворотами из кожи на высоком каблуке. Популярны в Англии в конце 18 века, носились с бриджами. Такие сапоги обычно носили в путешествиях и на охоте. Эти сапоги позднее стали элементом мужского городского костюма

Дамы носили парчовые, атласные или бархатные туфли на высоком каблуке и чулки светлых тонов.

Женские головные уборы и причёски

В ассортименте женских головных уборов появляется легкая широкополая соломенная шляпа с шелковыми лентами. Ее появление связано с романтическим английским идеалом, который воспевал близость к природе.

Мужские головные уборы и причёски

Украшения и аксессуары.