Жизнь после Высоцкого: как сложилась судьба любимых женщин поэта. Жены высоцкого Любимая жена высоцкого ушла из жизни

Людмиле Абрамовой сейчас 78 лет. В 1991 году она опубликовала книгу воспоминаний о Владимире Высоцком «Факты его биографии». Выйдя на пенсию, преподавала в одном из столичных лицеев.

Татьяна Иваненко

Внебрачная связь с актрисой Театра на Таганке Татьяной Иваненко привнесла в жизнь Высоцкого немало страданий. Не меньше горьких минут испытала и артистка во время романа с известным певцом.

Отношения Иваненко и Высоцкого начались задолго до появления в жизни артиста Марины Влади и продлились в общей сложности девять лет.

Когда Высоцкий уже познакомился со своей будущей третьей женой Влади, он понимал, что заставляет Татьяну страдать. Когда Марина уезжала в Париж, он немедленно ехал к Иваненко.

«Володя страдал, понимая, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть», - рассказывал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Очевидцы вспоминали, что, оказавшись в одной компании с Влади, Иваненко заявила: «Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!»

Но Высоцкий так и не сделал выбор в пользу Татьяны, несмотря на то что она носила под сердцем его ребенка.

Когда Иваненко забеременела, она не стала предъявлять никаких ультиматумов отцу ребенка. Высоцкий тогда уже жил с Мариной Влади. В 1972 году Татьяна родила дочь Анастасию и дала ей свою фамилию. Поэт так и не признал ребенка.

По словам его друга Ивана Бортника, за полгода до смерти Высоцкий приезжал к Татьяне ночью и настойчиво стучал, желая увидеть дочь.

После того как Володи не стало, Таня призналась, что тогда была дома, но виду не подала. Она не поняла, что Высоцкий просто хотел увидеть дочь. Больше таких порывов у него не возникало, рассказывал Бортник.

За эти годы Иваненко не дала ни одного интервью. Она одна воспитывала дочь, отказавшись от карьеры. Анастасия во многом повторила судьбу матери и теперь тоже растит дочь Арину одна.

Как ранее писал «Ридус», внучка знаменитого исполнителя Арина Сахарова знает о своем родстве с легендарным поэтом, однако никогда не афиширует это .

18-летняя девушка не смогла простить Высоцкому того, как он поступил с ее матерью.

Известно, что сейчас семья живет на Ленинском проспекте в Москве. Будучи школьницей, Арина зарабатывала себе на мелкие расходы, раздавая рекламные листовки у метро.

Марина Влади

Высоцкий решил жениться на Марине Влади, когда увидел французскую актрису в фильме «Колдунья». Их личное знакомство произошло спустя несколько лет в кафе. Как рассказывала Влади, он молча сел за ее столик, поцеловал руку и молчал. Его молчание нисколько не смутило актрису. По ее воспоминаниям, она почувствовала, будто знала этого человека много лет.

Пара сыграла свадьбу в 1970 году. Для актрисы это был третий брак, как и для Высоцкого. Влади часто улетала во Францию, и влюбленные были вынуждены общаться по телефону. Поговаривали, что артист узнавал всех телефонисток по голосу, настолько частыми были телефонные разговоры супругов. Высоцкий звонил Влади даже ночью, чтобы исполнить только что написанную песню.

Актриса прощала мужу увлечения другими женщинами и выхаживала Высоцкого после очередной автоаварии.

Спустя семь лет после смерти любимого она написала книгу «Владимир, или Прерванный полет…».

Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства. Долгие месяцы заигрываний, лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви, писала Влади.

Она тяжело переживала смерть знаменитого мужа, хотя отмечала, что брак с Высоцким ее «испепелил». Из депрессии ее вытащил врач-онколог Леон Шварценберг. Они поженились спустя год после кончины Высоцкого. Со знаменитым ученым Влади прожила 22 года. Ее четвертый муж скончался в 2003 году.

Оксана Ярмольник

Студентка текстильного института Оксана Афанасьева (в девичестве) встретила свою первую любовь в комнате администратора Театра на Таганке. Там Высоцкий разговаривал по телефону во время антракта. 40-летний артист подвез 18-летнюю девушку на своем серебристом «Мерседесе» до дома.

Оксана знала, что Высоцкий прославился не только как талантливый исполнитель и актер, но и как бабник и алкоголик. Их отношения закрутились после приглашения Высоцкого на ужин.

«Моя подружка говорит: „Что ты дергаешься? Все бабы Советского Союза мечтали бы пойти поужинать с Высоцким. А ты - не пойду, неудобно. Дура!“ И я думаю: „В самом деле, это же дико интересно, такой человек…“» - приводит слова Афанасьевой «Сплетник ».

Для Высоцкого эта девушка стала последней любовью. Он привозил ей из зарубежных поездок многочисленные подарки. Уговаривал ездить только на такси, чтобы не тратить время, и планировал купить для Оксаны маленькую спортивную BMW красного цвета.

В это время Высоцкий был в браке с Мариной Влади, которая много времени проводила в Париже.

Как-то меня это не очень смущало. Потому что Марина - она ведь была где-то. И не было такого: он днем со мной, а вечером уходит к ней. Она жила своей жизнью, пару раз приезжала в Москву, и Володя ненадолго ездил к ней в Париж, признавалась впоследствии модельер.

Именно Оксана Афанасьева была рядом с Высоцким в период его запоев и наркотической зависимости.

«В течение двух лет я видела, как дозы увеличивались. Сначала это было после спектакля, чтобы восстановиться… Он просто лучше себя чувствовал. Вот он сидит, абсолютно никакой, ему плохо, но делает укол и - нормальный, живет полноценной жизнью… Все думали, что это какие-то игрушки, что все не так серьезно, как есть на самом деле. Была Олимпиада, в Москве был режим, все гораздо строже, чем обычно. Нельзя был достать наркотики», - рассказывала изданию возлюбленная артиста.

По ее словам, они планировали обвенчаться и даже купили кольца. Сделать этого, как известно, не довелось.

Он скончался 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни. В качестве причины смерти медики указали острую сердечную недостаточность. Однако близкому окружению артиста было понятно, что это произошло из-за передозировки наркотиков.

Спустя два года после смерти любимого Оксана встретила в Театре на Таганке актера Леонида Ярмольника. В свое время он заменял Высоцкого в некоторых спектаклях.

«Мне в жизни повезло дважды. У меня был Володя. А потом у меня появился Леня, и я никогда не думала, что такое может повториться. У меня и Леня появился благодаря тому, что в моей жизни был Владимир Семенович», - говорит художник по костюмам.

В браке с Ярмольником Оксана родила дочь Александру.

Он подошел к ней на пустой и темной ленинградской улице, у Черной речки, где стрелялся Пушкин. Запах алкоголя, ссадина на голове, расхристанная рубашка. Попросил денег в долг - рассчитаться в ресторане. В ее кошельке было пусто, и тогда она сняла с пальца кольцо с аметистом - старинное, фамильное, подарок бабушки.
Его звали Владимир Высоцкий. Ее - Людмила Абрамова. Оба приехали сниматься на “Ленфильм” в картине “713-й просит посадки”. Она - студентка ВГИКа, ученица Михаила Ромма. Он - молодой, никому не известный актер. Но темперамент, или, как сейчас говорят, энергетика от него исходила бешеная. Правда, в тот момент все это не играло никакой роли.

Людмила Владимировна Абрамова, вторая жена Владимира Высоцкого, не дает интервью. Перед вами - эксклюзивная история ее любви, семи лет жизни рядом с человеком-легендой…

А если бы это был не он, а просто прохожий?

То же самое. А вы что - пройдете мимо?..

Она нисколько не лукавит. Тогда, в шестьдесят первом, он не был еще тем Высоцким, которому предстояло стать кумиром нескольких поколений.

Он пришел меня поблагодарить. Принес бутылку шампанского и шоколадку, которые в ресторане дали в счет заложенного перстня. Но еды не было, и мы пошли в гости к геологам. Там Володя стал петь - и тут я поняла, куда ушел мой перстень! Этот невероятный темперамент нельзя было не оценить. Я видела много настоящих актеров. Во ВГИКе в эти годы, в мастерской Михаила Ильича Ромма, были Василий Макарович, Андрюша Тарковский, Саша Гордон, Саша Митта. На нашем курсе учились Андрей Смирнов, Андрон Кончаловский. Но Высоцкий на близком расстоянии завораживал. Юрий Петрович был совершенно прав, когда называл Володю шаровой молнией.

Это была любовь с первого взгляда? Высоцкий даже говорил, что встретил самую красивую актрису.

Что-то в этом роде он написал в телеграмме Толе Утевскому, и Толя приезжал в Ленинград со мной познакомиться. У меня много молодых фотографий, на которых я красивая. Вообще красивых женщин было много, а уж во ВГИКе - слава богу! В это же время училась Лариса Шепитько - вот она была очень красивой. А какой изысканной красавицей была Джемма Фирсова!

Владимир Семенович сказал вам тогда, что он женат на Изе?

Нет, я об этом узнала позже.

- Это обстоятельство мучило его как-то?

Вы знаете, я ведь не журналист, поэтому задавание вопросов для меня всегда было проблемой такта или бестактности. Никогда его не спрашивала, но думаю, что какие-то неприятные ощущения в этой связи он испытывал. Хотя с Изой в это время восстановить отношения было невозможно. Их развела жизнь, и очень жестоко. Иза, судя по тому, что она до сих пор играет в театре, любила эту профессию. Почему она не могла в Москве устроиться, не знаю. Несколько лет Иза сидела без работы и наконец уехала в Ростов.

О том, что у нас будет ребенок, она узнала гораздо раньше, чем ей сказал Володя. Кто-то из ее однокурсников позвонил: “Володя всех знакомит со своей новой женой”. Думаю, что ей это было тяжело, - она рассчитывала, что Володя приедет к ней в Ростов. У него ведь в Москве не было настоящей работы, ему даже предлагали место редактора в литчасти театра - настолько “высоко” ценили его актерское мастерство! Это для меня тайна за семью замками, которую я не пойму никогда! Иза - красивая, молодая женщина, ее судьба могла сложиться и без него более интересно.

- Как ваши родные встретили Высоцкого? Они почувствовали в нем эту искру божью?

Как они могли почувствовать? Он должен был войти и сразу запеть? Родители в высшей степени без восторга встретили, они были очень огорчены. Им казалось, что это очень неудачный брак. Володя был безработный, пьющий, из другого круга. Не то чтобы им хотелось, чтобы я замуж за знаменитого режиссера вышла, - они, наверное, огорчились бы в сто раз больше! Семья была научная, и хотелось чего-то стабильного, серьезного. Они были яркими личностями. Скверно к Володе относилась моя мама, но это довольно естественно. А бабушка очень любила поговорить с ним о книгах, отправить его по магазинам. Бабушка видела, что он ко мне очень хорошо относится.

А его родители как вас приняли?

Сперва никак, потому что они знали меня шапочно, но чем дальше, тем отношения становились ближе, серьезнее. Когда я родила двоих детей, они очень радовались и гордились.

- Почему вы не взяли его фамилию?

А зачем? Чтобы примазаться к чужой биографии?

Но в тот момент он еще не был великим Высоцким!

Имеющий уши да слышит - я слышала. До сих пор меня потрясает, как можно было мимо этого проходить! Скажем, в театре он не пел, но он же шутил, рассказывал устные байки, читал Маяковского - как это можно было не заметить? Андрей Донатович Синявский, который у него на втором курсе преподавал литературу начала ХХ века, сразу понял, с кем он имеет дело. И не по песням, а по актерским работам. Как Володя работал Чехова! Как он работал Горького!..

- Вы оставили девичью фамилию, чтобы “не примазаться к чужой биографии”. А почему ваши дети в школе были Абрамовыми?

Дети - это немножко другое. Здесь дело не только в славе. Мне не хотелось, чтобы сплетни кружились вокруг детей в школе. В детском саду они были Высоцкими, пошли в школу - стали Абрамовыми.

- Каким Владимир Семенович был отцом?

В воскресенье, когда кусочек дня у него был свободный, любил понаблюдать за детьми. Не могу сказать, что он пытался их воспитывать или на них влиять. Я в Валерочкиных дневниках (речь идет о дневниках Валерия Золотухина.) читала, будто Володя жаловался: дети его видят редко, одному - подзатыльник, другого - в угол. Вот и все воспитание. Это или фантазии, или байки, чтобы развлечь читателя. Никогда в жизни ни одного подзатыльника, ни одного “угла” в помине не было, да и повода наши дети не давали.
В быту Володя был чрезвычайно легким человеком, никакой домашней работой не брезговал: ни стиркой, ни уборкой, ни магазинами. По магазинам он хорошо ходил; денег всегда было мало, он стремительно считал, гораздо быстрей, чем я, гордился, что умел в ресторане взять хороший обед. Мы жили у моих родных в большой семье, готовить было некому; Володя иногда ходил в ресторан “Бега” или в “Советский” днем и в судках брал обед. Он знал, кто что любит, и каждому выбирал еду по вкусу.

- А он любил делать вам подарки?

Любил. Делал это тайно, заранее готовил. Когда началась Таганка и какие-то деньги появились, он советовался с Таней Лукьяновой или с Ниной Шацкой. Покупал одежду, сапоги - все было впору. У меня до сих пор есть янтарные бусы, которые Володя подарил. К сожалению, в ломбарде пропало колечко с александритом - его подарок. В то время продавались цепочки, очевидно, дюралевые, покрытые золоченым лаком, с такими маленькими шариками. Володя увидел в витрине магазина несколько соединенных цепочек длиной 3,5 метра. И он их выпросил. И я, в очередной раз ожидая его, с ребенком на руках, прогуливаясь по комнате от окна к двери и обратно, увидела его. На улице дождь, грязь, Володя достаточно ободранный, как всегда, но сияние прекрасности от него исходит. Достает что-то из кармана, вытягивает, из одной руки в другую переливая, и бежит в подъезд. Это мои любимые бусы.

Вы предчувствовали его приход домой?

Я так напряженно о нем думала, что в какие-то моменты мне что-то передавалось. И он, очевидно, тоже думал обо мне. Наверное, все это соприкасалось. Я шла открывать дверь раньше, чем он выходил из лифта.

- Значит, вы чувствовали, когда ему было плохо…

Ему всегда было плохо. Работы не было. Друзья любили его, но с жалостью. Творческого человека талант изнутри раздирает. Безденежье, беспомощность, обломы на каждом шагу. В какие-то эпизоды его толкает Лева Кочерян, в какие-то - Вася Шукшин. Лева настоял, чтобы его взяли в “Стряпуху”. В результате Кеосаян был недоволен, и Володя был недоволен. А у Любимова появился повод поиздеваться: “В “Стряпухе” снимаешься!” Володя сдерживал свой готовый ответ: “Вы-то снялись в “Кубанских казаках”, не так ли? И таким же шутом гороховым!”

- Наверное, у вас бывали периоды полного безденежья?

Конечно. Летом 64-го года, когда вопрос о приеме Володи на Таганку теоретически решился, но театр еще не вернулся в Москву из отпусков и гастролей, денег не было совершенно. Я готовилась к рождению Никиты. Троюродный брат Володин, Паша Леонидов, очень хотел Володе помочь. Он составлял программу большого концерта в саду “Эрмитаж”. Там должны были петь Мулерман, Кобзон, Макаров, Лариса Мондрус. Паша провел Володю за кулисы, чтобы он показал певцам что-то из своих песен: может быть, они взяли бы их в репертуар. Не взял никто. Ни на кого песни не произвели впечатления. Для Кобзона Володя пел “Звезды”. Ему понравилось, и он сказал: “Я сейчас не возьму ничего. Володя, ты сам станешь петь свои песни. Когда будешь петь, ты мне отдашь”. И как-то очень тактично дал четвертной.

В каких условиях Владимир Семенович сочинял песни?

У него места не было. Он первый письменный стол купил в 69-м году, уже когда мы разошлись. Писал на кухне, на бумажке, которую держал на коленях. Удивительно, что он все эти бумажки сохранял.

У него и память была потрясающая!

Совершенно особая. Конспектов не вел никогда, а помнил все. Он очень любил сдавать экзамены - это нас роднило. Он любил это ощущение, когда берешь билет и внезапно ощущаешь, что знаешь все. Я тоже обожала экзамены, правда, лезла вон из кожи, когда готовилась, а Володя просто валялся на чьей-то койке в общежитии, где ребята занимались, а потом блестяще отвечал.
Двухкомнатная квартира в Черемушках, в которую Нина Максимовна переехала из коммуналки, где ее соседкой была легендарная Гися Моисеевна, находилась в экспериментальном доме, без батарей под окнами, но зато с воздушным отоплением и безумной слышимостью.
- Володя пел тихо, перебирал струны с шелестом и ногой еле слышно по пластиковому полу отбивал ритм. Соседей справа, слева и снизу это будоражило. Когда наши дети оставались ночевать в детском саду, у нас народу бывало много, и соседи в отсутствие батареи стучали шваброй в потолок.

Владимир Семенович был ночной человек?

Почему ночной человек? Днем он работал. Он был круглосуточный человек. Когда можно было писать песни? Во время спектаклей голова занята другим, на репетициях - тоже. Володя серьезно занимался вокалом и голосоведением с настоящими педагогами. Ему нужно было невероятно поставленное дыхание. Редкие видеокадры показывают, что такое дыхание Высоцкого. Их можно использовать как учебное пособие. В “Пугачеве” Высоцкий играет кульминационный монолог - “Проведите, проведите меня к нему” - между цепями. Прорыдать, прокричать, пропеть этот трехминутный монолог, не сбив дыхания, - у него даже не шевелятся ключицы!

Правда, что он не любил, когда его песни на концертах записывали на магнитофон?

Он этих людей ногами иногда разгонял. Володя на сцене, а в это время человека четыре лежат, сидят, ходят, втыкают штекеры, тащат провода, жуткие микрофоны пытаются запихать ему чуть ли не в рот - это помогает работе? Еще он запрещал записывать песни, отданные в кино, если фильм еще не вышел. За это мог голову оторвать.

Он в ту пору был пьющим человеком?

Он всегда был сильно пьющим человеком, кроме тех трех лет, когда он не пил.

И последние деньги мог потратить?

Никогда. Из дома он не унес ни одного рубля.

Вы как-то пытались его лечить?

Что значит - пыталась? А как он три года не пил? Сыграл Галилея и Хлопушу. Это можно было в состоянии хронического алкоголизма? Я врачам верила как Богу. Не сомневалась, что Володю можно вылечить. И мне удалось убедить в этом Семена Владимировича Высоцкого и Юрия Петровича Любимова и общими усилиями найти способ положить Володю в больницу. Можно было сделать это и раньше, если бы знать, что бывают нормальные условия и человеческое отношение к больным.

Любимову посвящены такие прекрасные песни, как “Як-истребитель” и “Иноходец”. Какие у них были отношения?

Ценили и понимали друг друга. У них было что-то общее: невероятная жизненная сила, непредсказуемость, широта таланта. Но отношения с Юрием Петровичем были сложны по той же причине, что и с моей семьей. Я считаю, что 90 процентов его роскошной седины сделал Володя. И Зина Славина, которая кроме Володи и театра еще по-настоящему любила Юрия Петровича и предана ему была безгранично, когда видела, как Володины эскапады Любимова достают, могла на собраниях кричать: “Прогнать его! Выгнать из театра!”

Владимир Семенович верил в летающие тарелки?

Это примета времени, примета эпохи. Володя преклонялся перед точными науками: физикой, математикой, химией. Запуск первого спутника, полет Белки и Стрелки, который Володя воспринимал как страшную жертву. Тут дело не в зеленых человечках, а в мечте о внеземной цивилизации.

А в Бога он верил?

Судя по тому, как тактично он относился к моей сумбурной, очень бестолковой, но очень искренней религиозности, верил. У меня все шло от любви к Толстому в большой степени, а у Володи - от жизни. В начале 1970 года он приезжал ко мне сказать, что едет креститься в Армению. Когда две актрисы с Таганки тайно крестилась в Тбилиси, длинные языки нашлись, и Юрий Петрович это расхлебывал. А если бы крестился Володя, то Юрий Петрович потерял бы и театр, и партийный билет. Володя остался бы неуязвимым - его песни создавали вокруг него силовое поле, но у Любимова были бы настоящие неприятности, а Семену Владимировичу пришлось бы уйти в отставку.
Он просил крест: “Вот ты Веньке подарила!” Веня Смехов у меня выпросил вот такой величины напрестольный крест, который моя бабушка подобрала, когда в Самаре разрушали храм. Я подарила Володе довольно своеобразную вещь: женский Георгиевский крест, учрежденный для сестер милосердия во время последней русско-турецкой войны. Такой крест был у одной из моих прабабушек.

Вы расстались, когда он познакомился с Мариной Влади?

Марину Влади он встретил в 67-м году. Развод он у меня попросил гораздо позже. Я сама поняла, что мне пора уходить, потому что он вышел на совершенно другой уровень, на котором помочь я уже не могла. С другой стороны, я очень не светский человек, а Володя как великий актер смог это свойство в себе воспитать. Для меня это было совершенно невозможно. Все, что я могла для него сделать, - это верить в него в тот момент, когда не верили другие, искренне восхищаться каждой его строчкой. Он-то шел вверх, а я - вниз. Мне говорили: “Вы такая умная женщина, такая образованная, столько Володе дали!” Эти рассуждения - курам на смех. Никогда я ему не советовала, ничего не объясняла и никакой культурой не делилась. Наоборот, то, что я сейчас могу какие-то умные слова говорить, - это все Володя. Его роли, его песни.

- Значит, это было ваше решение - разойтись?

Я знала, что у него есть женщина, и, конечно, поводом было это. То, что мы не удержимся, сомнений не вызывало. Даже нужно было пораньше уйти. Мы развелись, когда я лежала в больнице. Володя меня взял на несколько часов, в суде все было быстро. Потом поехали в Черемушки, и Володя пел песни, которыми я восхищалась, а ему они не казались шедеврами. В частности, “Полчаса до атаки” - я ее без рыданий слушать не могла. Он и ее спел, и все мои любимые песни.

- Для ваших родных этот развод тоже стал ударом…

Для всех, кто Володю знал, это был удар. Они потеряли возможность доставать своим важным знакомым билеты на Таганку, перестали быть родственниками Высоцкого.

Ваша сестра даже разбила гитару Высоцкого!

Она разбила не тогда. Володя ей купил гитару, потому что он очень часто в ее квартире пел. Леночка была очень близким человеком для нашей семьи. Она сломала гитару, когда поверила в сплетню, что Володя в 73-м году уехал в эмиграцию. Это была его первая поездка к Марине. Марина ведь сразу из ЗАГСа побежала оформлять приглашение, а выпустили его только через два года.

Он вам помогал после развода?

Конечно, ведь у нас двое детей было. Больше того, он меня просил не торопиться устраиваться на работу. И работать я пошла очень поздно, у меня до сих пор полного стажа нет.

- Помимо работы экскурсоводом в Музее Владимира Высоцкого вы преподаете и в школе.

Я бы не выжила, если бы в школе не работала. Я бы околела просто. Преподаю риторику в прогимназии - там учатся деточки от двух с половиной лет до семи.

Кто-нибудь мог себе представить, что творчество Владимира Семеновича будет изучаться в школе?

Я в этом не сомневалась никогда. Пока были только блатные песни, мне это и в голову не приходило. А в 67-68-м годах я была уверена, что на примере его актерских работ будут обучать студентов.

А были роли, которые вам не нравились?

Мне не нравилось, что он согласился в “Хозяине тайги” играть. Я понимала, что это Можаев написал, но чувствовала, что кино никудышное будет, и играть отрицательную роль национальный и культурный герой народа не имеет права.

Не жалеете, что ваша актерская судьба не сложилась?

Я жалела, когда была за Володей замужем, о том, что его жена не артистка. У Валерки - артистка, у Веньки - театровед, а я - домохозяйка.

У вас с Владимиром Семеновичем двое детей и семь внуков!

И такое ощущение, что скоро появится правнук. Один из старших Аркашиных детей, Вова, женился в Соединенных Штатах, и они ждут прибавления. В моем поколении мало у кого есть правнуки.

Эти семь лет с Высоцким… Я не ошибусь, если скажу, что они оставили самый яркий след в вашей жизни?

Вы ошибетесь. Это были, безусловно, плодотворные, счастливые, значительные годы, но они мою жизнь немножко надломили. Когда замечательный священник отец Алексей Уминский сформулировал мое положение в жизни, он поставил мне диагноз: “Вы - инвалид Высоцкого”. Он был прав. Я - инвалид Высоцкого.

Музыкант пользовался оглушительным успехом у женщин , и он отвечал им взаимностью. В день р

Любимые женщины Владимира Высоцкого

 12:15 30 марта 2017

Музыкант пользовался оглушительным успехом у женщин, и он отвечал им взаимностью. В день рождения Владимира Семеновича мы решили рассказать о девушках, которые лишали барда «покоя, отдыха и сна».

Изольда Жукова, первая жена


Иза, хрупкая, невысокого роста девушка, училась, как и Высоцкий, в Школе-студии МХАТ, но на два курса старше. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у однокурсницы Изы. Через некоторое время стали жить вместе, а вскоре надумали оформить отношения. Но решили обойтись без пышной свадьбы.

Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе «Артистик». Его долго не было, и невеста пошла выручать будущего мужа. Едва она вошла, Владимир огорошил:

Изуль, я всех пригласил!
- Кого всех? - удивилась Иза.
- А я не помню. Всех, кто тут есть!

Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он не был тем самым Высоцким. Тогда он еще не был обласкан поэтической и актерской славой, всесоюзной известностью и народной любовью. Музыка мужа девушку даже раздражала: «Его песни были для меня терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Люди-то их слышали впервые, а я - в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт, злилась: нельзя заниматься только песнями. В те годы мне так казалось».

Людмила Абрамова, вторая жена


С актрисой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку», спустя несколько лет они поженились. Об их супружеской жизни известно немногое. Оба их сына - Аркадий (он стал сценаристом) и Никита (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого) - родились еще до женитьбы.

Брак был недолгим, супругов многое не устраивало друг в друге. Мама артиста Нина Максимовна вспоминала, что очень переживала за внуков, но сын ее успокаивал: «Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. А детей я никогда не оставлю». Действительно, до конца своих дней, несмотря на авральную занятость, Высоцкий заботился о сыновьях.

Татьяна Иваненко


Из всех любовных историй Владимира Семеновича связь с Иваненко была самой запутанной. Отношения Высоцкого с актрисой Театра на Таганке начались задолго до появления в его жизни Марины Влади и продолжались уже при ней. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывал: «Володя страдал, понимая, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть. И она тоже очень страдала. Стоило Марине куда-то уехать - Володя встречался с Таней».


Однажды обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: «Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!» Марина лишь снисходительно улыбнулась. Иваненко часто звонила артисту по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать. В 1972 году Татьяна родила Высоцкому дочь Анастасию. Говорят, она очень похожа на отца.

Марина Влади, третья жена


Французскую актрису Марину Влади Высоцкий увидел в фильме «Колдунья» и решил, что однажды женится на ней. Несколько лет он ждал встречи, и, когда она наконец произошла, завязался бурный роман. Именно Марине бард посвятил большую часть своей любовной лирики. Расставаясь даже на короткий срок, они не могли обойтись без телефонных разговоров. Высоцкий так часто звонил в Париж, что был заочно знаком со всеми телефонистками. Супруги (свадьбу сыграли в 1970 году) летали друг к другу с той же периодичностью, с которой многие ездят на трамвае.

Часто бывало, Высокий будил Марину посреди ночи, чтобы спеть только что написанную песню. Она выхаживала его после очередной аварии, голыми руками вынимала из раковины сгустки крови, которыми мужа рвало во время приступов, прощала многочисленные романы. Из Парижа актриса привозила абсолютно все - от джинсов до мебели и бытовой техники для загородного дома.

В память о возлюбленном Марина хранит первую книгу его стихов «Нерв», фотопортрет и, конечно же, песни. Она разыскала и переписала все, что Высоцкий пел когда-либо в театре, кино, на телевидении и концертах. Только вот слушать эти записи женщина не может. «Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии… и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо».

Оксана Афанасьева


Высоцкий называл Оксану своей последней любовью, а это дорогого стоит. Когда они познакомились, ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Красивая и необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Знаменитый артист попросил телефон, пригласил на свидание. Оксана размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: «Да ты что?! Все бабы Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!» Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Афанасьева рассталась со своим женихом.

Высоцкий так влюбился в Оксану, что вознамерился разводиться с Мариной Влади. Едва познакомившись, они общались так, будто знали друг друга всю жизнь. «Я люблю тебя», - первое, что сказал Владимир Семенович, обращаясь к юной девушке, когда пришел в себя после первой клинической смерти. Они собирались обвенчаться. Нашли батюшку, купили кольца, но не успели…

Владимир Высоцкий был женат трижды, однако если о последней спутнице его жизни известно почти каждому, то судьба первых двух женщин остается в тени.

Первая жена Высоцкого любила его всю жизнь

Иза Высоцкая – первая жена Владимира – единственная, кто официально носит фамилию известного актера. Они познакомились в те времена, когда Высоцкий только начинал свой творческий путь. Она была третьекурсницей Школы-студии МХАТ, а он только поступил в училище. Владимир был юн, пылок, оказывал внимание всем девушкам студии. Даже тот факт, что Иза на момент их знакомства была замужем, не имел для него никакого значения.

Иза влюбилась в него по самые уши, она фактически вела двойную жизнь и не мыслила и дня без встречи с Владимиром. Когда после окончания МХАТа Иза уехала работать в Киев, то Высоцкий старался как можно чаще приезжать к любимой. Вскоре женщина забеременела, однако решиться родить ребенка так и не смогла. Официально молодые люди поженились только спустя два года после начала киевско-московского романа. Это были тяжелые времена для пары: Иза не могла найти работу, Высоцкий участвовал в массовках, жена хотела ребенка, а муж пил. Так продолжалось до того, пока не стало известно о новой беременности, но тут вмешалась мать Владимира, и Иза снова сделала аборт. Наверно это и послужило отправной точкой начала конца их отношений. Вскоре Иза уехала работать в Ростов, Владимир остался в Москве. Однажды телефонный звонок перевернул жизнь актрисе: звонила ее подруга и сообщила, что другая женщина беременна от Владимира. После этого Иза уже не могла жить с мужем и их отношения закончились. Однако забыть мужа она так и не смогла и пронесла свою любовь через всю жизнь. Даже своему сыну Глебу, рожденному от другого мужчины, она дала фамилию Высоцкий.

Вторая жена Высоцкого получила предложение в первую ночь знакомства

После того, как Владимир расстался с первой женой, он сошелся с Людмилой Абрамовой . Они прожили вместе семь лет, и за это время у пары родилось двое детей. Их отношения начались странно: до той роковой встречи Людмила не знала Высоцкого в лицо. Они познакомились поздним вечером возле гостиницы: Владимир был пьян и попросил у женщины денег. Внутренний голос Людмилы сказал, что этому человеку нужно помочь, но т.к. сама молодая актриса в то время была «на мели», то она решила дать Высоцкому золотой перстень. В тот же вечер Владимир сделал ей предложение.

Конечно, это нельзя было назвать любовью, скорее всего, это была судьба. Вспоминая те времена, Людмила говорит, что их жизнь была полосатой, т.е. было и много хорошего, и много плохого. Вторая жена Высоцкого отмечает, что их союзу не были рады, ведь родные Людмилы ожидали более удачного выбора дочери, а Володина мама вообще не проявляла каких-либо эмоций, зная, что официально ее сын женат на другой. Но тут надо отдать должное Абрамовой, ведь, несмотря на все непонимания со стороны близких и со стороны общества (тогда на незарегистрированный брак смотрели косо), у них была настоящая семья. Она всегда уважительно относилась к чувствам мужа, даже тогда, когда он ездил встречаться с Изой. Она не просто терпела, Людмила понимала, что Владимир не может жить иначе, ведь обидеть другого человека для него было невозможным. Она родила Владимиру двоих сыновей – Никиту и Аркадия, и всегда хотела, чтобы их семья была полной. Однако даже такой женщине, как Людмила, не под силу было справиться с болезнью мужа – алкоголизмом. Трудно сказать, насколько сильной была любовь Абрамовой к Высоцкому, но одно точно – она всегда относилась к нему с нежностью и уважение. В этом была она вся. Даже говоря о Марине Влади, третьей жене Высоцкого, она не испытывает ненависти к ней, ведь это был выбор Владимира, а значит уже поэтому она достойна уважения.

Третяя жена Высоцкого Марина Влади

Марина Влади , наверно, самая роковая женщина в судьбе Высоцкого. Он влюбился в нее еще на экране, а уже реальная их встреча произошла в то время, когда актрису пригласили на работу в театр на Таганке. Они долго не могли признаться друг другу, да и самим себе в своих чувствах, и тогда, когда Владимир и Марина остались вдвоем, они не могли надышаться друг другом.

В 1971 году Марина Влади и Владимир Высоцкий официально поженились и уехали во Францию. Но этот период нельзя назвать счастливым в жизни Марины, ведь Высоцкий, который в СССР был уже значимой величиной, зарубежом оказался никем. На родине ему не давала развернуться тоталитарная машина, а Париж просто не понял порыва души. Единственное, что удерживало супругов вместе, была их безграничная любовь друг к другу. Когда Марина Влади узнала о болезни Владимира, это стало большим ударом для нее. После смерти Высоцкого, Влади была сама не своя, однако вскоре из депрессии ей помог выйти ее третий муж. Несмотря на то, что в этом браке Марине чувствовала себя любимой, она так и не смогла забыть Владимира.

Иза Жукова

Иза Жукова была первой женой Владимира Семеновича. Они вместе учились в Школе-студии МХАТа, она на старшем курсе, он на младшем, что поначалу сказалось на их отношениях. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у Изиной однокурсницы Греты Ромадиной. Через некоторое время стали жить вместе. А когда надумали официально оформить отношения, решили обойтись без шумной и пышной свадьбы: зачем, если они и так давно уже муж и жена? Правда, совсем избежать торжества не удалось. Против восстали родители Владимира Семеновича, особенно отец, Семен Владимирович. Он искренне не понимал, как можно отказаться от торжества, когда женится единственный сын?!

Владимир Высоцкий и Иза Жукова 1958 год Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе "Артистик". Поскольку его долго не было, Иза отправилась выручать будущего мужа. Когда она пришла за ним в кафе, он ей сказал: "Изуль, я всех пригласил!". - "Кого всех?!" - удивилась будущая жена. Ответ ее просто огорошил: "А я не помню. Всех, кто там был". В результате получился пир на весь мир. И не где-нибудь, а на Большом Каретном! После окончания студии Изу Высоцкую пригласили на работу в Киевский театр имени Леси Украинки, Владимир Семенович еще продолжал учиться. Два года они были и врозь, и вместе... Часто ездили друг к другу и почти каждый день писали письма. Когда Иза Константиновна приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик писем от Высоцкого. А у него лежал посылочный ящик ее писем.

Ящики сложили на антресолях в квартире на Первой Мещанской. К сожалению, все они пропали: никто не знает, куда подевались, когда переезжали на новую квартиру в Черемушках. "У Володиной мамы Нины Максимовны нашлось только одно письмо 60-го года, но это мое письмо к Володе. Мои-то не жалко, Бог с ними, а Володиных писем было много, и они были очень большими". А еще они много разговаривали по телефону. В Киеве Иза жила в помещении театра, рядом с ее комнаткой был кабинет заведующего труппой Дудецкого. Уходя, он оставлял ей ключ от кабинета, который отделяла от ее комнаты только тоненькая фанерная перегородочка. Когда раздавался междугородний звонок, Иза бежала в кабинет, и они подолгу разговаривали. "Володя часто звонил. Девчонки на переговорном уже к нам привыкли, и когда мы начинали говорить про какое-то дело, они нам грозили отключить - им было скучно: "Говорите про любовь! А то отключим!"... Все это было и серьезно, и в то же время несерьезно". Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас, впоследствии - за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви. Она воспринимала его без ореола будущей знаменитости, могла только догадываться, насколько он талантлив. Что же до его песен, то они ее порой просто... раздражали: "Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт. Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться... И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...". Прозрение пришло много лет спустя... Иза Константиновна вместе с театром оказалась на гастролях в городе Новомосковске. Было безумно жаркое лето. К помещению Дворца культуры, в котором проходили гастроли, она шла через огромную, залитую асфальтом и солнцем, площадь. Было совершенно фантастическое ощущение безлюдности и какого-то испепеляющего, безжалостного зноя. И вдруг из окна грянули "Кони привередливые". Стоя на раскаленном асфальте, она была ошеломлена и потрясена, как-то внезапно осознав, что очень вольно и даже легкомысленно обращалась с человеком, который был чем-то гораздо большим, чем она могла себе представить. В 1961 году Иза Высоцкая уехала работать в Ростов-на-Дону. Трудно постоянно жить в разлуке, и вскоре они развелись. Она не восприняла развод как трагедию, более того, сохранила в себе ощущение того, что ей невероятно повезло: "Мне есть что вспомнить, и я ни о чем не жалею. Людмила Абрамова

Владимир Семенович со своей второй женой Людмилой Абрамовой и старшим сыном Аркадием О второй жене Владимира Высоцкого актрисе Людмиле Абрамовой известно очень мало, в основном лишь то, что именно эта женщина родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей - в 1962 году Аркадия (он сценарист), а в 1964 году - Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого). Людмила и Владимир познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку" в 1962 году, а спустя несколько лет поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, и вскоре Высоцкий с Абрамовой развелись. Как вспоминает мама Владимира Семеновича Нина Максимовна, она очень переживала тогда за внуков, Никиту и Аркадия, жалела их. "Но сын успокаивал меня, - рассказывала мать Высоцкого. - Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...". Действительно, до конца жизни, несмотря на всю свою занятость, он помнил и заботился о них.

А Людмила Владимировна вскоре снова вышла замуж, в новом браке родила дочь Серафиму. К бывшему мужу, пока он был жив, относилась как-то неоднозначно. Так, под предлогом того, что фамилия Высоцкий слишком известная, отправила детей в школу под фамилией Абрамовы. Но, скорее всего, даже после развода она продолжала его любить и жалеть. Вот что вспоминает о своем детстве Никита Высоцкий: "Отец очень быстро водил - машины позволяли. Однажды в узком переулке разогнался километров под 90 и в самый последний момент заметил яму на дороге. Затормозил, но капотом мы туда все-таки попали. Отец крепко и остроумно выругался, дал задний ход. Позже со смехом я рассказал маме об этом случае. Мама заплакала и сказала примерно следующее: "Вот вы не понимаете, а отец из-за своих скоростей умрет". Имелась в виду, естественно, не скорость езды по арбатским переулкам. Только теперь я понимаю, о чем тогда мама плакала".

Сегодня Людмила Владимировна на пенсии, но работает преподавателем в лицее. Много внимания уделяет Музею Владимира Высоцкого, помогая своему сыну Никите - у нее богатый опыт музейной работы. Татьяна Иваненко

Из всех любовных историй Владимира Высоцкого эта, пожалуй, самая болезненная. О ней мало кто хочет вспоминать, тем более что сама Татьяна на эту тему не распространяется: интервью категорически не дает, с сенсационными заявлениями не выступает. Но у этого романа много свидетелей, по словам которых, как по крупицам, можно при желании получить общую картину. Особенно много упоминаний об Иваненко в книгах Валерия Золотухина, правда, он ее не жалует. Впрочем, Валерий Сергеевич мало кого удостаивает доброго слова, кроме разве что Марины Влади.

Татьяна - актриса Театра на Таганке. Ее самой яркой ролью была, наверное, бесшабашная Женька Комелькова в инсценировке по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". Их отношения начались задолго до появления в жизни Высоцкого Марины Влади и продолжались уже при ней. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, у которого Иваненко снималась в картине "Внимание! Цунами", впоследствии рассказывал: "Володя страдал, он понимал, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть. И она тоже очень страдала. Только Марина уедет, Володя приволакивает Таню ко мне в Одессу. А Таня очень красивая была девочка и настоящий человек". Как-то обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: "Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!". Марина лишь снисходительно улыбалась, а Татьяна звонила Высоцкому по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать Нину Максимовну.

Татьяна Иваненко родила от Высоцкого дочь Настю, которой он при жизни очень помогал. Все его друзья знали о существовании девочки, но когда Владимир Семенович умер, предпочли о ней позабыть. От матери и дочери отвернулись многие из тех, кто еще вчера называл себя друзьями. Говорят, Настя, подобно многим незаконнорожденным детям, просто копия своего отца. Порой это единственный способ доказать свое родство. Вот только ни Татьяна, ни Настя к этому, похоже, не стремятся. Никита Высоцкий, которого кто-то из журналистов спросил о сестре, ответил приблизительно следующее: "Да, была такая история. Не буду комментировать отношения отца с женщинами, это не мое дело. Но человек этот не заявлял о себе, и, что для меня более существенно, о нем не заявлял мой отец. Вся эта история, мне кажется, характеризует ее героев с хорошей стороны. Ведь они могли из этого сделать сенсацию, кричать об эксгумации и собирать свидетелей, но не захотели. К счастью, время "детей лейтенанта Шмидта" прошло, хотя был период, когда их было слишком много. Марина Влади

Об отношениях Владимира Высоцкого и Марины Влади, кажется, известно абсолютно все. И неизвестно ничего. То, что мы знаем, - красивая сказка, не более. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это неправда. И все-таки....

Он действительно влюбился в нее, увидев в кино, а потом несколько лет ждал встречи. Затем у них случился совершенно сумасшедший роман, после которого они поженились. Именно ей посвятил Высоцкий большую часть своей любовной лирики. И за 12 лет совместной жизни они действительно не утратили чувства влюбленности. Впервые Высоцкий увидел Марину Влади в фильме "Колдунья". "Эта женщина будет моей женой!" - решил он.Марина Влади в фильме "Колдунья" 1955

1969 год Даже расставаясь на очень короткий срок, и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. И тогда он набирал "вечные 07", просил телефонисток, с каждой из которых был уже знаком, соединить его с Парижем. А когда раздавался долгожданный звонок, говорил: "Здравствуй, это я!". Они летали друг к другу так же часто, как другие люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали.

Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она лечила его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). После ночного звонка ей часто приходилось ехать на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний. Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Она привозила из Парижа абсолютно все - от джинсов, которые он очень любил, до мебели и бытовой техники для его загородного дома. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей - неслыханная роскошь для советского человека!

С практической точки зрения совместная жизнь с Высоцким не принесла Марине Владимировне абсолютно никаких выгод. Наоборот, отрицательно сказалась на ее карьере - не будь у нее русского мужа, Влади могла бы многое успеть как актриса. В течение 12 лет большую часть времени Марина находилась в Москве. И это было не на пользу карьере. Но всегда всю свою жизнь она решала как женщина, а не как актриса.

Сегодня Марина Владимировна снова замужем. За последние годы она многое пережила: попал в тяжелую аварию старший сын, погибли две внучки. Несмотря ни на что, она по-прежнему хороша собой. В память о Высоцком она хранит первую книгу его стихов "Нерв", фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни - Марина Владимировна разыскала и переписала все, что он пел когда-либо в театре, кино, на телевидении, в концертах и даже только в своем кругу. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может. "Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо". Оксана Афанасьева-Ярмольник

Сам Высоцкий называл ее своей последней любовью. А это дорогого стоит. О своих отношениях с Владимиром Семеновичем Оксана Афанасьева (ныне Ярмольник) молчала очень долго, и только лет пять назад некоторым средствам массовой информации удалось заполучить ее откровения. Когда они познакомились, ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Красивая и, как сказали бы сейчас, необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Он попросил телефон, пригласил на свидание. А она... размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: "Да ты что?! Все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!". Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Оксана рассталась со своим женихом, решив, что лучше один день с таким мужчиной, как Высоцкий, чем всю жизнь с серой посредственностью. Вместо одного дня судьба подарила им почти два года

Она до сих пор преклоняется перед ним, считая "абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком". Именно Оксана открыто встала на защиту памяти певца от огульных обвинений его в алкоголизме и наркомании, столь популярных в последнее время: "Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман... Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы, Володя снялся в фильмах "Место встречи изменить нельзя" и "Маленькие трагедии". У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм "Зеленый фургон". Правда, ему не дали. При этом - да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью".

Владимир Семенович очень переживал из-за неустроенности ее судьбы, из-за того, что не может, будучи женатым на Марине Влади, жениться на Оксане. Он даже решил просить у Марины развода. В конце декабря 1979 года Марина Владимировна прилетела в Москву, где хотела встретить Новый год и серьезно поговорить с Высоцким. Кстати, в ее книге этот приезд вообще не упоминается. Вот что вспоминает об этом администратор Театра на Таганке Валерий Янклович, входивший в последние годы жизни Высоцкого в круг его близких друзей: "...Марина уже на даче. А Володя едет получать телевизор для одной девушки, отвозит его к ней домой. (Тут я должен сказать, что в последние годы Володя очень серьезно относился к этой девушке. Хотя меня она тогда немного раздражала... Но я видел Володино отношение: он принимал участие в ее жизни, вникал в студенческие проблемы... Конечно, она сыграла в жизни Высоцкого определенную роль)". С первой минуты знакомства у Владимира Семеновича и Ксюши было ощущение общения с родным человеком. Она всюду ездила с ним на концерты. Когда Высоцкий пришел в себя после первой клинической смерти, именно ей он сказал: "Я люблю тебя!" Если он ехал за границу, всегда спрашивал, что ей привезти. За два дня, проведенных в Германии, умудрялся купить ей два чемодана шмоток. Все - с необычайным вкусом подобранное. "Мне нравится, - говорил, - когда ты каждый день в чем-то новеньком". Или: "А вот это - моя особенная удача". Удачей была французская сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, ей особенно шла. Платья от Диора и Шанель в дефицитной Москве создавали Оксане определенную известность, представляя ее кому-либо, подруги говорили: "Знакомьтесь, это Оксана - у нее 18 пар обуви". Но когда Высоцкий умер, она ушла из его квартиры налегке - ничего не взяла... Высоцкий хотел обвенчаться с Оксаной. Они даже нашли батюшку, купили кольца, но не успели... Однажды весной она призналась ему, что очень любит ландыши. А когда проснулась, увидела, что вся ее комната уставлена ландышами... Наверное, у него и вправду был совершенно особый дар - он умел превращать жизнь в праздник. Он хотел с ней обвенчаться: они наивно полагали, что в государстве, где церковь отделена от государства, их обвенчают без штампа в паспорте. Но оказалось, что это не так просто. После долгих поисков Высоцкий все же нашел батюшку, который согласился на такой, в общем-то, противоправный поступок. Владимир Семенович купил кольца, но обвенчаться они не успели. А кольца после смерти Высоцкого пропали из его квартиры - они лежали в спальне - на тумбочке, в стакане... Год его смерти был самым страшным в жизни Оксаны Афанасьевой: она ушла в академотпуск, хотела уехать из страны, ее даже пытался завербовать КГБ - а когда не получилось, просто выгнали из института. Сегодня Оксана - театральный художник. Через два года после смерти Высоцкого она познакомилась с Леонидом Ярмольником и спустя некоторое время вышла за него замуж. Но Высоцкого Оксана до сих пор вспоминает с любовью и нежностью, считая, что он, как добрый ангел, во многом определил ее дальнейшую жизнь.С жёнами всё Судя по фотографиям был ещё роман с Азой Лихитченко, однокурсницей Высоцкого, потом популярной советской телеведущей. Хотя, тогда их не было. Значит - диктор. 1960 год. Пиджак, видно, фартовый, тот же на Владимире Семёновиче будет и на бракосочетании с Абрамовой.