Учреждения пребывания детей оставшихся без попечения родителей. Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пребывание детей в интернатах на временной основе

Тем, кто в силу разных обстоятельств всерьез решил усыновить или взять под опеку ребенка, будет небезынтересно узнать, какие же учреждения занимаются воспитанием и образованием детей, оставшихся сиротами. В этой статье мы рассмотрим образовательные учреждения для детей сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.

Классификация данных учреждений регламентируется "Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за №676 от 1 июля 1995 г.

Согласно последней редакции этого положения существует четыре типа таких учреждений.

  1. Детский дом:
  • для детей раннего возраста (с 1.5 до 3 лет);
  • дошкольного возраста;
  • школьного возраста;
  • смешанный.
  • Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организационно-правовая форма данных учреждений определяется статусом учредителя, в качестве которого могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (в случае, если учреждение муниципального подчинения). Допускается и совместное учредительство.

    В образовательные учреждения для детей сирот принимаются:

    • дети-сироты;
    • дети, отобранные у родителей по решению суда;
    • дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.

    В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
    Дети - члены одной семьи, или находящиеся в родственных отношениях, за редким исключением, направляются в одно учреждение.

    По определению, детский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (в отличие от дома ребенка, который является лечебно-профилактическим учреждением и находится в ведении органов здравоохранения).
    Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте.

    Другие образовательные учреждения для детей сирот - дом-школа или школа-интернат (от лат. internus - внутри). Они определяются как "образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье [в случае ее наличия] в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей".

    Дети в образовательных учреждениях для детей сирот делятся на полных сирот (у которых родители либо умерли, либо пропали без вести, либо получили пожизненный тюремный срок) и на детей, оставшихся без попечения родителей (родители которых либо отказались от своих детей, либо лишены родительских прав).
    Есть интересное отличие между двумя этими группами. Полным сиротам государство ежемесячно выплачивает небольшие суммы денег, которые аккумулируются на личной сберегательной книжке ребенка и по достижении совершеннолетия у него на счету может накопиться некоторая «стартовая» сумма (что-то около 100 000 руб.). Детям же, оставшимся без попечения родителей, государство не платит ничего, а обязывает родителей отчислять им алименты с заработной платы (отца - 13%, мать - 10%). В результате, в большинстве случаев, ребенок остается без денег, ведь, как правило, высоким моральным обликом такие родители не отличаются и всячески стараются уйти от данных выплат или просто не работают.

    Еще одна группа, входящая в образовательные учреждения для детей сирот - это специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты. Они созданы для детей с теми или иными отклонениями в развитии (читайте статью "виды детских домов" , где подробно рассказывается о классификации данных учреждений). В таких домах медицинскими средствами, средствами образования и трудовой подготовки, а также методами социально-психологической реабилитации корректируются отклонения в их развитии для последующей интеграции в общество.

    В число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей входят:

    · детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

    · детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    · специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

    · специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

    Основными задачами учреждений являются:

    создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

    обеспечение социальной защиты, медико-психо-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

    освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

    обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

    охрана прав и интересов воспитанников.

    Деятельность таких учреждений строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

    Учреждение создается учредителем. Им могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно Положению о доме ребенка2 во вновь организуемых домах ребенка, как правило, должно быть не менее 30 и не более 100 коек. В доме ребенка возрастной состав детей в группах и количество групп устанавливается в зависимости от мощности учреждения и возрастного состава детей в нем. Каждая группа детей в доме ребенка обслуживается специальной сестрой и няней. Дом ребенка имеет изолятор, обслуживающий больных детей. Количество мест в изоляторе составляет не менее 10% коечного фонда. Помещение дома ребенка, медицинское и хозяйственное оборудование, а также мягкий инвентарь и его содержание должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям детей и соответствующим нормам.

    Организация обучения и воспитания в образовательном учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

    Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

    В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек); одновозрастные (до 4 лет – не более5 человек, от 4 лет и старше – не более 10 человек). В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

    В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

    Учреждение с согласия воспитанников может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соответствующей лицензии.

    В учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признанные недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

    В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

    Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

    Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

    Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом (см. Приложение № 2).

    Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

    Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.

    Управление учреждениями осуществляется в соответствии с законом РФ « Об образовании»1, типовым положением и уставом. Директор учреждения назначаемое лицо и несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями.

    Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное пользование.

    Деятельность учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых от вида учреждения и в расчете на одного воспитанника (см. Приложения № 3 - 6). Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя.

    К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом - это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1 1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. - Владивосток, 2002. С. 13

    Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2000г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.1 1 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. -г.Ростов н/Д: 2000г. С.170 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

    Очевиден тот факт, что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни, и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют ряды криминальных структур, 10% -суицид, остальные либо возвращаются к родителям, которые были лишены родительских прав, восполняя ряды алкоголиков, тунеядцев, либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников, знакомых, и т.д.1 1 «В помощь детскому психологу»: сборник статей/ под редакцией И.Осиповой. - Владивосток, 2001. С.9 В реабилитационных центрах воспитатели, учителя, социальные педагоги и психологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей, изъятых из асоциальных семей, элементарным навыкам самообслуживания, гигиены, учат детей грамоте, письму, счету и т.д., но по истечении срока пребывания в центре, большинство детей возвращаются в кровные асоциальные семьи и, как правило, на протяжении одной недели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.

    Практика определения детей в учреждения «по социальным показаниям»: отсутствие жилья, тяжелое материальное положение, по договору на срок до 1 года и более - зачастую приводит к отказу от ребенка родителей.

    Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

    При невозможности устроить ребенка в семью орган опеки и попечительства принимает меры для устройства ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране:

    • - дом ребенка
    • - детский дом
    • - школа-интернат
    • - приют
    • - центры временного содержания детей.

    Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны. А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства. Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf (дата обращения 27.11.13г) Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

    Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

    Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе

    Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

    Детские дома бывают 8 разных видов:

    • -I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи,
    • -III и IV вида - для слабовидящих,
    • -V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
    • -VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом,
    • -VII вида - для детей с задержкой психического развития,
    • -VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью.

    В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с36. philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г).

    Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. По статистическим Сиротство в России: проблемы и пути их решения; Москва 2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г) данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов.

    Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

    В нашей стране в настоящее время существует около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот

    Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

    Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. В деревне осуществляется воспитание в семье из 5-8 детей, всей жизнедейтельностью которой руководит одинокая женщина-«мать». Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

    В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области в 1996 году. Вторая в Лаврово, под Орлом, и начала свою работу два года спустя Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под общ. ред. В. И. Жукова; РГСУ; : Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с..

    Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время по-прежнему, большое число детей остается в учреждениях интернатного типа, так как в стране идет непрерывный рост неблагополучных, кризисных семей. Это накладывает на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.

    Устройство детей-сирот на семейные формы воспитания давно используется коллективами детских домов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья являются зарекомендовавшими себя и хорошо отработанными в деятельности детских домов формами.

    Именно жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получить приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

    Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

    Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

    Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

    Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

    Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

    Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

    Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

    Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

    1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

    2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

    3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

    После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

    Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

    Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

    а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

    б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

    в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

    г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

    д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

    е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

    ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

    По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

    По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

    Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

    Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

    В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

    Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

    Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

    В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

    Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

    Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

    В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

    Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

    Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).